«История новогодней открытки» Старшая группа |
чт., 15.10.2015 |
конспект непосредственно – образовательной тематической деятельности в старшей группе
Авторы:
Тюрина Лариса Викторовна,
музыкальный руководитель
Порозова Людмила Федоровна,
старший воспитатель
МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени
Цель: Расширить представления детей о истории возникновения новогодней открытки.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей возникновения новогодней открытки, с изобразительным рядом открыток разных эпох
- формировать культуру посещения музея на основе знакомства с экспозицией новогодних открыток
- развивать у детей умение публичного выступления
- расширять и обогащать словарный запас детей (экскурсовод, экспонаты, музеевед, посетители, экспозиция)
- воспитывать эстетический вкус, развивать желание мастерить открытки, дарить близким людям.
- создать условия для теплого эмоционального общения во время образовательной деятельности;
Оборудование:
- новогодние открытки разных времен
- новогодние открытки, сделанные детьми
- снежки
- афиша, приглашения - билеты
- музыкальная новогодняя открытка
Техническое обеспечение:
- видеопроектор
- мультимедийные презентации «Старинные новогодние открытки»
Музыкальный репертуар:
1. Спокойная музыка на вход и выход детей
2. Танец «Добрый жук», муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
3. «Игра в снежки», муз. и сл. Н. Вересокиной
4. «Новогодние игрушки», муз. А. Хоралова, сл. А. Дементьева
5. Новогодняя музыка для «волшебства»
Предварительная работа:
Изготовление афиши в группе, приглашений-билетов на посещение музея; изготовление открыток новогодней тематики совместно с родителями; знакомство с некоторыми особенностями открыток XIX – XX вв.; подготовка сообщений детьми для выступления; подготовка музыкальных номеров.
Ход образовательной деятельности:
Ведущая в группе обращает внимание детей на афишу, раздает посетителям билеты для посещения «Музея открытки». Дети вспоминают правила поведения в музее, приглашают пройти в залы музея (музыкальный зал, оформленный как музей).
♫ Звучит спокойная музыка.
Дети входят в музыкальный зал.
1 зал. Старинные открытки.
Ведущая. Дети, сегодня мы с вами посетим «Музей новогодней открытки». В первом зале вас встречает (имя, отчество воспитателя).
1 экскурсовод. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встречаемся с вами в залах музея изобразительной открытки. Вашему вниманию будут представлены различные экспонаты – вещи, собранные в коллекцию по определенной теме. Вы догадались, дорогие посетители, какая тема сегодняшней экскурсии?
Дети. Новогодняя открытка.
1 экскурсовод. Верно. Наши сотрудники – музееведы бережно собрали экспонаты, оформили их и выставили для обозрения. Еще в музее есть сотрудник, который рассказывает посетителям истории, все показывает и объясняет, ведет экскурсии. Как он называется?
Дети. Экскурсовод.
1 экскурсовод. Молодцы, начнем нашу экскурсию.
Вы попали в зал старинной открытки. Когда появилась открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, доподлинно неизвестно, но упоминание о ней существуют в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
С 1871 году открытки стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, а позднее Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, Италия.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Самые ранние открытки были серовато-белые, позднее – цветные.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти открытки. Чем они похожи между собой?
Дети. На всех открытках изображены дети, которые ждут Новый год.
1 экскурсовод. Скажите, пожалуйста, можно ли определить настроение этих детей, глядя на их лица?
Дети. Да. Они радостные, веселые, потому что ждут подарки от Деда Мороза.
Ведущая. Я приглашаю вас, уважаемые посетители, в наш музейный кинозал. В нем вы увидите новогодние открытки, которые были в ходу 100-150 лет назад.
♫ Демонстрируется мультимедийная презентация «Старинные новогодние открытки»
Ведущая. На старинных открытках изображались дети, ангелочки, свечи. Атмосфера радости и праздника присутствует на них. Мы предлагаем вам станцевать польку, которую танцевали, может быть, дети со старинных открыток.
♫ Танец «Добрый жук», муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
Ведущая. Мы благодарим (имя, отчество воспитателя), и переходим во второй зал, в котором нас встречает экскурсовод (имя ребенка)
2 зал. Советские открытки.
2 экскурсовод. Добрый день, уважаемые гости. Я приветствую вас в зале Советской открытки.
В советское время главными персонажами открыток стали животные, Дед Мороз, Снегурочка, актеры, персонажи сказок и литературные персонажи. В нашем зале тоже есть открытки с сюжетами сказок.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экспонаты. Каких героев сказок вы узнаёте?
Дети. Серебряное копытце, Аленушка с Козленком, 33 попугая и Мартышка, Мороз Красный нос, Снеговик.
Ведущая. (имя ребенка), загадай, пожалуйста загадку про одного из сказочных персонажей.
Ребенок. Что за нелепый человек
Стоит среди двора?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
Дети. Снеговик.
Ведущая. Дети, а хотите, чтобы Снеговик с открытки пришел к нам в гости?
Ответы детей
Ведущая. Тогда давайте закроем глаза и загадаем это желание.
♫ Звучит «волшебная» новогодняя музыка
Дети закрывают глаза, появляется Снеговик со снежками.
Снеговик. Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы обо мне говорили. Хотите со снежками поиграть?
Ответы детей
♫ «Игра в снежки», муз. и сл. Н. Вересокиной
Снеговик. Что-то нынче снегу мало и ребятам не удается слепить снеговиков. Мне становится грустно от этой мысли.
Ведущая. Не грусти, Снеговик, мы тебе поможем. Наши дети подуют на тебя ветерком, снежинки-пушинки закружатся кругом.
♫ Проводится дыхательная гимнастика «Снег-снежок».
Снеговик. Что-то мне жарко стало от вашего дыхания, побегу я на улицу, на морозец! До свиданья, детвора!
Ведущая. До свиданья, Снеговик, нам было очень приятно с тобой встретиться.
Снеговик убегает.
Ведущая. А нам ребята пора отправляться в следующий зал. Нас встречает экскурсовод (имя ребенка).
3 зал. Современные открытки.
3 экскурсовод. Здравствуйте, уважаемые посетители, рада приветствовать вас в зале Современной открытки.
На современных новогодних открытках чаще всего появляются тройка лошадей, ёлки, шары, свечи. На открытках используется серебряная и золотая краска, что придает открытке праздничный, торжественный вид. Мы воспринимаем открытку как частичку праздника и поздравления.
Уважаемые посетители, какая надпись встречается на всех открытках?
Дети. С Новым годом!
Ведущая. Верно. Скажите, пожалуйста, вы заметили разницу между открытками первого, второго и третьего залов?
Дети. В первом зале открытки с нарисованными детьми, во втором зале больше сказочных сюжетов с Дедом Морозом, а в третьем - больше новогодних шаров, свечей и природы, игрушек.
Ведущая. Ребята, давайте споем о новогодних игрушках песню.
♫ Песня «Новогодние игрушки», муз. А. Хоралова, сл. А. Дементьева
(муз. руководитель исполняет куплет, дети – припев с движениями)
Ведущая. Дорогие посетители, мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты, ведь они создают особое настроение радости и счастья. Несколько лет назад люди создали особый вид открытки – музыкальную открытку. Я предлагаю вам послушать, как она звучит.
Заводим, слушаем.
Ведущая. Озвучивает мелодию специальный механизм, расположенный внутри. Сначала мы заводим механизм, а потом звучит музыка. Вам понравилось? Наша экскурсия продолжается, нас ждет еще один интересный зал.
4 зал. Открытки, сделанные своими руками.
Ведущая. В этом зале собраны экспонаты – самодельные открытки. Их можно сделать своими руками и подарить близким, родным. Частичка тепла и доброты, вложенная в создание такой открытки, передастся вместе с вашими поздравлениями.
Уважаемые гости, мы тоже приготовили открытки к Новому году, и хотели бы подарить вам с пожеланиями.
♫ Звучит Новогодняя музыка.
Дети дарят открытки, звучат пожелания к Новому году.
Ведущая. Вот и подошла к концу экскурсия по залам «Музея новогодней открытки».
- Ребята, что нового вы узнали?
- Какие впечатления об экскурсии?
- Как называется профессия человека, который рассказывает об экспонатах музея?
- Кто называется профессия человека, который собирает и заботится об экспонатах музея?
Ребята, нам пора возвращаться из «Музея новогодней открытки» в детский сад. Я предлагаю вам в следующий раз посетить другой музей. Согласны? А в какой музей отправиться, мы решим в группе.
♫ Звучит спокойная музыка.
Дети прощаются с гостями, уходят в группу.
Использованные интернет-ресурсы:
http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52
http://www.tulainpast.ru/babusalbom/row1617/
http://www.kodges.ru/hobbi/kollek/93159-sovetskie-i-dorevolyucionnye-novogodnie-otkrytki.html
http://muzotkrytka.narod.ru/NG/109.html
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf