Конспект сюжетного занятия НОД в подготовительной группе «День Победы»

  пн., 09.06.2014

Автор:

Ситдикова Лала Бариевна,  

воспитатель

ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 " Рябинка"

ХМАО-Югра, г.Лангепас

Аннотация

За основу непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по «Формированию элементарных математических представлений» взята тема  «День Победы». Сюжет способствует удержанию внимания детей на долгое время, повышает их познавательную активность, интерес, что  облегчают процесс усвоения детьми программного материала. В непосредственно образовательной  деятельности ставится задача: формирование общеучебных умений и навыков: умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Содержание методической разработки предназначено для  работы  в  группе компенсирующей направленности для детей нарушениями речи  старшего дошкольного возраста.

Введение

Актуальность. Основными особенностями детей речевой группы являются отсутствие усидчивости, внимания, быстрая утомляемость. Так же они нуждаются в развитии познавательных процессов, активизации операций мыслительной деятельности.  Внимание детей с нарушениями речи удерживается, если деятельность связана с заинтересованностью, увлеченностью  дошкольников. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитанники нуждаются в создании особых условий для успешного усвоения программного материала.  Наблюдения за умственным развитием детей позволяют сделать вывод о том, что таковыми условиями являются  использование логических и математических игр в процессе НОД, связанных с единым сюжетом. Именно такие игры, активизируя процессы мыслительной деятельности  детей, позволяет оптимизировать их умственное развитие.

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Цель НОД:развитие умственных способностей  детей.

Образовательные задачи:

  • учить решать математические задачи;
  •  записывать решение с помощью цифр, знаков  и читать запись задачи;
  • закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;
  • совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;
  • учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости листа ;
  • совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

Развивающие задачи:

  • активизировать внимание, мышление;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать конструктивные способности детей и творчество.

Воспитательные  задачи:

  • воспитывать самостоятельность;
  •  формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

Способы взаимодействия с детьми

Организационный момент:психологический настрой, вступительная беседа.

Двигательная деятельность. Динамическая пауза:  игра «Замри»

Игровое упражнение: «Какой техники не стало?», «Расставь солдат по порядку», «Кого больше?».

Игра: «Найди лишнюю фигуру», «Монгольская игра».

Решение задач.

Слуховой диктант.

Предварительная работа:беседа о Великой отечественной войне, о «Дне Победы», рассматривание иллюстраций  с военной техникой, рассматривание картин на военную тематику.

Материалы к НОД: карточки для нахождения лишнего предмета, игровизоры, маркеры, головоломка «Монгольская игра», изображения военной техники, геометрические фигуры, коврограф Воскобовича и цветовые эталоны, магнитофон.

раздаточный материал изображения солдат, нарисованными  цифрами от 1 до 10на груди,  «математический набор» (цифры, знаки), индивидуальные тетради, простой и цветные карандаши.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Психологический настрой (Создание положительной психологической атмосферы)

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение!  Давайте возьмемся за руки, улыбнемся  друг другу и пожелаем доброго дня.

Вводно - организационный этап.

Задача данного этапа заключается в организации  направленного внимания детей. Создание  ситуации эмоционального благополучия.

Воспитатель.Вопросы детям.

  • Ребята, сейчас какой месяц?
  • До мая какой месяц был?
  • После мая какой месяц будет?
  • А какой праздник впереди?

Воспитатель.Правильно, ребята, скоро праздник 9мая «День Победы».

Как вы думаете, почему наш народ празднует 9 Мая?

Дети.Ответы детей. ( В этот день закончилась война. Наша страна победила фашистскую Германию в ВОВ, поэтому 9 Мая  объявили «Днем победы»).

Воспитатель. Ребята, каждый год в  столице нашей страны Москве и во многих других городах 9 Мая проходят праздничные парады. На Красной площади в Кремле в этот день на параде участвует  разная  военная техника.

Какую вы знаете военную технику?

Дети. Ответы детей.  (Машины, танк, ракета, корабли, самолеты, вертолеты.)

Воспитатель. И в этом году  на  военном параде участвуют: танки, машины, ракеты, самолеты, вертолеты.

Воспитатель выставляет предметные картины с изображением военной техники на мольберт.

Воспитатель. Давайте, поиграем в игру,  «Какой техники  не стало?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картину. Дети говорят, какая картина исчезла.

Воспитатель. Кроме военной техники на параде участвуютзащитники Родины разных подразделений. Первыми встали солдаты на парад. Они  построились в строгом порядке в соответствии с цифрой на форме, которая показывает порядковый номер солдата.

Задание детям.

 Расположите на числовом отрезке солдат по порядку.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. На парад построились 8 пехотинцев и 9 танкистов. Вам нужно узнать кого больше (меньше) пехотинцев или  танкистов.

Дети из «математического набора» достают цифры 8, 9, знаки «>»,  «<».

Сравнивают числа и записывают с помощью знаков. (8<9)

Воспитатель. Кого больше, пехотинцев или танкистов?

Дети. Ответы детей. (Танкистов больше чем пехотинцев)

Воспитатель. На сколько больше танкистов?

Дети.Ответы детей. (Танкистов на один больше чем пехотинцев)

Воспитатель.  В честь праздника прогремели салюты.Если внимательно послушаете задачу, то узнаете, сколько дано салютов.

  1. На параде в честь Дня победы дали сначала 4 салюта, а потом еще 3. Сколько салютов дали всего?

Воспитатель.  А теперь нам надо узнать, сколько же танков участвует на параде?

  1. На параде участвуют 9 единиц военной техники. Из них 5 единиц боевые машины пехоты, остальные танки. Сколько танков  участвует на параде?

Решение задачи дети записывают  в индивидуальных  тетрадях в крупную клетку. Воспитатель просит ребенка (нескольких)  прочитать запись. Остальные проверяют свои ответы.

Динамическая пауза. Игра «Замри»

Дети двигаются под музыку (танцуют, прыгают). С остановкой музыки замирают на месте. Воспитатель задает вопросы:

Кто слева от тебя? Кто справа? Перед тобой? Позади тебя?

Маша встань справа от Саши, а Оля – слева от Алеши и т.д.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Ребята,  на территории любого города много архитектурных объектов: дома, памятники, мосты и др. На карте они выглядят вот так.

Воспитатель показывает геометрические фигуры  детям,  они  называют их.  Фигуры  выставляются  на мольберт: квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник.

Воспитатель. Фашисты на территории одного из наших городов  спрятали секретное оружие. Чтобы узнать, где спрятано секретное оружие,  и обезвредить его, вы должны  найти лишнею фигуру и обвести ее карандашом.

Игра «Какая фигура лишняя?»

У каждого ребенка  на столе карточка с заданием.  Например,

 

 Находят лишнею фигуру и обводят ее простым карандашом.

Воспитатель.Какая среди этих фигур лишняя?

Дети.Ответы детей (треугольник, т.к. другие фигуры  четырехугольники).

Воспитатель. Все участники парада движутся по определенному маршруту. На карте черным квадратом показан исходный пункт участников парада. А маршрут нам предстоит узнать.

Один ребенок выполняет задание на коврографе Воскобовича, а остальные работают в тетрадях. Потом сверяются ответом. 

  • От черной клетки вправо отступите 5 клеток, а шестой закрасьте  красным карандашом.
  • От красной клетки вниз отсчитайте 3 клетки, 4 -ую закрасьте синим карандашом.
  • От синей  клетки влево двигайтесь на 2 клетки, закрасьте 3 –ью клетку  оранжевым карандашом.
  • От оранжевой клетки вверх отсчитайте 6 клеток 7 –ую закрасьте зеленым карандашом.

Воспитатель. Ребята, на параде участвуют не только пехотинцы, танкисты,  моряки, но и ракетные войска, которые охраняют наши воздушные рубежи. Предлагаю вам  построить ракеты и запустить их.

Головоломка «Монгольская игра». Дети, используя все детали,  строят ракету.

Воспитатель. А теперь запустим ракеты.Чтобы запустить ее нужно сосчитать в  обратном порядке, начиная от 10 (обратный счет).

Дима запусти свою ракету! (Маша, Ваня,...)

Воспитатель вначале просит сосчитать обратно нескольких детей (индивидуально), а потом считают хором. 

Воспитатель. Ребята, вы все прекрасно справились с заданиями.

Какое задание вам больше всех понравилось? Почему? (ответы детей)

Думаю,  из вас получатся настоящие защитники Родины.

Список литературы:

  1. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
  5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 14068
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.