Тема: «Звуки [З] – [З’]. Буква З. "Космос"

  сб., 22.06.2019

Составитель:

Бурьянова Марина Владимировна

учитель-логопед

МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Конспект НОД для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Тема: «Звуки [З] – [З’]. Буква З. "Космос"

Цель: Развивать фонематическое восприятие – дифференциация звуков в словах у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о космосе, о планете Земля, о жителях планеты, о звездах и их обитателях; развивать словарь по данной теме.
  2. Закрепить правильное произношение звуков [З]-[З’] и умение давать характеристику этим звукам.
  3. Закрепить фонематическое восприятие – дифференциация звуков [З]-[З’]в словах.
  4. Закрепить умение детей выделять первый звук в словах и заменять на звуки [З]-[З’].
  5. Закрепить знания детей о букве З.
  6. Закрепить умения определять место звука в слове: начало и середина.
  7. Совершенствовать умения на слух образовывать обратные и прямые слоги с помощью символов гласных звуков.
  8. Развивать внимание, память и мелкую моторику рук. Координация речи с движением.
  9. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис. Совершенствовать у дошкольников навык конструирования.

Оборудование: ПК, презентация, разрезные картинки, билеты синего и зеленого цвета, массажные мячи, карточки с символами гласных звуков, веселые и грустные смайлики.

Ход: Дети входят в зал и здороваются с гостями.

1.     Орг.момент.

Логопед:читает стихотворение.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на планету вниз глядит.

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной наш дом родной.

Логопед: Назовите планету, на которой мы живем?

Дети: Земля.

(1 слайд)

Логопед: Посмотрите на экран, так выглядитнаша планетаиз космоса.

Как называют людей, которые живут на планете земля?

Дети: Земляне, дети земли.

Логопед:Ребята, а на звездах живут дети звезд.

(2 слайд)

Дети звезд Заня и Зеня(появляются по очереди) приглашают нас в гости.

Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в звездное путешествие?

Дети:На ракете, на звездолете…

Логопед:Мы отправимся на звездолете.

(3 слайд) (На экране появляется изображение звездолета)

Назовите первый звук в лове звездолет.

Дети: В слове звездолет первый звук [З].

Логопед: Сколько всего звуков [З] в слове звездолет?

Дети: В слове звездолет два звука [З].

Логопед: Билеты на звездолет вы получите, сложив разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

Подойдите к столу. Пододвиньте к себе лоток с частями картинок. Соберите картинку.

Логопед: Амина, кто у тебя получился? (Заяц) . На какой звук начинается слово заяц?

Дима, какая картина получилась у тебя? (Зонт). Какой первый звук слышится в этом слове?

Настя, что ты сложила? (Замок). Слово замок с какого звука начинается?

Ксюша, как называется твоя ягода? (Земляника)  Какой первый звук слышится в слове земляника?

Рома, что за предмет получился у тебя? (Зеркало). В слове зеркало какой первый звук?

Ильшат, что у тебя получилось? (Зерно)….(Зефир, зебра…)

Логопед: Ребята, а как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?

Дети: О звуках [З] и [З’].

Логопед: Дайте характеристику звуку [З].

Дети: Звук [З]: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Логопед: Молодцы. Дайте характеристику звуку [З’].

Дети: Звук [З’]: согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Хорошо. Молодцы. А теперь в зависимости от того на какой звук начинается название вашей картинки выберите себе билет синего или зеленого цвета. Дим, почему ты выбрал билет синего цвета?

Дети: Синего, потому что слово зонт начинается с твердого звука [З]…

Логопед: Замечательно. Проходим на звездолет и опускаем в турникет билет.

Физкультминутка.

Логопед: Чтобы в космос нам слетать.

Нужно сильным ловким стать.

Все вместе: Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

И опять шагаем,

Ноги поднимаем.

Звездолет мы запускаем .(звук: ууууууу…)

К звездам путь открыть решили.

Звездолет мы запустили.

Занимайте места.(садятся перед экраном)

Все уселись в звездолет и отправились в полет.

Логопед: Что бы в пути нам не скучать предлагаю поиграть.

Надо заменить первый звук в словах на звук [З].

(слайды 5, 6, 7, 8, 9)

Были губы – получились – …зубы;

Был набор – а получился …забор;

Были двери – стали …звери;

Был у девочек наряд  - у военных стал… заряд;

Вот растет могучий дуб – а получился – …зуб;

Был вагон – стал загон.

(слайды….)

А теперь будем заменять первый звук в словах на звук [З’]

Кефир – превращается в зефир,

Была пеленка – а стала зеленка.

Логопед: «К звезде далекой добрались!

Звездолет наш опустись!»

Кто нас встречает?

Дети: Дети звезд.

(слайд… на экране картинка с изображением детей Звезды).

Заня и Зеня: Здравствуйте ребята, мы рады гостям и приготовили для вас звездные мячи, предлагаем поиграть пальчики свои размять.

Логопед: Предлагаю поиграть, а где же эти звездные мячи. Ребята посмотрите вокруг. Вы их видите.(мячи выпадают с верху).

Мы возьмем в ладошку мячик

И потрем его слегка

Разглядим его колючки

Помассируем бока

Мячик я в руках кручу

Поиграть я с ним хочу

Правой сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

Сверху левой, снизу правой,

Я его катаю. Браво.

Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь.

Мячик наш мы покатали

И в корзиночку убрали.

Логопед:Давайте, и мы сделаем что-нибудь приятное нашим друзьям.

     Подойдите к столу. Выложите перед собой картинку, на которой изображеныЗаня и Зеня.

     Ребята, Зане нравятся слова со звуком [З], а Зене нравятся слова со звуком [З’].

 В тарелочках у вас есть картинки с предметами. Под фотографией Зани мы будем выкладывать картинки с предметами, в которых есть твердый звук [З], а под фотографией Зени картинки с предметами в названии которых есть мягкий звук [З’].

Логопед: Ролан, какую картинку ты выложил для Зани?

- вазу.

Логопед: Где в слове ваза спрятался звук [З]?

Логопед: Дима, почему корзинку ты помести под фотографией Зени? – …

Логопед:Молодцы! Вернемся к нашим друзьям.

(слайд…)

Заня и Зеня: Спасибо ребята! Вы знаете, мы учимся читать. И уже знаем, что звуки обозначаются буквой. Только Зане нужна буква которая обозначает звук [З], а Зене нужна буква которая обозначает звук [З’]. И мы постоянно соримся из-за этого.

Логопед: Ребята как же нам померить Заню и Зеню? Подумайте.

Логопед: Правильно, ребята звук [З] и звук [З’]обозначаются одной буквой.

(слайд…) На экране появляется буква З (одна!!!)

Логопед:З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра три.

Логопед: Ребята, повторяйте за мной:

Пальцы рук мы округлим,

В полукруги превратим.

Большие пальцы друг к другу прижмем,

В левую сторону их повернем

И красивую З мы сейчас же прочтем.

Логопед: Зане и Зени понравились ваши буквы. У них хорошее настроение и они предлагают спеть песенку.

Дружит гласный звук с согласным

Образуя вместе слог.

Полукругом скорее вы вставайте

Слоги по цепочки пропивайте.

Сейчас мы будем после гласного звука ставить звук [З].

(слайд … со слогами)

Логопед: А теперь звук [З] будем ставить перед гласными звуками.

Дети: АААЗ, ОООЗ, УУУЗ, ЫЫЫЗ, ИИИЗ, ЗААА, ЗООО, ЗЫЫЫ,ЗУУУ,ЗИИИ.

Логопед: Замечательно поете.

Но нам возвращаться пора,

Скажем Зане и Зене до свидания!

По местам, мои друзья!

(слайд…)

Звездолёт, звездолёт,

Отправляемся в полет.

А полете немного отдохнем

 (слайд…)

Следите глазами за летающими предметами.(физкультура для глаз).

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились

Вот мы снова на Земле!

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши втраве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Итог:

Логопед: Что вам понравилось в нашем полете?

Логопед: Предлагаю сейчас подойти к смайликам, которые прикреплены на стене и если вам понравилось наше путешествие выбрать веселый смайлик, а если что-то не понравилось, то грустный.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие пора нам возвращаться в группу.Скажите до свидания гостям!

Источники:

"Научно-методический журнал Логопед в детском саду" №2 (63), 2013г.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005873

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 804
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.