Конспект занятия на тему: «Для чего человеку нос?» (старший возраст)

  чт., 14.04.2011

Автор:

Яговкина Марина Владимировна

воспитатель второй категории

МАДОУ детский сад №126

г. Тюмень

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом.

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов).

Закрепить правила гигиены и ухода за носом.

Учить определять по запаху продукт.

Словарная работа:

Уточнить значение слов : фильтр, сторожевой пост.

Индивидуальная работа:

Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением Матвея А. Добиваться более громких ответов у Юли А.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки, пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

 

Ход занятия

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

В: Отгадайте загадку:

Между двух светил

Я один.            (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

К: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

В: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает. Дети, чего у него не хватает?

Д: У человечка не хватает глаз.

В: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Д: Глаза человеку нужны для того, что-бы он смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

В: Ребята, а теперь все нормально?

Д: Нет, не хватает носа.

К: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

В: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Д: Нос нужен для того, чтобы дышать.

В: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки. Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»:

Раз, два, три

Возьми снежинку,

Раз, два, три

Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

К: Дышать можно и ртом.

В: Да, можно, но через нос дышать лучше. Давайте объясним Карандашкину, как важен для нас нос.

И так о носе. Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром.

А вы знаете, что такое фильтр?

Ответы детей.

В: фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан я вставляю фильтр и выливаю через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Дети, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра.

Ответы детей.

В: изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

К: Да, нос – очищает и согревает воздух.

В: Дети, а вы запомнили, что делает нос с воздухом?

Ответы детей. Вывешивается изображение печки.

К: Дети, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Д: Это Буратино

К: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки. Физкультминутка.

Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

К: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

В: Нет, не только. Ёще нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос»:

Стихотворение рассказывают дети

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

 

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

 

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу.»

 

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

К: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Опрос детей.

К: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Д: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

В: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво?

Ответы детей.

В: Так для чего нам еще нужен нос?

Д: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

В: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Д: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

В: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Д: Мы чихаем.

В: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

В: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Д: Мы с ним гуляем. Мы моем нос. Мы прочищаем нос.

В: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

К: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ёще помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

К: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Д: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

В: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 15581
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.