«Соната-До» программно-диагностический комплекс

  сб., 20.05.2017

Автор:

Посохина Любовь Анатольевна

учитель-логопед первой квалификационной

категории, педагогический стаж более 25 лет

МАДОУ "ДС "Огонёк" г.Новый Уренгой

Обследование уровня речевого развития детей-инофонов

с применением программно-диагностического комплекса «Соната-До» (от 5 до 7 лет)

Пояснительная записка

        Двуязычие в настоящее время охватывает очень большое количество детей. Поэтому проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком, как вторым, становится всё более актуальной. В связи с появлением в нашей стране большого количества мигрантов, в детских садах появились дети, плохо владеющие русским языком или вообще не говорящие на русском языке.

Следует отметить, что в районе крайнего Севера проживает около тридцати национальностей. А в подобной ситуации языковые контакты не только неминуемы, но и необходимы.

       У педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях с детьми-инофонами, возникают трудности в организации коррекционно-образовательного процесса, в дифференциальной диагностике речевых нарушений, в выборе методических приёмов коррекции речи. 

       Поэтому огромное значение придаётся тщательному обследованию всех речевых процессов у детей-инофонов. Полученные результаты обследования показали, что у детей-инофонов и у детей, носителей русского языка, наблюдаются различия в степени и особенностях сформированности устной речи по таким показателям, как: сенсомоторный уровень речи, навыки звукового анализа, грамматический строй речи, словарь и словообразовательные процессы, понимание сложных логико-грамматических отношений, связная речь.

Целью обследованияречевого развития детей-инофонов с применением программно-диагностическогокомплекса «Соната-До» является определение уровня речевого развития и организация коррекционно-развивающей деятельности.

        Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Изучение литературы по данной проблеме.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента для обследования особенностей лексики и грамматики русского языка у детей-инофонов.
  3. Определение индивидуальных особенностей лексической и грамматической системы речи у детей-инофонов.
  4. Определение путей развития речи у детей-инофонов с учётом характера выявленных нарушений.

Содержание

 1.Способность устанавливать и поддерживать контакт.

       Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут маму (папу, бабушку…)?

С кем ты живёшь?

Какие мультфильмы ты любишь смотреть?

С кем ты пришёл в детский сад?

В какую игру ты любишь играть в детском саду?

Покажи один пальчик.

Покажи много пальчиков.

Сколько пальцев у тебя на руке?

Критерии:

  1. Ребёнок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объёме, свободно пользуется лексическими средствами языка (баллов: 4).
  2. Ребёнок контактен, но не всегда понимает речь в полном объёме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослым (баллов 3).
  3.  Ребёнок с трудом устанавливает контакт, малоактивен, малоразговорчив,  понимает речь не в полном объёме (баллов:2).

4.        В контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм (баллов:1)

  1. 2.     Обследование пассивного словаря.

1.Понимание названий:

- животных и их детёнышей. Инструкция: «Покажи, где собака (кошка,

корова), а где щенки (котята, телёнок»);

- птиц. Инструкция: «Покажи, где воробей (ворона, снегирь, синица»);

- различных явлений природы. Инструкция: «Покажи, где лето, а где зима

(весна, осень);

- профессий. Инструкция: «Покажи, где продавец (повар, врач,  парикмахер).

2. Понимание пространственного расположения предметов.

 Инструкция: «Возьми карандаш и положи его в коробку; возьми книгу,

положи её в ящик;  встань около меня; встань между окном и шкафом».

3.Понимание падежных форм по предъявленным картинкам. Инструкция: «Покажи, что нарисовали дети? Покажи, за кем стоит бабка?  Кому дают корм дети?»

Критерии:

  1. Правильное самостоятельное выполнение всех заданий (баллов 4);
  2. Ребёнок допускает единичные ошибки (баллов 3);
  3. Большинство заданий не выполняется (баллов 2);
  4. Невыполнение заданий (баллов 1).
  1. 3.     Обследование состояния активной речи.
  2. Обследование лексико-грамматических средств языка (по предметным картинкам):

  - объяснение значения слов.   

  Инструкция: «Для чего нужен холодильник (пылесос, телевизор?)»;

 - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.    Инструкция: «Вот большой предмет мяч, к нему подходит маленький предмет –    мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький    предмет: шапка, стакан, цветок »;

 - название профессий с суффиксами –ник-, -ниц- .   Инструкция: «Учит детей –учительница, а кто кормит телят? Кто рисует картины? Кто строит дом?»;

- образование приставочных глаголов.  Инструкция: «Машина из гаража – выехала, машина по дороге -…, к мосту - …, через мост - …, в гараж - …»;

- образование притяжательных прилагательных.  Инструкция: «Посмотри на картинку, у лисы хвост – лисий, а у коровы чей хвост? У зайца чей хвост? У медведя чей хвост?);

- образование сложных слов. Инструкция: «Сам сваливает – самосвал, а пыль сосёт – …,  молоко возит – ….»

2.Название обобщающих слов по предъявленным картинкам.

Инструкция: «Посмотри на картинки, на них изображены: голубь, ворона, воробей, снегирь. Всех этих существ мы называем одним словом – птицы. Назови одним словом: велосипед, трамвай, трактор, машина;  назови одним словом:  чашка, тарелка, стакан, кастрюля; назови одним словом: верблюд, крокодил, жираф, антилопа».

3.Употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (по простым сюжетным картинкам):

Инструкция: «Посмотри, на картинке мама кормит ребёнка?  А кого ведут за руку?  Чего хотят дети?  Посмотри, чего не хватает на картинке?»

4.Возможности понимания и использования предлогов.   Инструкция: « Посмотри, перед тобой находится стол, шкаф, окно.  Назови, что находится сверху (снизу, около, сзади, спереди) тебя?».

Критерии:

  1. Правильное самостоятельное выполнение всех заданий (баллов 4);
  2. Ребёнок допускает единичные ошибки (баллов 3);
  3. Большинство заданий не выполняется (баллов 2);
  4. Невыполнение заданий (баллов 1).

 Обследование связной речи

1.Составление рассказа по серии сюжетных картин (4 картинки). Инструкция: «Вот 4 картинки. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом и чем всё закончилось. Затем правильно их разложи и составь рассказ».

2.Пересказ текста. Инструкция: «Я прочитаю рассказ, а ты внимательно его послушай и 

затем расскажешь, что запомнил».

Процедура – чтение рассказа педагогом, вопросы по содержанию, повторное чтение с

установкой на пересказ, пересказ текста ребёнком.

Белочка и зайчик.

       Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыжая, а зайчик был серый. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик морковку, капусту. Прошло лето, наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под ёлкой. Когда наступит лето, они снова будут угощать друг друга.

Критерии:

  1. Пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы (4 балла).
  2. При пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания (3 балла).
  3. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, отмечается ошибочное употребление слов, аграмматизмы(2 балла).
  4. Отказ от выполнения задания, неадекватные ответы. (1 балл).

Обследование звукопроизношения.

Инструкция: «Повторяй за мной слова (или назови картинку)»:    

с – собака, усы, нос;

сь – сеть, синий, гусь;

з – зубы, коза, зонт;

зь – узел, газета, обезьяна;

ц – цепь, яйцо, огурец;

ш – шапка, мащина, душ;

ж – жук, жёлуди, ножи;

ч – чайник, мяч, очки;

щ – щётка, ящик, плащ;

р – рыба, корова, топор;

рь – репка, фонари, дверь;

л – лук, пила, дятел;

ль – лейка, телефон, метель.

Критерии:

  1. Безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях(баллов:4)
  2. Нарушение произношения одного или нескольких звуков(баллов: 3)
  3. Нарушено произношение 5 – 7 звуков(баллов: 2)
  4. Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются 10 и более звуков (баллов 1).

Воспроизведение слов разной слоговой структуры.

Инструкция: «Послушай и повтори за мной слова»:

Односложные слова: дом, кот, дуб, бык, мак

Двусложные слова: вода, нога, кино, вата, Дима

Трёхсложные слова: милиционер, водопровод, электричество.

Критерии:

  1. Все слова точно воспроизводятся (баллов: 4)
  2. Большинство слов воспроизводится точно, но темп несколько замедлен, могут быть запинки (баллов: 3)
  3. Большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры (баллов: 2)
  4. Все слова произнёс с ошибками (баллов 1).

Обследование фонематического восприятия:

Определение первого звука в словах.

Инструкция: «Первый звук в слове АИСТ – А. Назови первый звук в слове: утка, остров,домик».

Определение последнего звука в словах.

Инструкция: «Последний звук в слове КУСТ – Т. Назови последний согласный звук вслове: пила, часы, кот».

Определение количества звуков в словах.  Инструкция: «В слове КОТ три звука. А сколько звуков в слове: мак, вода, полка?»

Критерии:

  1. Фонематическое восприятие сформировано (4 балла);
  2. Фонематическое восприятие недостаточно сформировано (3 балла);
  3. Испытывает значительные затруднения при выполнении заданий (2 балла);
  4. Не слышит и не различает звуки (1 балл).

        Анализрезультатов мониторинга с применением программно-диагностического комплекса «Соната-До» позволил сделать следующие выводы: у детей отмечается ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между пассивным и активным словарём, неточное употребление, смешение слов, относящихся к разным языкам и трудности актуализации слов.

        Следует отметить, что коррекционная и профилактическая деятельность должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учётом дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, постепенного усложнения заданий и речевого материала).

        В целом, результаты обследования подтвердили гипотезу о том, что развитие речи у детей-инофонов носит особый, специфический характер и что состояние их речевого развития имеет существенные отличия от речи дошкольников-монолингвов, носителей русского языка.

Ожидаемые результаты

        Мониторинг речевого развития с применением программно-методического комплекса «Соната-До» позволяет более точно выявить речевые проблемы и определить дальнейший образовательный маршрут для ребёнка-инофона.

Список использованных источников

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. – Москва, Просвещение, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва, АСТ, 2012.
  3. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском саду. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008.
  4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Помогаем малышам заговорить по-русски. – Дошкольное образование, № 20 (284) октябрь 2010.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Оставьте свой комментарий


Просмотров: 547
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги