Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Где тепло, там и добро» (для детей подготовительной группы)

  пт., 27.04.2012

Автор:

Скачкова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования

высшей категории, стаж – 27 лет

МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

пгт. Федоровский Сургутского района

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, формированию эстетического вкуса, и практических навыков.

Образовательная задача: продолжать формировать ценностное отношение к окружающему миру (люди, животные, растения, предметы быта), интерес к народно-прикладному искусству.

Расширять: знания детей о животных (рыбы), растениях (пшеница, рожь), предметах быта, об укладе жизни крестьян в глубокой старине.

Развивать: глазомер, чувство формы, композиции, мелкую моторику, умение работать по шаблону и украшать рыбку по замыслу геометрическими формами из соломы, умение обыгрывать поделку. 

Основные психические процессы: устойчивое внимание, эстетическое восприятие, память, образное мышление.

Связную речь, грамматический строй речи, диалогические способности, умение внимательно слушать и отгадывать загадки, понимать и запоминать пословицы и поговорки, выразительно читать стихи и рассказывать сказки.

Обогащение и активизация словаря:  утварь, ухват, печурка, топор, тяпка, утюг, половик,  корыто, лапти, кочерга, заслонка, сноп соломы.  

Воспитывать: уважение к народным традициям, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, способность оценивать свою работу и работу сверстников, культуру межличностных отношений через умение работать в коллективе, проявлять себя в разных ролях (Домовой, кот Мурлыка, чтецы, соломинки,  девушки и добрые молодцы).

Предварительная работа:

-просмотр слайдов: «Красивые рыбки»;

-беседа о рыбе, которая водится в реках нашего региона.

-наблюдение за рыбками в аквариуме;

-беседа о хлебе;

-д/и «Найди старинный предмет по картинке»;

-рассматривание альбома «Золотая соломинка», детских работ из соломы;

-заучивание стихов, загадок, сказки «О золотых соломинках», пословиц и поговорок;

-чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Материал к НОД: детские костюмы для кота и домового, русские народные костюмы для детей, женский народный костюм для  педагога, предметы быта, предметные и сюжетные картинки по теме, бутафорское озеро, удочки, ведерки для ловли рыбы,  соломенные поделки для выставки, геометрические фигурки из соломы, скрепки.

Техническое оснащение: проигрыватель, диск с записью «шума моря», мелодии группы «Ивана Купала».

Материал для сюрпризного момента: в печке, закрытой заслонкой, противень с печеньем (Василиса достает противень деревянной лопатой).

Реализация Федеральных Государственных Требований: интеграция полученных умений и навыков детей через образовательные области, применяемые в ДОУ (познание, музыка, коммуникация, здоровье, социализация, художественное слово, художественное труд, безопасность), использование игровых ситуаций на протяжении всей НОД.

Форма НОД игровая, носит не статичный характер.

 

 Этапы НОД

                    

 Содержание НОД

 

Работа с детьми

 

 Интеграция       областей

Организационный момент.

Бабушка

 Василиса встречает детей в русской избе.

дети в русских костюмах входят в избу под мелодию группы «Ивана Купала», их встречает бабушка Василиса.

 

Василиса: дети, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. Они вам тоже улыбаются, наши гости пришли к вам посмотреть, как вы делаете очень красивые поделки.

Поднять эмоциональный настрой детей, заинтересовать в предстоящей работе.

социализация,

коммуникация,

музыка

                                                                                        Основная часть

Беседа о народной традиции варить в печке еду, купаться.

 

Василиса: дети, куда вы пришли?

-В русскую избу!

-Вам нравится у меня в избе? Изба срублена из бревен, здесь всегда пахнет смолой.

-А что это в избе?

-Это русская печка.

-Дети, для чего делали печь в избе?

-Печь  делали, чтобы отапливать избу.

-Правильно! За окнами мороз да вьюга, а в избе от печки тепло и уютно.

/Прикладываю руки к печке: ах, хорошо!/

-В печке хозяйка варила щи да кашу. А еще в печке детей купали. Поставит хозяйка чугунок с горячей водой, настелет в печку соломы, заберутся в печку дети малые, купаются, трут друг другу спинку липовой мочалкой.

Донести до детей мысль, что печка главный предмет в доме,

обогащение и активизация словаря, развивать мыслительные способности.

познание,

социализация

Появляется домовой.

(I ребенок)

Д/и «Назови предмет».

 

/Вдруг из-за печки чей-то голос послышался/.

Василиса: кто это?

Домовой: это я запечный житель-Домовой. Слышали?

Василиса: как не слышали. Говорят, что ты по ночам людей пугаешь.

Домовой: это не правда.

Василиса: мы хотим посмотреть на тебя. Дети, давайте скажем:

 

Домовой, домовой,

Приходи к нам домой.

 

Домовой входит и говорит: здрасте! Ты добрая хозяйка, как тебя зовут?

Василиса: я Василиса, а это мои ребятки. Домовой, говорят, что ты лучше всех домашнее хозяйство знаешь.

Домовой: это правда, а вы, дети, знаете, как называются старинные предметы в русской избе?

1.Как называется посуда, в которой кашу варят, сковорода «TEFAL»?

-Раньше таких сковородок не было, а были чугуны.

2. Как называется предмет, которым поворачивают дрова в печке, полено?

-Он похож на букву «Г» и называется кочерга.

3. Как называется дорожка, которую раньше ткали на станке, палас?

-Эта дорожка называется половик.

4. Как называется обувь, сплетенная из коры липы, сапоги?

- Это не сапоги, это лапти.

5. В одной русской сказке

солдат щи варил, из дубинки?

-Солдат щи варил из топора.

Домовой: молодцы, хорошо знаете хозяйство, не хуже меня.

Василиса: какие еще предметы старины вы знаете?

-Как назвать одним словом все предметы?

-Домашняя утварь.

 

Закрепить в речи детей названия старинных предметов, внимательно слушать и отвечать правильно, полным ответом.

 

Использовать возможности детей проявлять себя в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнавать и называть старинные предметы в разных жанрах художественной литературы

 

 

 

 

 

Закрепить умение детей называть группу предметов одним словом

 

 

 

 

познание, коммуникация, художественное слово

Появляется кот Мурлыка

(II ребенок)

 

Знакомство с традицией  делать в печке «печурку» для кошек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 

Индивидуальная работа с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка труда детей и педагога

Игровой прием: «прикрепи солнышко или тучку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

Украсить плоскостную тарелку, кружку для игры геометрическими формами.

 

 

 

Переход к игре «Рыбалка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент:

 

 

/ Голос из-за печки/.

Кот Мурлыка: а про меня-то вы забыли!

Домовой: это мой сосед. Он тоже любит на печке спать. Когда печку ставят, то для кота специальное место делают - «печурка» называется.

/Появляется кот Мурлыка/.

Василиса: кот Мурлыка, расскажи нам сказку.

/Дети садятся на скамейки/.

-Мурлыка: однажды с воза упал сноп соломы, да так и остался лежать на дороге. Сначала его дождем мочило, потом снегом завалило. Холодно было соломинкам и неуютно.

/Дети показывают, как было холодно «соломинкам», прижимаются друг к другу/.

 

Нам пришел последний час,

Затоптали в луже нас.

Мы стали безобразными,

Серыми и грязными.

И вот пришла весна. Солнышко проснулось, услыхало горькую песенку и послало волшебный лучик.

/Кот Мурлыка показывает волшебный лучик, трогает всех детей по плечу/.

Соломинки превратились в девушек и добрых молодцев, а сноп превратился в соломенное царство. Лучик сказал, что теперь у них будут золотые руки и они из простых соломинок будут творить чудеса.

Василиса: спасибо, кот Мурлыка, за такую сказку.

/Домовой и кот Мурлыка снимают костюмы/.

Василиса: прошу всех в соломенное царство!

/Дети идут на выставку/.

Василиса: дети, вам нравятся поделки на этой выставке?

 

 

I-ребенок:

Вырастут в поле рожь и пшеница.

Их обмолотят - соломка родится.

Руки коснутся ее золотые,

И появятся, словно живые,

II-ребенок:

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и теленок бодливый,

Парень веселый с гармошкой, жар- птица

И с золотою косою девица.

III- ребенок:

Вот ведь какая она не простая

Эта соломка, совсем как живая.

В руки возьмет лишь ее мастерица-

Сразу она в чудеса превратится!

Василиса: посмотрите,  какие поделки вы видите на выставке?

/Дети рассказывают о поделках/

Василиса: чем похожи они между собой?

-Они сделаны из соломы

Василиса: молодцы!  Прошу всех садиться за столы.

/Дети с нарушением зрения садятся по рекомендациям врача, леворукие дети пользуются ножницами для леворуких , клей, кисточку и  подставку располагают слева/.

/ «пушинки» лежат у детей на столе/, дети берут «пушинку» за ниточку и дуют на нее, чтобы удержать в воздухе.

1.массаж пальчиков и ладоней при помощи ребристого карандаша.

2. указательным  пальцем левой руки тянем большой палец правой руки и наоборот.

3.одна рука поглаживает, а другая похлопывает.

1.массаж «очки», указательными пальчиками по направлению от носа «рисуем» очки, сначала над бровями, затем под глазами.

2. «сова»,  «мотылек» -широко открываем глаза, затем быстро моргаем .

1. «лепим пельмешки»- большими  и указательными пальцами массажируем сразу оба уха, как-бы слепляя пельмени.

Василиса: дети, вы хотите пойти на рыбалку? Что нужно приготовить для игры «Рыбалка»?

-Удочки, ведерки для рыбы и рыбу.

Василиса: правильно, вот удочки, вот ведерки, а рыбок нет, что же делать, на рыбалку хочется пойти?

Дети: а мы рыбок можем сейчас сделать и пойдем рыбачить!

Василиса: сегодня мы будем продолжать работать с соломкой. Перед вами рыбки, которые вы вырезали, но у них нет чешуи.

-Для чего нужна рыбе чешуя?

  Ваша задача: украсить рыбку золотыми соломенными формами. Они лежат у вас на тарелках (кружочки, овалы, квадраты, треугольники).

Какую часть рыбы нужно украсить?

-Туловище.

Василиса: назовите другие части тела рыбы.

-Голова, хвост, верхние и нижние плавники.

/Дети приступают к работе, звучит тихая музыка «шум моря»

Заключительная часть

 

Василиса: дети, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали, у вас получились чудесные рыбки.

-Кот Мурлыка, а тебе нравятся рыбки?

-Мне очень нравятся все рыбки.

/Дети описывают свою работу и работу сверстников/

Василиса: дети, если вам понравилось, и вы все поняли и  запомнили, прикрепите к доске «солнышко», если вам не понравилось, вы что-то не запомнили или не поняли, прикрепите «тучку».

 

Дома с мамой или с другими членами семьи украсьте тарелку и кружку, чтобы поиграть. Можно вырезать другие предметы по вашему желанию и украсить их.

 

 

/На полу «озеро», около «озера» две скамейки, на них стоят ведерки для рыбы, удочки раздаю детям/

Василиса: дети, попробуйте поймать свою рыбку, не ловится?  Что притягивает магнит?

-Железо! К рыбке надо прикрепить скрепку!

Василиса: молодцы!

/Дети прикрепляют скрепку к рыбке и отправляются на рыбалку, в группе пойманную рыбу можно по желанию «пожарить», рыбок для рыбалки можно сделать заранее побольше, в конце игры подсчитывается пойманная рыба и объявляются победители/

Василиса: дети, вы слышите, какой аромат идет из печки?

В печке для вас угощение готово!

/Лопаткой достаю противень с пирожками, которые дети едят в группе/

 

Дети дарят гостям по рыбке, прощаются с гостями, благодарят за угощение и под музыку группы «Ивана Купала» уходят в группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать у детей образное мышление, воспитывать чувство сопереживания

 

 

Развивать умение передавать в стихотворной форме жалкое состояние «соломинок».

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначить перспективу счастливого окончания сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать умение описывать предметы, рассуждать, делать выводы, выразительно читать стихи.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение на дыхание.

 

 

Коррекционная гимнастика для пальчиков.

Кинезиологическое упражнение.

 

 

Упражнение на координацию.

Профилактика нарушения зрения.

 

 

 

 

 

Активизация биологически активных точек.

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация.

 

Выход из проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать художественный вкус, чувство формы, композиции, мелкую моторику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников, оценивать совместное творчество педагога и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание психологического комфорта в семье, посредством совместного творчества детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемной ситуации. Развитие мыслительной активности.

 

 

 

 

 

 

 

Создать перспективу ожидания сюрприза.

 

 

 

 

 

 

 

Формировать нравственно - этические нормы поведения: желание делать приятное людям, быть вежливым, благодарить за хорошие поступки, приветствовать и прощаться друг с другом.

познание,

художественное слово,

коммуникация,

социализация

коммуникация,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Пословицы и поговорки:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Мала пчела, да и та работает. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кончил дело, гуляй смело. Делу время - потехе час.

                                                                           Используемая литература:

 

1. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;

2. Авторская рецензированная программа «Рукодельница»  Н.Н.Скачкова;

3.«Мы – славяне» М.Семенова,  Санкт-Петербург, из-во «Азбука»1998г.;

 4.«Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» М.В.Тихонова, Санкт-Петербург, из-во «Детство- пресс» 2000г.;

5. «Развивающая кинезиологическая программа», «Коррекция развития интеллекта дошкольников» А.Л.Сиротюк, Москва, из-во «Творческий центр сфера» 2001г.;

6.«Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины» Маргарита Давыдова, Москва, из-во «Айрис Пресс» 2000г.;

7.«Калейдоскоп чудесных ремесел» Ю.Б.Гомозова, Ярославль, из-во «Академия развития» 1998г. 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3788
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.