Дидактическое пособие "Крутящиеся кубики" |
сб., 28.08.2021 |
Автор:
Загоскина Евгения Александровна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 12 города Тюмени
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов.
Что способствует развитию речи ребенка?
Это хорошее поставленное речевое дыхание, которое обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Сформированность мелких движений пальцев рук, что опосредованно стимулирует речь. Артикуляционные упражнения, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику родного языка. Фонематический слух - умение сосредотачиваться на звуке (различать, анализировать и дифференцировать их на слух).
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, и их коррекции,я разработала многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, дыхания и речевого аппарата. Можно использовать как на подгрупповых занятиях, так на индивидуальных.
Дидактическое пособие «Крутящиеся кубики»
Цель: профилактика возникновения речевых нарушений и их коррекция.
Задачи:
- развитие речевого дыхания
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
- развитие фонематического слуха.
Подготовительный этап: перед началом игры необходимо подготовить дополнительный материал (резиночки для волос и карточки с заданиями, контейнеры из-под киндера сюрприза, запись звуков животных, снежинки, вертушка, маленькое зеркало).
Материал может варьироваться, в зависимости от возрастных особенностей и поставленной цели.
Ход игры
Предложите ребенку подуть на кубики, кубики начинают вращаться, и соответственно ребенок выполняет задание по картинке на одной из сторон кубика.
- Картинка «Резиночки на пальчиках» - проводится игра «Резиночки на пальчики» для малышей. Помимо карточек с заданиями, вам также понадобятся маленькие разноцветные резиночки. Главная задача — правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений, считает.
- Картинка «Ладошка» - проводится пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением:
«Моя семья» - Вот дедушка,вот бабушка,вот папочка,вот мамочка,вот деточка моя,а вот и вся семья.(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)
Ф. Фребель
Картинка «снежинка и вертушка» - проводится дыхательные упражнения с заготовленными тренажёрами
Упражнение «Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Ход:
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
Количество повторов: повторить 3-4 раза.
Упражнение «Снежинки»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
Ход:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки,белые пушинки.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Количество повторов: повторить 4-6 раз.
Картинки с изображением органов артикуляции (губы, зубы, язык) – проводится артикуляционная гимнастика:
Упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.
Упражнение «Чашечка»- рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.
Упражнение «Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.
Упражнение «Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Упражнение «Тесто» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Картинка «Домашние животные» - проводится игра «Чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых домашних животных.
Оборудование: запись голосов животных.
Взрослый предлагает ребенку прослушать запись голоса животного, а затем определить, какое животное его издаёт. Найди нужного зверька на картинке.
Картинка «Контейнер из-под киндера» - проводится игра «Звучащие шарики»
Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, тренировка и концентрация внимания.
Оборудование: 4 коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины ( фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т .д.). Количество контейнеров может увеличиваться, если ребенок легко справляется с заданием.
Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой), а ребёнок должен на слух найти такой же.
Дидактическое пособие «Крутящиеся кубики» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители.
Результатом использования данного пособия является:
- Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
направленность;
- Дети учатся слушать и дифференцировать речевые и неречевые звуки;
- Развивается артикуляционная и мелкая моторика пальцев рук, а также речевое дыхание.
Используемая литература:
- Краузе Е.Н. «Логопедия». – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА, 2006. – 208с.
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
- Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;
- Ткаченко Т.А. «Мелкая моторка. Гимнастика для пальчиков». – СПб.: ЭКСМО, 2013.- 48с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008538 скачать: >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf