Дидактическое пособие "Крутящиеся кубики"

  сб., 28.08.2021

Автор:

Загоскина Евгения Александровна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 12 города Тюмени

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов.

Что способствует развитию речи ребенка?

Это хорошее поставленное речевое дыхание, которое обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Сформированность мелких движений пальцев рук, что опосредованно стимулирует речь. Артикуляционные упражнения, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику родного языка. Фонематический слух - умение сосредотачиваться на звуке (различать, анализировать и дифференцировать их на слух).

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, и их коррекции,я разработала многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, дыхания и речевого аппарата. Можно использовать как на подгрупповых занятиях, так на индивидуальных.

Дидактическое пособие «Крутящиеся кубики»

Цель: профилактика возникновения речевых нарушений и их коррекция.

Задачи:

- развитие речевого дыхания

- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук

- развитие фонематического слуха.

Подготовительный этап: перед началом игры необходимо подготовить дополнительный материал (резиночки для волос и карточки с заданиями, контейнеры из-под киндера сюрприза, запись звуков животных, снежинки, вертушка, маленькое зеркало).

Материал может варьироваться, в зависимости от возрастных особенностей и поставленной цели.

Ход игры

Предложите ребенку подуть на кубики, кубики начинают вращаться, и соответственно ребенок выполняет задание по картинке на одной из сторон кубика.

  1. Картинка «Резиночки на пальчиках» - проводится игра «Резиночки на пальчики» для малышей. Помимо карточек с заданиями, вам также понадобятся маленькие разноцветные резиночки. Главная задача — правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений, считает.
  2. Картинка «Ладошка» - проводится пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением:

«Моя семья» -  Вот дедушка,вот бабушка,вот папочка,вот мамочка,вот деточка моя,а вот и вся семья.(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)

Ф. Фребель

Картинка «снежинка и вертушка» - проводится дыхательные упражнения с заготовленными тренажёрами

Упражнение «Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Ход: 

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Взрослый  показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Количество повторов:  повторить 3-4 раза.

Упражнение «Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха,  укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

Ход: 

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,белые пушинки.

Взрослый  показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Количество повторов:  повторить 4-6 раз.

Картинки с изображением органов артикуляции (губы, зубы, язык) – проводится артикуляционная гимнастика:

Упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

Упражнение «Чашечка»- рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя­нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

Упражнение «Вкусное варенье» - рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

Упражнение «Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Упражнение «Тесто» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Картинка «Домашние животные» - проводится игра «Чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых домашних животных.

Оборудование: запись голосов животных.

Взрослый предлагает ребенку прослушать запись голоса животного, а затем определить, какое животное его издаёт. Найди нужного зверька на картинке.

Картинка «Контейнер из-под киндера» - проводится игра «Звучащие шарики»

Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы, тренировка и концентрация внимания.

Оборудование: 4 коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины ( фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т .д.). Количество контейнеров может увеличиваться, если ребенок легко справляется с заданием.

Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой), а ребёнок должен на слух найти такой же.

Дидактическое пособие «Крутящиеся кубики» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители.

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная

направленность;

  • Дети учатся слушать и дифференцировать речевые и неречевые звуки;
  • Развивается  артикуляционная  и мелкая моторика пальцев рук, а также речевое дыхание.

Используемая литература:

  1. Краузе  Е.Н. «Логопедия». – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА, 2006. – 208с.
  2. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  3. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;
  4. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторка. Гимнастика для пальчиков». – СПб.: ЭКСМО, 2013.- 48с.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008538 скачать:  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 92
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.