«Осень. Обобщение». НОД с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы |
вс., 30.10.2022 |
Составители:
Хоновец Надежда Сергеевна, учитель-логопед
Жилякова Наталья Николаевна, учитель-дефектолог
МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: уточнение и расширение знаний и представлений детей об осени, развитие умения использовать свои знания в предметно - практической и игровой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, ассоциативное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческое воображение, общую и мелкую моторику, координацию движений.
Образовательные задачи: закрепить основные признаки осени, расширять знания об осенних изменениях в природе и жизни человека;
формировать грамматически правильную речь: учить согласовать имена прилагательные и имена существительные в роде, числе, падеже, изменять имена существительные в форме родительного падежа;
активизировать словарный запас детей (глагольный и предметный словари);
развивать умение составлять предложения и описательный рассказ о диких животных;
учить сравнивать совокупности предметов, формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну»;
совершенствовать умение правильно произносить изученные гласные звуки; дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным и птицам.
Словарная работа: речевой материал по теме; учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными и числительными.
Оборудование: демонстрационным карточки к гласным звукам, красные листочки с гласными буквами, схемы слов, картинки с изображением птиц, диких животных и их домиков, яблоки разные по размеру и форме, раздаточный материал: набор цифр и геометрических фигур, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об одном времени года. А о каком, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Это время года – (Осень).
-Правильно, ребята, это осень.
-Ребята, а сейчас начало или конец осени? (Поздняя осень.)
-Мы сегодня с ней будем прощаться и называть все ее дела.
II 1) Первое дело у осени - это раздевание леса, деревьев. Осенью дуют холодные ветры, они поют свои протяжные песни.
Демонстрация картинок к гласным звукам.
Произнесение всех гласных звуков по демонстрационным карточкам.
Педагог читает стихотворение:
Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
(Одновременно с чтением стихотворения педагог раздает детям «осенние красные листочки», с изображенными на них изученными гласными буквами. Дети «ловят» листочки и читают – пропевают написанную букву.
Физкультминутка: Импровизация движений.
Мы – листочки,
Мы – листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточке сидели –
Ветер дунул – полетели
И на землю тихо сели
-Давайте к каждой картинке-звуку подберем подходящую букву. (Дети ставят листочки с буквами к демонстрационным картинкам.)
Повторное хоровое чтение изученных гласных букв.
2) Покончив с первым своим делом – раздеванием леса, осень принимается за второе – студит и замораживает воду, превращает ее в лед. Негде плавать и нечем становится питаться перелетным птицам.
Листьям время опадать,
Птицам время улетать
-Каких птиц осень провожает в теплые края? Какие птицы улетают на юг?
Д/и «Назови перелетную птицу».
Дети с педагогом рассматривают картинки с изображением перелетных птиц (гусь, утка, лебедь, журавль, аист) и называют их.
Д/и «Улетели птицы» Образование формы Р, п. имен существительных.
3) Третье дело осени – взялась она диких животных к зиме готовить: кого в теплые шубы одевает, кого спать укладывает, а кого заставляет запасы на зиму делать.
-Давайте узнаем диких животных по описанию.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
- Серый, зубастый, страшный.
- Хитрая, пушистая, рыжая.
- Маленький, длинноухий, трусливый.
- Большой, рогатый, длинноногий.
-Маленький, круглый, колючий.
-Бурый, неуклюжий, косолапый.
- Маленькая, шустрая, рыжая. (Детям раздаются картинки или игрушки-отгадки с изображением животных).
-Давайте поможем диким животным приготовиться к зиме, расскажем кто, где зиму проведет.
Развитие связной речи.
Дети выставляют картинки и строят свои ответы.
«Вот лиса, она рыжая, хитрая, она живет в норе. Вот медведь, он большой, косолапый, неуклюжий, медведь спит в берлоге. Вот ежик, он маленький, круглый, колючий, он залез в норку. Вот белка, она маленькая, ловкая, запасливая, она живет в дупле на дереве. Вот заяц, он белый, трусливый, быстрый, зайчик живет под кустом. Вот волк, он страшный, серый, голодный, он живет в логове».
Физкультминутка. Давайте подвигаемся вместе с нашими лесными друзьями.
Мы проверили осанку
И свели лопатки
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
-Напугала осень белку, торопится она запасы делать.
Д/и «Четвертый лишний».
Вниманию детей представлены четыре разных яблока.
-Все яблоки отличаются друг от друга. Какое яблоко лишнее и почему?
Закрепление количественного счета, образование числа пять.
-Сколько всего яблок положила белка, посчитайте? (Четыре.)
-Выложите столько же кругов, найдите цифру, обозначающую число 4.
-Как сделать так, чтобы яблок у белки стало пять? (Добавить еще одно яблоко.) Дети добавляют еще один круг, обозначают число цифрой 5.
4) Не забыла осень и про нас, про людей. Она заготовила для нас много витаминов в овощах и фруктах. Осень знает, что все мы очень любим пить сок.
Закрепление навыков словообразования (образование относительных прилагательных)
Детям выдаются картинки с изображением фруктов, они поочередно выходят к доске, прикрепляют выданные им картинки на «коробки» с соком и образуют относительные прилагательные. («Я люблю апельсиновый сок».)
Звукобуквенный анализ слова «сок» с опорой на схему.
Пальчиковая гимнастика «Мы капустку рубим- рубим».
III Работа в тетрадях. Дети выполняют задание по образцу (закрашивают яблоко, морковку и грибок в своих тетрадках).
-Ребята, а что, из разукрашенных вами предметов растет в лесу? (Гриб.)
Педагог раздает всем детям сладкие грибочки.
IV Итог. Вот и подошла наша с вами встреча к концу. О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени). Ребята, вы сейчас пойдете гулять, понаблюдайте за осенью, все ли свои дела она завершила; все ли и всех ли подготовила к зиме, попрощайтесь с ней.
Список литературы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.; Занятия по развитию речи В. В. Гербова; Игры с пальчиками О. В. Узорова, Е. А. Нефедова; Комплексные занятия в средней группе детского сада Т. М. Бондаренко; Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада А. В. Аджи.
интернет-ресурсы:
http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-polnyh-kladovyh.htm
https://needlewoman.ru/articles/rasskazy-korotkie-pro-osen-2-klass.html
https://stihi.ru/2016/06/17/7782
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009801, № 0009802
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf