«В гости к белочке» НОД по по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

  сб., 27.02.2021

Автор:

Бондарь Анна Александровна,

учитель – дефектолог  

МАДОУ детский сад  № 87 города Тюмени

«В гости к белочке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

 

Цель занятия: Повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»;упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе и падеже.
  • Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»;
  • Закрепить умение ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части;
  • Закрепить временные понятия: знания о последовательности дней недели, частей суток, времен года, месяцев года;
  • Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать смекалку;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослого и выполнять ее самостоятельно;

Осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.

Демонстрационный материал: осенние листья с цифрами, магнитная доска, дерево с листочками (с цифрами), числовой ряд от 1 до 10, мяч.

Раздаточный материал: математические наборы, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши.

Организационный момент.

 -Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришла гостья, а как ее зовут вы узнаете, если внимательно послушаете меня.

Дефектологзагадывает загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают,

Что за время года? – спросим,

Нам ответят: «Это……» (Осень)

-Ребята, о каком времени года говорится в загадке?

- Какой  сейчас месяц осени?

-Какой месяц был перед октябрем?

-Какой месяц наступит после октября?

-Назовите первый месяц осени, третий месяц?

-А между сентябрём и ноябрём месяц октябрь.

Дети называет в нужной последовательности три месяца осени.

Дефектолог совместно с детьми повторяют части суток по наводящим вопросам.

-В детский сад вы пришли… (ответы детей: утром), а домой пойдёте … (вечером).

1.Дефектолог: Посмотрите на доску, здесь дерево. Это не простое дерево, я слышу шёпот его листьев. Каждый листок думает, что он первый должен упасть на землю. Но на листьях есть цифры. Давайте наведем порядок и разложим упавшие листья от 1 до 10.

Числовой ряд из осенних листьев от 1 до 10.

Дидактическое упражнение с мячом.

Дефектолог:  -Я бросаю мяч. Тот, кто поймает должен быстро назвать число больше или меньше на 1.

- Назвать следующее число после 5, 4, 9,6…

- Назвать число перед числом 8, 2, 3, 7…

- Назвать соседей числа 5, 3, 4, 8…

Дефектолог: - Ребята, ещё не все листья упали на землю. Поможем им это сделать, но в обратном порядке. Начнём с листа с цифрой 10.

 Числовой ряд из осенних листьев от 10 до 1.

Пальчиковая гимнастика «К нам на тонкой длиной ножке»

К нам на тонкой                                                              !удары по столу            

длинной ножке                                                                !одновременно двумя руками

Скачет дождик      по дорожке!                                     !кулак-ребро ладони 

В лужице-смотри,

смотри                                                                              !соединение на обеих   руках

 

Он пускает пузыри                                                         !1и2,1и3,1и4, 1и 5 пальцев

Стали мокрыми кусты                                                   !«встряхивают» кисти рук

                                                                                         !на уровне плеч

Стали мокрыми цветы                                                   ! «встряхивают» кисти на

                                                                                         !уровне колен

 

Мокрый, серый воробей                                               !сжимают в кулак и            

Сушит пёрышки скорей!     !разжимают пальцы.

  1.  Дефектолог:

- Посмотрите, все листья облетели, а из-за ствола дерева кто-то за нами подглядывает! На этом дереве живёт белочка. Что делает белка осенью? (ответы детей: делает запасы на зиму) Вот здесь у неё припасы.

Дефектолог достаёт припасы белки.

Дефектолог: Давайте посмотрим, что припасла белочка. У неё 4 ореха  4 и 3 гриба. (Раскладываются на доске)

—               Сколько орехов у белки? (Четыре.)

—               Сколько  грибов? (Три.)

—               Чего больше? (Орехов.)

—               На сколько больше? (На один.)

—               Как проверить? (Приложить.) (Действие.)

—                Чего меньше? (Грибов.)

—                На сколько меньше? (На один.)

—                Как проверить? (Приложить.) (Действие.)

—              Что нужно сделать, чтобы орехов и грибов стало поровну? (Нужно убрать один орех.)

—                Что значит — поровну?

—              Как можно сказать по-другому? (Одинаково, столько же.) Это один способ. Как еще можно сделать поровну? (Нужно до­бавить один  гриб.)

—                Сколько стало грибов? (Четыре.)

—                Сколько орехов? (Четыре.)

—                По скольку грибов и орехов? (По четыре.)

—              Как можно сказать по-другому? (Грибов и орехов  поровну, одинаково.)

—              Как это можно проверить? (К каждому грибу нужно приложить орех.)

3Физминутка

Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)

Кладовую наполняла: (Наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешки, (Поворот вправо)

Тут – грибочек (Поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

4.Работа с раздаточным материалом

На индивидуальных карточках дети, по заданию дефектолога выкладывают 4 квадрата на верхней полоске, затем обозначают количество цифрой четыре.

 На нижней полоске выкладывают три круга, обозначают количество геометрических фигур цифрой три. Сравнивают.

Дефектолог:

—               Каких фигур больше? (Квадратов.)

—               На сколько больше? (На один.)

—                Каких фигур меньше? (Треугольников.)

—                На сколько меньше? (На один.)

—              Что нужно сделать, чтобы квадратов и треугольников стало поровну?

(Нужно до­бавить один треугольник.) (Нужно убрать один квадрат.)

5. Работа с карточками.

Дефектолог:

-Ребята, на карточках вам нужно посчитать что запасла белочка на зиму.

На карточках у детей в разной последовательности:

Пять яблок;

Три помидора;

Семь грибов;

Восемь груш.

Дети называет припасы белки, согласовывая числительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

6.Дефектолог:

 -Белочка приготовила игру «Собери предмет».  Картинка получится, если  собрать верно числовой ряд от 1 до 10.

Дети совместно со взрослым обсуждают получившиеся предметные изображения (гриб, орех, ягода).

7.Дидактическое упражнение «Кладовая белочки»

Дефектолог:

-Желтым цветом обведите по контуру первый предмет (груша)

-Красным цветом обведите последний предмет(яблоко)

-Синим цветом обведите предмет, который находится посередине. (сапог)

-Что не возьмёт с собой в кладовую на зиму белочка? Почему? (Ответы детей.)

8. Итог

Дефектолог:  -Мы сегодня очень помогли белочке, пересчитали все её запасы. А наше занятие подходит к концу.

- Ребята, понравилось вам помогать белочке?

Вы справились со всеми заданиями, и белочка оставила вам на память разноцветные листья.

Список используемой литературы:

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: тематическое планирование занятий. / Под общей ред.  С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2004
  2. Морозова И. А., Пушкарёва М.А.  Развитие элементарных математических  представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 -6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  3.  Волина В. В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007896 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 97
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.