«Защитники природы» НОД по экологии для подготовительной к школе группы

  вс., 23.10.2022

Автор-составитель:

Тарнаева Екатерина Николаевна

воспитатель НРМБДУ "Детский сад "Жемчужинка" ХМАО,

Нефтеюганский район, г.п. Пойковский

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии для подготовительной к школе группы «Защитники природы»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей».

Возрастная группа: подготовительная группа

Длительность :25-30 МИН.

Цель: Расширение представлений у детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Образовательные задачи:

(Познавательное развитие)

— развивать познавательный интерес у детей к миру природы;

— формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; 

— развивать умения проводить несложные опыты с водой.

— обобщать представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

 - создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

«Физическое развитие»

— предупреждение утомляемости детей. 

(Речевое развитие)

— активизировать и пополнять словарный  запас  детей: природа, насекомые, рыбы, помощь.

 — развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли и понятно отвечать на  вопрос 

(Социально-коммуникативное развитие)

— формировать навыки коллективного общения, партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности 

- воспитывать детей  гуманно, эмоционально-положительно, бережно, относиться к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: энциклопедии «Отчего и почему?»,  В. Бианки «Приключение муравьишки»,

чтение стихотворений о природе, проведение бесед: «Животные нашего родного края», «Птицы нашего родного края», «Лес и человек», «Правила поведения в лесу».

Материалы и оборудование:

— Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды.

— Магнитофон с флеш — картой;

— Интерактивная доска для просмотра иллюстраций и готового материала.

— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

— Стаканчики, воронки, вата, марля;

Ход ЗАНЯТИЯ:

Под музыку  воспитатель и дети заходят в зал.

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Ребята давайте с вами поздороваемся (здороваются) и подарим друг другу на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята давайте вспомним с вами, что такое природа?

Ответы детей: Природа-это где всё живет, размножается, растет, цветет. Это весь живой мир. Это все то, что может существовать без помощи человека и не создано человеком.

Воспитатель: Верно. Мы с вами уже знаем, что природа бывает живая и не живая, скажите мне пожалуйста, что относиться к живой природе?

Ответы детей: Живая природа – это люди, птицы, рыбы, насекомые, животные, растения, бактерии, грибы.

К живой природе относиться все что дышит, растет, развивается, стареет, питается, размножается и умирает.

Воспитатель: А что относиться к неживой природе?

Ответы детей: Неживая природа – это земля, ветер, вода, небо, воздух, осадки.

Неживая природа – это камни, песок, солнце, звезды, горы.

Воспитатель: А как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой?

Ответы детей: Живая природа не может жить без неживой. Без луны, солнца, почвы, песка, воды, воздуха мы не можем существовать.

Воспитатель: Верно. Кроме того, мы, как и животные и насекомые и рыбы, и растения дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

Сегодня утром мне по электронной почте пришло необычное письмо.

Посмотрите, я вывела его на экран. Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья!

Мне известно, что вы «Защитники природы». Поэтому и обратилась к вам за помощью. К нам в лес пришли отдыхать люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают как это важноОни натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьи среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите пожалуйста навести у меня порядок, спасите братьев ваших меньших!. Ваша Матушка природа» 

Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Ответы детей.

Но прежде чем отправляться туда, давайте вспомним правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

На интерактивной доске появляются картинки «Что нельзя делать в лесу». Дети проговаривают все правила:

1.На природе нельзя слушать громко музыку.

2. На природе нельзя бросать мусор.

3. Нельзя топтать и рвать цветы.

4. Нельзя мыть машины.

5. Нельзя ловить жуков и бабочек.

6. Нельзя разводить огонь.

7. Нельзя разорять муравейники.

8. Нельзя рвать паутины.

9. Нельзя лезть в птичьи гнёзда.

10.Нельзя трогать детёнышей животных.

11.Нельзя ломать ветки на деревьях.

12.Нельзя стрелять в животных.

Воспитатель: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветер, ветер, ветерок, нас неси скорей в лесок.

Демонстрируется на интерактивной доске слайд, где изображены рыбы в загрязненной воде.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами в лесу. А вот и речка , а в ней и рыбки о которых говорилось в письме.  Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Ответы детей: они грустные, потому что вода в реке грязная и им тяжело дышать из-за этого.

Воспитатель: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Ответы детей: Рядом  свалка и завод. А с завода стекают грязные отходы в речку.

Воспитатель: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Ответы детей: Чтобы река не загрязнялась нужно перерабатывать отходы.

Воспитатель: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.(приложение 3)

Воспитатель.: Ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Я захватила с собой воду из речки.

Воспитатель: Вам необходимо  слушать внимательно инструкции; не шуметь и не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными

Эксперимент «Очистка воды»:

Опыт проводится за «круглым столом».

Воспитатель: Верно. Приглашаю всех подойти к столу. Сейчас мы попробуем очистить вот эту воду.

Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание! Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через фильтр. А фильтр мы сделаем из  ваты и марли. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).

Воспитатель: А вода стала чище? 

Ответы детей: ДА.

Воспитатель: Значит наш фильтр не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели .

На слайде несколько рыбок появляются повеселевшие.

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём.

Физкультминутка с животными.

На экране транслируется видео физкультминутки. Дети повторяют слова и движения.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

Ответы детей: помощь нужна Муравьям (на экране появляется иллюстрация муравьев).

– Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях.

Ответы детей: Муравьи маленькие, трудолюбивые, сильные.

Они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

Воспитатель: Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, начинает паниковать, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв?

Ответы детей: Дом муравья называется – Муравейник

Воспитатель: А из чего он сделан? И где находится?

Ответы детей: муравье свои дома делают из мелких палочек, веточек, и опавших хвойных иголок. Строят они его между деревьев, что бы его не трогали другие животные.

Воспитатель:- Дети, а какую пользу приносят муравьи?

Ответы детей: Делают почву более рыхлой.

уничтожают насекомых вредителей.

На слайде появляется иллюстрация муравейника.

Воспитатель:- Верно. Муравьи отличные помощники птицам. Птицы опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

Демонстрируется иллюстрация с изображением птицы возле муравейника.

Воспитатель:- Тут случилась вот  беда

Пропала муравьиная нора,

Муравейник кто-то раскидал,

И камнями забросал!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

Дети, будьте внимательны! Вам надо не только восстановить муравейник, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10, чтобы муравьи нашли дорогу домой.

Ди «Тропинка». (счет от 1 до 10)

(на мольберте муравейник с камнями, 2-е детей убирают камни, 10 детей по порядку выкладывают камни с цифрами к муравейнику)

Воспитатель :Молодцы , вы отлично справились! Посмотрите муравьи довольны. 

На слайде появляется довольный муравей

Воспитатель: Давайте с вами пройдем  дальше и посмотрим , что же ещё случилось в этом лесу. Убирает ширму.

Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, деревья,  грибочки, травка, цветочки, под деревьями сидят лесные жители (заяц, медведь, волк, лиса), повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель: Посмотрите ребята, лес затих. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, как вы думаете?

Ответы детей: Отдыхать пришли люди и оставили после себя много мусора вот лесные жители и сам лес притих.

Воспитатель:- Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?

Ответы детей: нет, нельзя. Потому что могут пострадать животные (порезаться, запутаться и т.д.). Пострадают растения и почва от опасных  разложившихся отходов.

Воспитатель: А куда же нужно выбрасывать мусор? 

(выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: А как мы можем помочь лесу? 

Ответы детей: собрать мусор в пакеты, отвезти на площадку для сбора мусора (контейнер), а там рассортировать по бакам. Подвижная игра «Собери мусор»


Давайте с вами его уберём.  (дети собирают мусор в  мусорные пакеты , чтобы потом отнести или отвезти его в мусорные баки для сортировки).

Звучит музыка, пение птиц и журчанье ручейка.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю мусор который мы собрали быстро рассортировать по бакам и заодно вспомнить правила сортировки мусора.

Проводится дидактическая игра «Сортировка мусорных отходов»


Заключительная часть

Воспитатель: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нас опять по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья и заслуженно носите звание «Защитники природы». Теперь я всегда буду обращаться только к вам за помощью.  До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Какие эмоции осталась у вас после нашего путешествия.

Предполагаемые  ответы детей:

- Мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор.

-Я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам.

-Мне радостно оттого, что мы помогли муравьям восстановить их тропу.

Воспитатель: Что больше всего понравилось вам в нашем путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель: Кому и как мы сегодня помогали?

Ответы детей.

Воспитатель: Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. И хочу вам предложить зарисовать то, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии. Надеюсь, что наше путешествие было полезно и познавательно для Вас.

Список используемой литературы:

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.

5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.

7. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

8. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.

9. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009769

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1058
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.