Интегрированная образовательная деятельность в виде историческо - познавательной игры «Золотая хохлома» /старший возраст/

  сб., 25.02.2012

Автор:

Баранова Елена Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ центр развития ребенка –

детский сад №146 города Тюмени

Программное содержание:

область

«ПОЗНАНИЕ»

Знакомство с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла, его настоящим.

Обучение моделированию транспорта с помощью деревянных ложек.

Дать понятия времени: прошлое, настоящее, будущее; понятие век в рамках реки времени

В процессе экспериментирования обратить внимание на свойство яичного желтка: улучшение свойств краски: она становится более яркой и блестящей.

область

«КОММУНИКАЦИЯ»

Обогащение речи детей  прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов,

Развитие умения вести беседу, совершенствовать диалогическую форму речи

Объяснение и введение в словарь детей таких слов ложкарь, крикуль,  грунт, роспись

область

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Привлечение детей к познавательно-исторической игре, продолжать формировать умение согласовывать свои действия с другими, работать в команде

область

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

Формирование представления об опасных ситуациях для человека во время путешествия

область

«ФИЗ. КУЛЬТУРА»

Обогащение двигательного опыта детей через образно-двигательную гимнастику, упражнять  в Выполнении выразительных движений

область

«ЗДОРОВЬЕ»

Формировать представления о значении и экологичности деревянной посуды для здоровья человека

область

«ХУД. ЛИТЕРАТУРА»

Использование художественного слова о хохломе, использование сказки-легенды о возникновении промысла в процессе путешествия

Область

«ХУД. ТВОРЧЕСТВО»

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление основных цветов, элементарных элементов хохломской росписи: ягодки, травка, лист, познакомить с элементом криуль; упражнять в создании узора на ложке, оформление коллективной модели чаши с ложками в хохломском стиле

область

«МУЗЫКА»

Использование музыкального сопровождения в ходе образовательной деятельности, создание эмоционального настроя, использование музыкально-двигательной игры, русских народных мелодий

область

«ТРУД»

Привлекать детей к помощи в уборке материала и оборудования; воспитание ценностного отношения к труду других людей, формирование представления о труде мастеров, изготавливаемых хохломскую посуду

 

Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление шаблонов посуды,

модуля чаши лебедя-братины, просмотр видеофильмов из Интернета о промысле, изготовлении хохломской посуды, о сегодняшней работе  мастеров; рассматривание альбомов, посуды; подготовка презентации к игре, изготовление «Реки Времени» для путешествия, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мастерской по росписи, выставка «Золотая хохлома», подготовка материала для эксперимента.

 

Индивидуальная работа: закрепить в словаре Вики, Артура, Маши новые слова «ложкарь», «криуль»; во время беседы активизировать и побуждать к ответами  Диму; во время росписи ложек помочь Артуру в приеме с карандашом-тычком.

 

Материал и оборудование: хохломская посуда: деревянные  ложки, чашки, подсвечник, тарелки, солонка; шаблоны ложек, краски, карандаши-тычки, яйца по количеству детей, миски, емкости для смешивания краски с яйцом, салфетки; макет Реки Времени, мультимедийная установка с презентацией «Золотая хохлома», музыкальное сопровождение в русском народном стиле, песни про хохлому; хохломские ложки для моделирования, столы; макет лебеди-братины.

Ход:

Педагог:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться доброе утро.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым доверчивым

Ведь доброе утро длится до вечера.

/педагог  и дети дарят друг другу хорошее настроение/

 

Посмотрите ребята? Что необычного сегодня я вам приготовила?

Что это такое?  (хохломская посуда). Из чего она сделана? (из дерева). Значит она какая?  (хохломская деревянная посуда).

Не боится хохлома ни жара, ни влаги. Все также будут сеять её краски, не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Ребята как вы думайте, где делают такую посуду? /ответы детей/

 Хотите узнать больше об этом чуде - Золотой Хохломе?  Тогда мы с вами отправляемся по необычной реке, по Реке Времени:

узнаем, как родилась хохлома в далеком прошлом, побываем в настоящем времени, посетим мастерскую хохломской росписи, которая работает сейчас.

-А на чем же мы с вами отправимся?

 (ответы детей, принимаются все предложения даже фантастические, так как Река Времени сама по себе необычная)

Я вам предлагаю сделать из деревянных ложек модуль того транспорта, на котором вы будете путешествовать / дети моделируют транспорт/

- И так в путь! /дети с педагогом « плывут по реке» под музыку/.

-Вот мы и попали в далекое прошлое (17век), это наша первая остановка. Рассаживаемся поудобнее на ковер в нашем видеозале. А я вам расскажу сказку-легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

/под слайды презентации/

« Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичек-умелец. Избу поставил, стол, лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал насыпать. Прилетела однажды жар-птица к его порогу, он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой ».

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка мастерица

Солнечная хохлома.

Ребята давайте с вами вспомним, как в старину изготавливали Посуду.

Жизнь деревянной  чашки начиналось у токаря. Вращая бревно на станке, снимали кору, выравнивали его, а потом делили его на нужное число чашек. Как звали мастера, который делал ложки? (Ложкарь).

 Хохломские изделия начинались с просушки. Грунтовали, пропитывали  льняным маслом, а за тем олифой, лудили, обмазывали алюминиевым порошком, а затем расписывали посуду

/ с детьми проговаривается еще раз весь процесс изготовления, акцент делается на новое слово «ложкарь»/.

- Нам пора в дорогу! Отправляемся дальше в  настоящее время.

/дети с педагогом « плывут по реке под музыку/.

-Следующая остановка - настоящее время / 20-21 век/.

Давайте здесь рассмотрим, как украшена посуда в технике росписи « под хохлому»: «травкой», «ягодкой», «листком», «кудринкой».

Какие цвета используются в хохломской росписи? (красный, желтый, золотистый, черный, а  с недавнего времени и зеленый). Еще используют такой элемент росписи как криуль, вот он посмотрите, какой красивый завиток.

- А хотите быть мастерами хохломской росписи? Мы сейчас отправляемся в мастерскую, но прежде для того чтоб нарисовать свой орнамент на ложке каждый мастер готовит волшебную краску. Вы умеете это делать?

Я сейчас вас этому научу!

Проводится опыт « Смешивание яичного желтка с краской»: выливаем яйцо из скорлупки,  затем промываем холодной водой желток, чтобы не оставалось белка на нем, выливаем в баночку желток, отжимая,  смешиваем с краской  до тех пор, пока не станет однородной массой. Волшебная краска готова!

- Берите свои волшебные краски, и мы с вами пойдем в нашу художественную мастерскую   /дети занимают места в мастерской и  расписывают ложку способом печаткой-тычком по трафарету./


- К нам сегодня прилетела из хохломы  птица – лебедь! Посмотрите, какая красавица!

 В старину ее называли «братиной», в нее наливали напиток, мед, воду и передавали по кругу, угощая всех присутствующих, каждый брал по ложке, угощался, хваля хозяев.

/ Дети с педагогом вешают свои ложки на лебедя-братину/

Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная хохлома

Напоминает нам о лете.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрок в вазах и солонках,

Напоминает хохлома

Родную милую сторонку.

-Пора нам возвращаться!

/дети  с педагогом по Реке Времени под музыку возвращаются /

Итог: Наше путешествие по реке времени закончилась.

Что вы узнали нового?  Что было самым интересным в нашем путешествии? Где все это вам пригодится? Что бы вы хотели узнать еще нового?

А теперь оцените свою работу: у кого все получилось, кому было интересно и познавательно на экране успешности поставьте синюю фишку, а у кого были какие-то проблемы – красную / Самооценка детей/.

Приложение: Презентация: "Сказ о хохломе" (скачать)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5770
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.