«В гости к белочке» НОД по по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе |
сб., 27.02.2021 |
Автор:
Бондарь Анна Александровна,
учитель – дефектолог
МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени
«В гости к белочке»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель занятия: Повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»;упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе и падеже.
- Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»;
- Закрепить умение ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части;
- Закрепить временные понятия: знания о последовательности дней недели, частей суток, времен года, месяцев года;
- Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослого и выполнять ее самостоятельно;
Осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль.
Демонстрационный материал: осенние листья с цифрами, магнитная доска, дерево с листочками (с цифрами), числовой ряд от 1 до 10, мяч.
Раздаточный материал: математические наборы, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши.
Организационный момент.
-Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришла гостья, а как ее зовут вы узнаете, если внимательно послушаете меня.
Дефектологзагадывает загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают,
Что за время года? – спросим,
Нам ответят: «Это……» (Осень)
-Ребята, о каком времени года говорится в загадке?
- Какой сейчас месяц осени?
-Какой месяц был перед октябрем?
-Какой месяц наступит после октября?
-Назовите первый месяц осени, третий месяц?
-А между сентябрём и ноябрём месяц октябрь.
Дети называет в нужной последовательности три месяца осени.
Дефектолог совместно с детьми повторяют части суток по наводящим вопросам.
-В детский сад вы пришли… (ответы детей: утром), а домой пойдёте … (вечером).
1.Дефектолог: Посмотрите на доску, здесь дерево. Это не простое дерево, я слышу шёпот его листьев. Каждый листок думает, что он первый должен упасть на землю. Но на листьях есть цифры. Давайте наведем порядок и разложим упавшие листья от 1 до 10.
Числовой ряд из осенних листьев от 1 до 10.
Дидактическое упражнение с мячом.
Дефектолог: -Я бросаю мяч. Тот, кто поймает должен быстро назвать число больше или меньше на 1.
- Назвать следующее число после 5, 4, 9,6…
- Назвать число перед числом 8, 2, 3, 7…
- Назвать соседей числа 5, 3, 4, 8…
Дефектолог: - Ребята, ещё не все листья упали на землю. Поможем им это сделать, но в обратном порядке. Начнём с листа с цифрой 10.
Числовой ряд из осенних листьев от 10 до 1.
Пальчиковая гимнастика «К нам на тонкой длиной ножке»
К нам на тонкой !удары по столу
длинной ножке !одновременно двумя руками
Скачет дождик по дорожке! !кулак-ребро ладони
В лужице-смотри,
смотри !соединение на обеих руках
Он пускает пузыри !1и2,1и3,1и4, 1и 5 пальцев
Стали мокрыми кусты !«встряхивают» кисти рук
!на уровне плеч
Стали мокрыми цветы ! «встряхивают» кисти на
!уровне колен
Мокрый, серый воробей !сжимают в кулак и
Сушит пёрышки скорей! !разжимают пальцы.
- Дефектолог:
- Посмотрите, все листья облетели, а из-за ствола дерева кто-то за нами подглядывает! На этом дереве живёт белочка. Что делает белка осенью? (ответы детей: делает запасы на зиму) Вот здесь у неё припасы.
Дефектолог достаёт припасы белки.
Дефектолог: Давайте посмотрим, что припасла белочка. У неё 4 ореха 4 и 3 гриба. (Раскладываются на доске)
— Сколько орехов у белки? (Четыре.)
— Сколько грибов? (Три.)
— Чего больше? (Орехов.)
— На сколько больше? (На один.)
— Как проверить? (Приложить.) (Действие.)
— Чего меньше? (Грибов.)
— На сколько меньше? (На один.)
— Как проверить? (Приложить.) (Действие.)
— Что нужно сделать, чтобы орехов и грибов стало поровну? (Нужно убрать один орех.)
— Что значит — поровну?
— Как можно сказать по-другому? (Одинаково, столько же.) Это один способ. Как еще можно сделать поровну? (Нужно добавить один гриб.)
— Сколько стало грибов? (Четыре.)
— Сколько орехов? (Четыре.)
— По скольку грибов и орехов? (По четыре.)
— Как можно сказать по-другому? (Грибов и орехов поровну, одинаково.)
— Как это можно проверить? (К каждому грибу нужно приложить орех.)
3Физминутка
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
Кладовую наполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
4.Работа с раздаточным материалом
На индивидуальных карточках дети, по заданию дефектолога выкладывают 4 квадрата на верхней полоске, затем обозначают количество цифрой четыре.
На нижней полоске выкладывают три круга, обозначают количество геометрических фигур цифрой три. Сравнивают.
Дефектолог:
— Каких фигур больше? (Квадратов.)
— На сколько больше? (На один.)
— Каких фигур меньше? (Треугольников.)
— На сколько меньше? (На один.)
— Что нужно сделать, чтобы квадратов и треугольников стало поровну?
(Нужно добавить один треугольник.) (Нужно убрать один квадрат.)
5. Работа с карточками.
Дефектолог:
-Ребята, на карточках вам нужно посчитать что запасла белочка на зиму.
На карточках у детей в разной последовательности:
Пять яблок;
Три помидора;
Семь грибов;
Восемь груш.
Дети называет припасы белки, согласовывая числительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
6.Дефектолог:
-Белочка приготовила игру «Собери предмет». Картинка получится, если собрать верно числовой ряд от 1 до 10.
Дети совместно со взрослым обсуждают получившиеся предметные изображения (гриб, орех, ягода).
7.Дидактическое упражнение «Кладовая белочки»
Дефектолог:
-Желтым цветом обведите по контуру первый предмет (груша)
-Красным цветом обведите последний предмет(яблоко)
-Синим цветом обведите предмет, который находится посередине. (сапог)
-Что не возьмёт с собой в кладовую на зиму белочка? Почему? (Ответы детей.)
8. Итог
Дефектолог: -Мы сегодня очень помогли белочке, пересчитали все её запасы. А наше занятие подходит к концу.
- Ребята, понравилось вам помогать белочке?
Вы справились со всеми заданиями, и белочка оставила вам на память разноцветные листья.
Список используемой литературы:
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: тематическое планирование занятий. / Под общей ред. С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2004
- Морозова И. А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5 -6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Волина В. В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007896
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf