"Дымковские мастера" Конспект НОД в старшей группе

  сб., 16.03.2019

Составители:

Плеханова Наталья Вячеславовна,

Городовая Гузель Фирдависовна

воспитатели МАДОУ ЦРР д/с№158 города Тюмени

Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.

Задачи:

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей

Обогащение словаря детей: Вяткадымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

Педагог: Послушайте стихотворение:

В родимый сторонке над Вяткой-рекой

Есть сказочный домик, известный такой.

Волшебницы в городе нашем живут,

На радость народу их солнечный труд.

Там руки художниц из глины простой

Готовят для нас хоровод золотой.

И дымковских кукол сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Для счастья и мира наш вятский народ,

Как сказку, игрушку свою создает.

От доброй и щедрой прекрасной души

Игрушки затейливы и хороши.

Их яркие краски на солнце горят

И радуют взрослых и малых ребят.

Педагог: Глиняные игрушки лепили по всей России, там, где  с давних времен жили  и работали гончары. Я вам расскажу, как лепили Дымку.

В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка - свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

Педагог: Я приглашаю вас в мини – музей «Дымковской игрушки»

Игрушки эти непростые,

Они волшебно - расписные,

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор.

Дети рассматривают Дымковские игрушки

Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.

Посмотри как хороша

Эта девица-душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня, уж так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет

 Показ Дымковской  игрушки « Барыня»

Педагог: Чтобы получилась такая нарядная куколка, нужно было знать секреты ее изготовления. Глину собирали  после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Готовую фигуру обжигали в  русской печи, отчего глина затвердевала.

(показ педагога)

Ребята, вы думаете, наша барыня – сударыня готова? Далеко еще нет. После обжига фигурка по прежнему остается красно- коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали-окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Педагог: Какого цвета в дымковских игрушках больше?

Дети: Белого

Педагог: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети: синий, красный, желтый, зеленый.

 Педагог: Да, все игрушки расписаны яркими красками

Педагог: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?

Дети: Да!

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Педагог: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут дымковские барышни.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём  вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Педагог: Я предлагаю  вам  расписать дымковскую барышню. Расписывать будете гуашью.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце НОД устраивается выставка. 

Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

Интернет-ресурсы:

МДОУ  детский сад No18 д. Красный Балтиец. Пушкарева А.Н. Проект в средней группе:«Дымковская игрушка» https://pushkareva-mrds18.edumsko.ru/uploads/8300/8233/section/573742/Prekt_Dymkovskaya_igrushka/Proekt_Dymkovskaya_igrushka.pdf

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-izgotovlenie-dymkovskoi-igrushki-777089.html

https://infourok.ru/urok-tehnologii-vo-klasse-dimkovskaya-igrushka-1483876.html

Использованная литература:

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство - Пресс, 2012.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005624-0005625

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 5654
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.