Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:"Священная птица – черный ворон"

  ср., 14.03.2012

Автор:

Богонович Надежда Петровна

воспитатель  МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Сургутский район, г.п.Фёдоровский

Программное содержание:

•          Познакомить детей с традициями народов Севера (ханты), со священной птицей – черным вороном.

•          Закрепить умение рисовать птиц (ворону) угольным карандашом, методом высветления.

•          Умение правильно пропорционально изображать части тела.

•          Создание выразительного образа ворона линией, цветом.

•          Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; воображение

•          Развивать речь, расширять словарный запас.

•          Воспитывать уважительное отношение к народам Севера – ханты, к родному краю      

Активизация словаря: ханты, манси, Югра, рыболовство, оленеводство,охота.      

Обогащение словаря: священная птица, покровительница.      

Материал: иллюстрации ворона, графический (угольный) карандаш, щетинная кисть, салфетки, акварельная бумага, музыка народов ханты.      

Предварительная работа: чтение сказок, легенд народов ханты, рассматривание птиц на прогулке, рисование птиц.

1.Организационный момент.

Дети входят в группу под хантыйскую музыку. Становятся в круг, выполняют несколько танцевальных движений .

2. Беседа о родном крае.

Сели полукругом.

- Ребята, кто скажет, где мы с вами живем? (-В России)

- А как называется наш округ? (-Наш округ называется Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, ХМАО)

- Как называются коренные жители? -(Коренные жители Югры ханты, манси.)

- Чем они занимаются? (-Оленеводством, рыболовством, охотой)

- Сегодня утром я получила посылку от хантыйского мальчика Акчина со стойбища. А в посылке письмо-загадка.

- Сейчас я загадаю вам загадку, послушайте:

«Носит серенький жилет,

но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

                                (Ворона)

3.Игра « Ворон».

- Правильно угадали. Сейчас поиграем в игру. Игра  «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А надубе воронок

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу

 Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Дети садятся.

4.Чтение стихотворения В.Мазина

Сегодня я хочу вам рассказать о священной птице народов ханты, о вороне.

- К обряду древнего костра

Ватага резвых ребятишек

В нарядах красочных с утра

Стремятся к старине поближе.

На праздник радостный Вороны,

По снегу талому шурша,

Хантыйские торопят жены

Меня и сына крепыша.

В сюжете праздника, от предков

Едва понявши что к чему,

Как оживающие ветви, Мы проводить спешим зиму.

Нас сызмальства учили петь

О старом, о родном причале,

Где солнца золотую сеть

Ворон мы сотни лет встречали.

                                ( В. Мазин)

5. Беседа о народном празднике.

Хантыйский – Ворнга Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси.

Ворона (хант. – ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был приурочен к прилету ворон и проводился в марте-апреле.

В представлениях ханты ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник -  с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили угощения, ходилик друг другу в гости, угощались, танцевали традиционную куриньку, Акань – Акань, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц, их исполняли женщины, закрыв лицо платками. На краю деревни ставили стол, а на него угощение для ворон (кашу, чай).

На березы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце0 которые с веселыми криками собирали и съедали дети. С вороньим праздником были связаны различные приметы и гаданья.

Например, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое – затяжной.

6.Физкультминутка

«Вот летит большая птица

Плавно кружит над рекой

Наконец она садится

на корягу над водой,

Наклонилась, пъет водицу, вертит, кружит головой…

И опять летит домой.

7.Рассматривание картины с изображением вороны.

- Что за птица изображена на картинке?

- Как вы узнали, что это ворона?

-правильно ворону легко узнать по окраске оперения- черной и серой.

- Что у вороны черное? (Голова, крылья, хвост)

-Что серое? (тело)

- Чем отличается ворона от других птиц? (ворона крупная птица с большим крепким клювом)

Обратите внимание на позу вороны. Ворона сидит на ветке. Показываю как изобразить ворону в такой позе. Объясняю: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста вороны, оставляю место для изображения головы. Немного отступая от тела нарисую голову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. Ворона сидит на ветке. Она крепко обхватила пальцами ветку.

8. Пальчиковая  гимнастика

«Тили-тили птички пели

взвились в небо, улетели

Стали птички гнезда вить

и своих детей кормить.

9.Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, давайте приготовим подарки для коренных жителей Севера, народа Ханты – священную птицу Ворона и отправим на стойбище, так как приближается  праздник черного ворона. Я предлагаю вам самостоятельно нарисовать ворону. Ваши рисунки и будут подарком для жителей стойбища.

 (В процессе рисования следить, как дети закрашивают птицу, как нажимают на угольный карандаш).

Напоминаю о способе «высветления» цвета кистью или ластиком.

  1. Влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
  2. Ластиком высветляют необходимые изображения, нарисованные углем, карандашом.

10. Итог занятия.

Сейчас мы с вами устроим выставку

 Ребята определите, что получилось удачным среди изображений, а что не совсем.

Вороны, важно каркая,

Дорожку в сад протопали .

А солнышко не яркое –

Хорошее и теплое.

Не страшно ножкам холода:

Гляди, какие валенки?

По серебру, по золоту

Играет лучик маленький,

Смеется искрой колкою,

Зеленой, синей, розовой.

Ребята, по хантыйскому обычаю  в Вороний день загадывают желания и завязывают ленточки на березе. Сейчас мы с вместе с гостями загадаем желание и завяжем ленточки на дереве.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4371
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.