«Животные и птицы Красной книги Тюменской области»

  пт., 30.12.2016

Автор:

Кужахметова Алмаа Тактомысовна,

учитель – дефектолог (тифлопедагог)

Первая квалификационная категория

Педагогический стаж – 23 года

МБОУ НШ-ДС № 76 города Тюмени

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Животные и птицы Красной книги Тюменской области»

Задачи:

- Расширять представления о родном крае

- Познакомить детей с Красной книгой Тюменской области, подвести к пониманию, для чего она создана.

- Дать детям представления о диких животных и птицах, занесенных в Красную книгу Тюменской области.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе родного края, любовь к природе.

- Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, движения) при передаче образа животного или птицы.

Коррекционные задачи:

-  Развивать  зрительно – пространственную ориентировку в замкнутом пространстве на вертикальной и горизонтальной плоскости, умение распознавать диких животных в различных модальностях, называть их.

 - Продолжать учить оперировать пространственными представлениями (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, посередине справа, посередине слева вверху, внизу);    обозначающих пространственное расположение объектов; чётко дифференцировать основные направления; ориентироваться с помощью осязания.

- Развивать активную речь детей: названия диких животных и птиц.  Расширение активного и пассивного словаря детей за счёт описательной речи.

- Продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе 

Оборудование: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер; слайдовая презентация.

Демонстрационный материал: Красная книга Тюменской области, набор цветных картинок «животные и птицы Красной книги Тюменской области»; запись песни  «Моя  Тюмень»

Раздаточный материал: эмблемы на каждого ребёнка с силуэтным изображением дикого животного или птицы; набор силуэтов птиц и    животных; тканевые очки.

Предварительная работа: Рассматрива­ние изображений птиц, зверей,  бесе­да об особенностях покрытия их тела (шерсть и колючки у зверей, перья у птиц, чешуя у рыб).   Знакомство с образами разных животных в произведе­ниях декоративно-прикладного искусст­ва, рассматривание предметов мелкой пластики. Рассматривание красной книги Тюменской области, Карта Тю-менской области; И.Истомин " Ненецкие сказки"; Н.Зубарев  "Ялуторовск";  Ю.Н. Тюрин "Тобольск" Фотоальбом;  К.Лагунов "Как искали Тюменскую нефть"; Фотоальбом " Земля Тюменская";  Н.П. Дементьева "Улицы Тюмени рассказывают"; газета "Тюменская область сегодня";

Ход занятия:

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

 Тифлопедагог: Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

 

Педагог предлагает детям послушать песню.

  Педагог:  - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

  (ответы детей)

 Педагог: -  У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, край,  город)

Педагог:  - Да, мы с вами живём в Тюменском крае, для нас он родной.

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

Педагог:  - Наш край богат не только своими достопримечательностями, хорошими людьми, но и богатой природой. В наших лесах много животных и птиц. Ребята,  а каких птиц и животных вы знаете или видели?  ( ответы детей)

 Педагог: - А  каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают?  (Динозавры, мамонты).  Они  жили очень — очень давно  и о их существовании нам известно совсем немного.  Но и сейчас некоторые виды животных продолжают  исчезать.  По какой причине, как вы считаете?

  (ответы детей)

- Послушайте рассказ, который приготовила нам Виктория.

Рассказ «Морские коровы» (Приложение №1).

- Спасибо Виктория!

Педагог: - Более ста видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу.  

- Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей? (Ответы детей)

Педагог: - Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные  и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда. Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Но, мы с вами сегодня познакомимся с  животными, которые внесены в Красную книгу Тюменской области.  А познакомят нас с некоторыми животными и птицами дети из нашей группы. Они приготовили для вас дома со своими родителями небольшие сообщения. 

Выступления детей подготовительной группы (краткое сообщение о животных и птицах (Приложение 2), сопровождается   презентацией «Красная книга Тюменской области  (Приложение 3)

Спасибо за информацию! Сообщения ребят станут страницами Красной книги в нашей группе. В следующий раз мы с вами сделаем иллюстрации для этой книги.

Физминутка

У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.

Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей).

Зрительная гимнастика «Заяц».
 Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.              (Смотрят вверх).
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.       ( Глазами смотрят  

                                                                         вверх-вниз,  вправо-влево).

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.            (Моргают глазкам).
Глазки закрывает.                                                (Глазки закрывают).
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Педагог: - Ребята! А сейчас я предлагаю Вам стать лесными следопытами и   выполнить  несколько  интересных и увлекательных заданий, а для этого надо быть очень внимательными. 

Задание 1

Назовите силуэты каких животных и птиц расположены на мольберете. (Медведь, ёж, олень, заяц, пеликан, фламинго)

Сейчас вам необходимо запомнить, как они расположены и в таком же порядке  разложить у себя на столах (педагог по истечении 5 секунд накрывает мольберт с силуэтами животных).

Задание 2

Следующее задание:   изобразить животных:

По походке  - корсак, белый медведь, заяц - русак;
По рогам -   олень;
По прыжкам –  заяц;
По звукоподражанию –  медведь.

Рефлексия:

- Молодцы! Вы настоящие следопыты.

- Для чего нужна «Красная книга»?

- Что нового вы сегодня узнали?  Что запомнилось и понравилось?

- О каких новых животных или птицах вы сегодня узнали ?

- Что было сложным для вас?

 Педагог хвалит детей.

Список используемой литературы:

  1. Красная книга Тюменской области. Составитель Добринский Л.Н. Издательство Уральского института. Екатеринбург, 2004.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  4. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей от трех до семи лет. Издательство «Азбука – классика», 2010. 
  5. http://краснаякнига.игс.рф/animal/69/

Приложение №1

 

 Рассказ «Морские коровы».

Много лет тому назад у далёких островов в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодная смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров

оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

Приложение №2 

Краткая информация о животных

1 ребенок: Северный олень

   Туловище удлиненное, ноги сравнительно короткие. Рога имеются как у самцов, так и у самок.  Исчезает из – за нехватки пастбищ, домашних оленей стало больше и корма диким оленем не хватает.  Питается лишайником, травянистыми растениями, грибами.   Обитает на севере Тюменской области.

2 ребенок: Тундряной лебедь

    Взрослые самцы и самки летом и зимой чисто-белые.  Клюв черный. Живет в водоемах. Питается  растительной пищей.  Исчезает из – за   беспокойства людьми. Обитает на севере Тюменской области.

3 ребенок: Обыкновенный ёж

      Зверек  с  короткими ногами и небольшим хвостом. Верхняя сторона тела покрыта твердыми короткими иглами. Обитает в окрестностях Тюмени, по берегам реки Обь.  Исчезает из–за вырубки лесов, применения ядохимикатов. Зимой впадает в спячку.

 4 ребенок: Фламинго

   Крупная птица   на длин­ных ногах, с очень длинной шеей, с большим  изогнутым книзу клювом. Тело покрыто перьями розового цвета. Питается моллюсками, червями, водорослями. Обитает на юге Тюменской области.

5 ребенок: Морской заяц

   Морда вытянута, шея укорочена. Шерсть на спине однотонная, буровато-серая. Обитает на севере Тюменской области. Питается рыбой. Исчезает из – за загрязнения вод и его очень много вылавливают.

6 ребенок: Кудрявый пеликан

  Перья головы, затылка и шеи кудрявые и удлиненные. Большой клюв с крючком  на конце имеет  большой,  кожистый мешок оранжево-желтого цвета. Гнездятся  на юге Тюменской области. Питается рыбой.  Исчезает из - за  недостатка рыбы.

7 ребенок: Белый медведь

 Тело  покрыто густой и теплой  шерстью. Голова неболь­шая. Подошвы лап покрыты шерстью. Обитает на севере Тюменской области. Питается морским зверем, рыбой, птицами, морскими водорослями и мхами. Исчезает из – за   погодных условий.



Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 3237
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги