«Ненцы и их традиции» Методическое пособие для воспитателей к занятию |
вс., 27.05.2018 |
Автор: Сергута Гульнара Тимербаевна
Воспитатель МБДОУ «Крепыш»
ЯНАО г. Ноябрьск
Методическое пособие для воспитателей к занятию
«Ненцы и их традиции»
Мы живем в Ямало – Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хан-ой песни).
Задание: Если бы все попросили нарисовать «суровый край Земли», чтобы вы изобразили ( детям предлагается словесно оформить ассоциативный ряд).
Задача: развитие воображения, умение находить речевые описания.
В давние – давние времена в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленьей шкуры строили жилье, делали орудия труда, посуду, шили одежду. Эти добрые и красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет».
Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков. Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легегды ненцы свято берегли их и рассказывали их своим детям. Поэтому и существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, ещё называются традициями. Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.
Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому. Нельзя уничтожать растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой – нибудь дар.
Демонстрация макета чума.
Тундра – большой дом для ненцев, но есть ещё маленький – это чум. Чум – ненецкое жилище. Он очень удобен. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жильё. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленьей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и, говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо.
В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.
Загадка: Утоляем голод мхами
Хоть укрыла их пурга.
Как лопатами, рогами
Разгребаем мы снега. (Олени)
По – особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами. Оказывается, олени не раз спасали человека. Если ненца в тундре застала пурга, и он заблудился – можно положиться на оленя, он обязательно приведет упряжку к жилищу.
Загадка ненецкая: две головы в небо смотрят. (Нарты)
Загадка: Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой по д вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего – то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую – нибудь клятву и не сдержал её. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят духу медведя на специальных местах в тундре.
Загадка: Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.
Ненецкая легенда рассказывает, как появилась Земля и люди на ней.
«Сначала была лишь вода. Священная птица Гагара достала со дна кусочек ила и отдала его верховному Божеству Нуму, Из этого ила Нум слепил землю, а затем и людей. Нга – злое начало, бог болезни и смерти замарозил землю. создал солнце и ледник. Нга создал луну. Когда ожили люди. Нга решил вдохнуть в них душу, но Нум не позволил ему одному это сделать и они вдохнули вместе, с тех пор и соседствуют в человеке – добро и зло.
Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылают на людей болезни.
«Летом между богами светлыми и мрачными бывает драка, из зубов, которыми они хватают друг друга, летят искры и люди видят молнию, а от наносимых ударов раздается гром».
Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман. Он живет в отдельном чуме, с помощью духов он помогает человеку в охоте, в хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех. Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни – призывы духов, он танцует вокруг огня, бьет в бубен и произносит: «Гой, гой, гой!» На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.
В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они пускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.
За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки.
В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. Ненецкие женщины говорят: «У нас женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь». К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своим позвякиванием они отгоняют злых духов.
Шьет женщина игольницу из сукна и украшает бисером, мехом. Игольница наделена волшебной силой. На ней тайгу перелетали и моря переплывали.
Зимнюю одежду и обувь шьют из оленьей шкуры, украшают изделие орнаментом. Орнамент – повторяющийся узор на изделии. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.
Задание: Соедини орнамент (предлагается из элементов создать ненецкий орнамент). Если узор нашивается на одежду – это уже аппликация.
Задача: ознакомление с техникой «мозаика».
Орнамент состоит из различных геометрических фигур: ромбов, квадратов, полос, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Обычно его название женщина брала из природы: «ушки зайца», «оленьи рога», «локоть лисицы», «бегущий соболь» и т.д. Орнамент похож на зверя и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе бежит зверь, олень.
Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получается великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным – давно заморские купцы плыли по морю , долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».
Задание: Прочитай, орнамент (детям предлагается назвать орнамент предложенных бисерных полос).
Задача: научить детей определять своеобразие ненецкого орнамента.
Литература:
- Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995
- Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf