«Осень. Обобщение». НОД с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

  вс., 30.10.2022

Составители:

Хоновец Надежда Сергеевна, учитель-логопед

Жилякова Наталья Николаевна, учитель-дефектолог

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: уточнение  и расширение знаний и представлений детей об осени, развитие умения использовать свои знания в предметно - практической и игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, ассоциативное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческое воображение, общую и мелкую моторику, координацию движений.

Образовательные задачи: закрепить основные признаки осени, расширять знания об осенних изменениях в природе и жизни человека;

формировать грамматически правильную речь: учить согласовать имена прилагательные и имена существительные в роде, числе, падеже, изменять имена существительные в форме родительного падежа;

активизировать словарный запас детей (глагольный и предметный словари);

развивать умение составлять предложения и описательный рассказ о диких животных;

учить сравнивать совокупности предметов, формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну»;

 совершенствовать  умение правильно произносить изученные гласные звуки; дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным и птицам.

Словарная работа: речевой материал по теме; учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными.

Оборудование: демонстрационным карточки к гласным звукам, красные листочки с гласными буквами, схемы слов, картинки с изображением птиц, диких животных и их домиков, яблоки разные по размеру и форме, раздаточный материал: набор цифр и геометрических фигур, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об одном времени года. А о каком, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Это время года – (Осень).

-Правильно, ребята, это осень.

-Ребята, а сейчас начало или конец осени? (Поздняя осень.)

-Мы сегодня с ней будем прощаться и называть все ее дела.

II 1) Первое дело у осени - это раздевание леса, деревьев. Осенью дуют холодные ветры, они поют свои протяжные песни.

Демонстрация картинок к гласным звукам.

Произнесение всех гласных звуков по демонстрационным карточкам.

Педагог читает стихотворение:

Осень с листьями играет,

Листья с веток обрывает

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

(Одновременно с чтением стихотворения педагог раздает детям «осенние красные листочки», с изображенными  на них изученными гласными буквами. Дети «ловят» листочки и читают – пропевают написанную букву.

Физкультминутка: Импровизация движений.

Мы – листочки,

Мы – листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на веточке сидели –

Ветер дунул – полетели

И на землю тихо сели

-Давайте к каждой картинке-звуку подберем подходящую букву. (Дети ставят листочки с буквами к демонстрационным картинкам.)

Повторное хоровое чтение изученных гласных букв.

2) Покончив с первым своим делом – раздеванием леса, осень принимается за второе – студит и замораживает воду, превращает ее в лед. Негде плавать и нечем становится питаться перелетным птицам.

Листьям время опадать,

Птицам время улетать

-Каких птиц осень провожает в теплые края? Какие птицы улетают на юг?

Д/и «Назови перелетную птицу».

Дети с педагогом рассматривают картинки с изображением перелетных птиц  (гусь, утка, лебедь, журавль, аист) и называют их.

Д/и «Улетели птицы» Образование формы Р, п. имен существительных.

3)  Третье дело осени – взялась она  диких животных к зиме готовить: кого в теплые шубы одевает, кого спать укладывает, а кого заставляет запасы на зиму делать.

-Давайте узнаем диких животных по описанию.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

- Серый, зубастый, страшный.

- Хитрая, пушистая, рыжая.

- Маленький, длинноухий, трусливый.

- Большой, рогатый, длинноногий.

-Маленький, круглый, колючий.

-Бурый, неуклюжий, косолапый.

- Маленькая, шустрая, рыжая. (Детям раздаются картинки или игрушки-отгадки с изображением животных).

-Давайте поможем диким животным приготовиться к зиме, расскажем кто, где зиму проведет.

Развитие связной речи.

Дети выставляют картинки и строят свои ответы.

«Вот лиса, она рыжая, хитрая, она живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, неуклюжий, медведь спит в берлоге. Вот ежик, он маленький, круглый, колючий, он залез в норку. Вот белка, она маленькая, ловкая, запасливая, она живет  в дупле на дереве. Вот заяц, он белый, трусливый, быстрый, зайчик живет под кустом. Вот волк, он страшный, серый, голодный, он живет в логове».

Физкультминутка. Давайте подвигаемся вместе с нашими лесными друзьями.

Мы проверили осанку

И свели лопатки

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог,

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

-Напугала осень белку, торопится она запасы делать.

Д/и «Четвертый лишний».

Вниманию детей представлены четыре разных яблока.

-Все яблоки отличаются друг от друга. Какое яблоко лишнее и почему?

Закрепление количественного счета, образование числа пять.

-Сколько всего яблок положила белка, посчитайте? (Четыре.)

-Выложите столько же кругов, найдите цифру, обозначающую число 4.

-Как сделать так, чтобы яблок у белки стало пять? (Добавить еще одно яблоко.) Дети добавляют еще один круг, обозначают число цифрой 5.

4) Не забыла осень и про нас, про людей. Она заготовила для нас много витаминов в овощах и фруктах. Осень знает, что все мы очень любим пить сок.

Закрепление навыков словообразования (образование относительных прилагательных)

Детям выдаются картинки с изображением фруктов, они поочередно выходят к доске, прикрепляют выданные им картинки на «коробки» с соком и образуют относительные прилагательные. («Я люблю апельсиновый сок».)

Звукобуквенный анализ слова «сок» с опорой на схему.

Пальчиковая гимнастика «Мы капустку рубим- рубим».

III Работа в тетрадях.  Дети выполняют задание по образцу (закрашивают яблоко, морковку и грибок в своих тетрадках).

-Ребята, а что, из разукрашенных вами предметов растет в лесу? (Гриб.)

Педагог раздает всем детям сладкие грибочки.

IV Итог. Вот и подошла наша с вами встреча к концу. О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени). Ребята, вы сейчас пойдете гулять, понаблюдайте за осенью, все ли свои дела она завершила; все ли и всех ли подготовила к зиме, попрощайтесь с ней.

 

Список литературы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.; Занятия по развитию речи В. В. Гербова; Игры с пальчиками О. В. Узорова, Е. А. Нефедова; Комплексные занятия в средней группе детского сада Т. М. Бондаренко; Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада А. В. Аджи.

интернет-ресурсы:  

http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-polnyh-kladovyh.htm

https://needlewoman.ru/articles/rasskazy-korotkie-pro-osen-2-klass.html

https://stihi.ru/2016/06/17/7782

https://infourok.ru/podborka-tekstov-ob-oseni-dlya-razvitiya-rechi-po-russkomu-yaziku-klass-3876193.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/logoritmicheskie-zanjatija-po-leksicheskoi-teme-osen.html

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009801,  0009802

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 675
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.