Конспект занятия на тему: «Для чего человеку нос?» (старший возраст) |
чт., 14.04.2011 |
Автор:
Яговкина Марина Владимировна
воспитатель второй категории
г. Тюмень
Программное содержание:
Познакомить детей с важным органом чувств – носом.
Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов).
Закрепить правила гигиены и ухода за носом.
Учить определять по запаху продукт.
Словарная работа:
Уточнить значение слов : фильтр, сторожевой пост.
Индивидуальная работа:
Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением Матвея А. Добиваться более громких ответов у Юли А.
Материал:
Рисунок человека без глаз и носа;
два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;
снежинки; иллюстрации фильтра, печки, пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
В: Отгадайте загадку:
Между двух светил
Я один. (Нос)
Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.
К: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.
В: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает. Дети, чего у него не хватает?
Д: У человечка не хватает глаз.
В: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?
Д: Глаза человеку нужны для того, что-бы он смотреть.
Карандашкин рисует глаза.
В: Ребята, а теперь все нормально?
Д: Нет, не хватает носа.
К: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.
В: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?
Д: Нос нужен для того, чтобы дышать.
В: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки. Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»:
Раз, два, три
Возьми снежинку,
Раз, два, три
Сдуем пушинку
Полетела, покружилась
И на землю опустилась.
К: Дышать можно и ртом.
В: Да, можно, но через нос дышать лучше. Давайте объясним Карандашкину, как важен для нас нос.
И так о носе. Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.
Поэтому нас нос называют живым фильтром.
А вы знаете, что такое фильтр?
Ответы детей.
В: фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.
Опыт с фильтром:
У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан я вставляю фильтр и выливаю через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.
Дети, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра.
Ответы детей.
В: изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.
Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?
К: Да, нос – очищает и согревает воздух.
В: Дети, а вы запомнили, что делает нос с воздухом?
Ответы детей. Вывешивается изображение печки.
К: Дети, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?
Д: Это Буратино
К: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
К: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?
В: Нет, не только. Ёще нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.
Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.
Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос»:
Стихотворение рассказывают дети
Я ничего не знаю
И вдруг мой нос говорит:
Что где-то у кого-то
Что-то сейчас горит.
Я ничего не знаю
Но мой нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И вон туда положил.
Я ничего не знаю
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем,
Очень тебя прошу.»
Ходишь с ним и гуляешь
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь?
Пахнет уже весной!»
К: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?
Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.
Опрос детей.
К: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?
Д: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.
Спросить несколько детей.
В: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво?
Ответы детей.
В: Так для чего нам еще нужен нос?
Д: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.
В: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?
Д: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.
В: Как наш нос старается освободиться от микробов?
Д: Мы чихаем.
В: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.
Карандашкин путает.
Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)
Вытирать нос своим носовым платком (можно)
Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)
Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).
В: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?
Д: Мы с ним гуляем. Мы моем нос. Мы прочищаем нос.
В: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?
К: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ёще помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.
Карандашкин рисует нос.
К: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!
Д: До свидания! Приходи к нам еще.
Карандашкин уходит.
В: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?
Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf