«Соната-До» программно-диагностический комплекс |
сб., 20.05.2017 |
Автор:
Посохина Любовь Анатольевна
учитель-логопед первой квалификационной
категории, педагогический стаж более 25 лет
МАДОУ "ДС "Огонёк" г.Новый Уренгой
Обследование уровня речевого развития детей-инофонов
с применением программно-диагностического комплекса «Соната-До» (от 5 до 7 лет)
Пояснительная записка
Двуязычие в настоящее время охватывает очень большое количество детей. Поэтому проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком, как вторым, становится всё более актуальной. В связи с появлением в нашей стране большого количества мигрантов, в детских садах появились дети, плохо владеющие русским языком или вообще не говорящие на русском языке.
Следует отметить, что в районе крайнего Севера проживает около тридцати национальностей. А в подобной ситуации языковые контакты не только неминуемы, но и необходимы.
У педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях с детьми-инофонами, возникают трудности в организации коррекционно-образовательного процесса, в дифференциальной диагностике речевых нарушений, в выборе методических приёмов коррекции речи.
Поэтому огромное значение придаётся тщательному обследованию всех речевых процессов у детей-инофонов. Полученные результаты обследования показали, что у детей-инофонов и у детей, носителей русского языка, наблюдаются различия в степени и особенностях сформированности устной речи по таким показателям, как: сенсомоторный уровень речи, навыки звукового анализа, грамматический строй речи, словарь и словообразовательные процессы, понимание сложных логико-грамматических отношений, связная речь.
Целью обследованияречевого развития детей-инофонов с применением программно-диагностическогокомплекса «Соната-До» является определение уровня речевого развития и организация коррекционно-развивающей деятельности.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента для обследования особенностей лексики и грамматики русского языка у детей-инофонов.
- Определение индивидуальных особенностей лексической и грамматической системы речи у детей-инофонов.
- Определение путей развития речи у детей-инофонов с учётом характера выявленных нарушений.
Содержание
1.Способность устанавливать и поддерживать контакт.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут маму (папу, бабушку…)?
С кем ты живёшь?
Какие мультфильмы ты любишь смотреть?
С кем ты пришёл в детский сад?
В какую игру ты любишь играть в детском саду?
Покажи один пальчик.
Покажи много пальчиков.
Сколько пальцев у тебя на руке?
Критерии:
- Ребёнок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объёме, свободно пользуется лексическими средствами языка (баллов: 4).
- Ребёнок контактен, но не всегда понимает речь в полном объёме, может отсутствовать дистанция при общении со взрослым (баллов 3).
- Ребёнок с трудом устанавливает контакт, малоактивен, малоразговорчив, понимает речь не в полном объёме (баллов:2).
4. В контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм (баллов:1)
- 2. Обследование пассивного словаря.
1.Понимание названий:
- животных и их детёнышей. Инструкция: «Покажи, где собака (кошка,
корова), а где щенки (котята, телёнок»);
- птиц. Инструкция: «Покажи, где воробей (ворона, снегирь, синица»);
- различных явлений природы. Инструкция: «Покажи, где лето, а где зима
(весна, осень);
- профессий. Инструкция: «Покажи, где продавец (повар, врач, парикмахер).
2. Понимание пространственного расположения предметов.
Инструкция: «Возьми карандаш и положи его в коробку; возьми книгу,
положи её в ящик; встань около меня; встань между окном и шкафом».
3.Понимание падежных форм по предъявленным картинкам. Инструкция: «Покажи, что нарисовали дети? Покажи, за кем стоит бабка? Кому дают корм дети?»
Критерии:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий (баллов 4);
- Ребёнок допускает единичные ошибки (баллов 3);
- Большинство заданий не выполняется (баллов 2);
- Невыполнение заданий (баллов 1).
- 3. Обследование состояния активной речи.
- Обследование лексико-грамматических средств языка (по предметным картинкам):
- объяснение значения слов.
Инструкция: «Для чего нужен холодильник (пылесос, телевизор?)»;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Инструкция: «Вот большой предмет мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет: шапка, стакан, цветок »;
- название профессий с суффиксами –ник-, -ниц- . Инструкция: «Учит детей –учительница, а кто кормит телят? Кто рисует картины? Кто строит дом?»;
- образование приставочных глаголов. Инструкция: «Машина из гаража – выехала, машина по дороге -…, к мосту - …, через мост - …, в гараж - …»;
- образование притяжательных прилагательных. Инструкция: «Посмотри на картинку, у лисы хвост – лисий, а у коровы чей хвост? У зайца чей хвост? У медведя чей хвост?);
- образование сложных слов. Инструкция: «Сам сваливает – самосвал, а пыль сосёт – …, молоко возит – ….»
2.Название обобщающих слов по предъявленным картинкам.
Инструкция: «Посмотри на картинки, на них изображены: голубь, ворона, воробей, снегирь. Всех этих существ мы называем одним словом – птицы. Назови одним словом: велосипед, трамвай, трактор, машина; назови одним словом: чашка, тарелка, стакан, кастрюля; назови одним словом: верблюд, крокодил, жираф, антилопа».
3.Употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (по простым сюжетным картинкам):
Инструкция: «Посмотри, на картинке мама кормит ребёнка? А кого ведут за руку? Чего хотят дети? Посмотри, чего не хватает на картинке?»
4.Возможности понимания и использования предлогов. Инструкция: « Посмотри, перед тобой находится стол, шкаф, окно. Назови, что находится сверху (снизу, около, сзади, спереди) тебя?».
Критерии:
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий (баллов 4);
- Ребёнок допускает единичные ошибки (баллов 3);
- Большинство заданий не выполняется (баллов 2);
- Невыполнение заданий (баллов 1).
Обследование связной речи
1.Составление рассказа по серии сюжетных картин (4 картинки). Инструкция: «Вот 4 картинки. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом и чем всё закончилось. Затем правильно их разложи и составь рассказ».
2.Пересказ текста. Инструкция: «Я прочитаю рассказ, а ты внимательно его послушай и
затем расскажешь, что запомнил».
Процедура – чтение рассказа педагогом, вопросы по содержанию, повторное чтение с
установкой на пересказ, пересказ текста ребёнком.
Белочка и зайчик.
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыжая, а зайчик был серый. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик морковку, капусту. Прошло лето, наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под ёлкой. Когда наступит лето, они снова будут угощать друг друга.
Критерии:
- Пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы (4 балла).
- При пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания (3 балла).
- Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, отмечается ошибочное употребление слов, аграмматизмы(2 балла).
- Отказ от выполнения задания, неадекватные ответы. (1 балл).
Обследование звукопроизношения.
Инструкция: «Повторяй за мной слова (или назови картинку)»:
с – собака, усы, нос;
сь – сеть, синий, гусь;
з – зубы, коза, зонт;
зь – узел, газета, обезьяна;
ц – цепь, яйцо, огурец;
ш – шапка, мащина, душ;
ж – жук, жёлуди, ножи;
ч – чайник, мяч, очки;
щ – щётка, ящик, плащ;
р – рыба, корова, топор;
рь – репка, фонари, дверь;
л – лук, пила, дятел;
ль – лейка, телефон, метель.
Критерии:
- Безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях(баллов:4)
- Нарушение произношения одного или нескольких звуков(баллов: 3)
- Нарушено произношение 5 – 7 звуков(баллов: 2)
- Искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются 10 и более звуков (баллов 1).
Воспроизведение слов разной слоговой структуры.
Инструкция: «Послушай и повтори за мной слова»:
Односложные слова: дом, кот, дуб, бык, мак
Двусложные слова: вода, нога, кино, вата, Дима
Трёхсложные слова: милиционер, водопровод, электричество.
Критерии:
- Все слова точно воспроизводятся (баллов: 4)
- Большинство слов воспроизводится точно, но темп несколько замедлен, могут быть запинки (баллов: 3)
- Большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры (баллов: 2)
- Все слова произнёс с ошибками (баллов 1).
Обследование фонематического восприятия:
Определение первого звука в словах.
Инструкция: «Первый звук в слове АИСТ – А. Назови первый звук в слове: утка, остров,домик».
Определение последнего звука в словах.
Инструкция: «Последний звук в слове КУСТ – Т. Назови последний согласный звук вслове: пила, часы, кот».
Определение количества звуков в словах. Инструкция: «В слове КОТ три звука. А сколько звуков в слове: мак, вода, полка?»
Критерии:
- Фонематическое восприятие сформировано (4 балла);
- Фонематическое восприятие недостаточно сформировано (3 балла);
- Испытывает значительные затруднения при выполнении заданий (2 балла);
- Не слышит и не различает звуки (1 балл).
Анализрезультатов мониторинга с применением программно-диагностического комплекса «Соната-До» позволил сделать следующие выводы: у детей отмечается ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между пассивным и активным словарём, неточное употребление, смешение слов, относящихся к разным языкам и трудности актуализации слов.
Следует отметить, что коррекционная и профилактическая деятельность должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учётом дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, постепенного усложнения заданий и речевого материала).
В целом, результаты обследования подтвердили гипотезу о том, что развитие речи у детей-инофонов носит особый, специфический характер и что состояние их речевого развития имеет существенные отличия от речи дошкольников-монолингвов, носителей русского языка.
Ожидаемые результаты
Мониторинг речевого развития с применением программно-методического комплекса «Соната-До» позволяет более точно выявить речевые проблемы и определить дальнейший образовательный маршрут для ребёнка-инофона.
Список использованных источников
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. – Москва, Просвещение, 2010.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва, АСТ, 2012.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском саду. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Помогаем малышам заговорить по-русски. – Дошкольное образование, № 20 (284) октябрь 2010.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf