Мини-музей «Космос далекий и близкий»

  вс., 29.03.2015

Участники выставки:

Сахарнова Елена Александровна-

Воспитатель с правом преподавания экологии

Карпова Оксана Геннадиевна-

педагог психолог

МАДОУ «Росинка» г. Ноябрьска

Современные требования к развивающей предметно-пространственной среде подробно изложены в одном из главных нормативных документов, регламентирующих образование детей дошкольного возраста - в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который регламентирует организацию развивающей среды не только в группах и других помещениях, непосредственно предназначенных для образовательных целей (например, в музыкальном и физкультурном залах), но и предполагает максимальную реализацию образовательного потенциала всего пространства дошкольной организации. Исходя из этих требований, во многих детских садах с этой целью используются коридоры и рекреации (специально выделенные зоны для отдыха и развлечений), достаточно удобные для использования в образовательном процессе.

Несмотря на то, что наш детский сад "Росинка" размещен в типовом здании, в нем есть помещения, которые сложно задействовать в образовательном процессе по объективным причинам (необходимость соблюдения требований пожарной безопасности, малая площадь помещения, отсутствие естественного освещения и пр.). Но творческий потенциал педагогического коллектива помог преодолеть и эти преграды. О преобразовании одного из таких помещений мы и расскажем вам в нашем видеоматериале.

Проанализировав содержание нашей образовательной программы, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой) и уже имеющейся в МАДОУ развивающей предметно-пространственной среды, взвесив все "за" и "против" нашего "неудобного" помещения, мы решили что оно наиболее оптимально для размещения материалов по ознакомлению с космосом.

Загадочный мир звезд и планет с давних пор притягивает к себе внимание людей: загадки вселенной будоражат воображение с раннего детства и до старости. Солнце, Луна, звезды – кажется они известны даже двухлетнему ребенку, но большинство о них ничего не знает: они одновременно так близки, и в то же время, так далеки от нас. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному?

Для решения этого вопроса мы обратились к музейной педагогике, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Мы решились создать мини-музей «Космос далекий и близкий».

Обсуждая содержательное наполнение нашего мини-музея, мы в первую очередь ориентировались на задачи реализуемой в МАДОУ образовательной программы, на возрастные особенности старших дошкольников, учитывали требования ФГОС ДО к развивающей среде и принципы создания мини-музея, не забывая о требованиях пожарной безопасности (помещение находится на основных путях эвакуации и его нельзя загромождать какими либо предметами).

Исходя из этого, было решено использовать в оформлении стены и воздушное пространство. С целью повышения интереса малышей, мы решили по максимуму отказаться от плоскостных изображений, используя в оформлении 3D формат (в основном все экспонаты выполнены, так или иначе, в объемном исполнении). Условно мини-музей разделили на две зоны: зона космического пространства и зона фотовернисажа "История космонавтики в лицах".

Зону космического пространства представляют эксклюзивные экспонаты, выполненные педагогами и сотрудниками детского сада из подручных средств и бросового материала. В них воплотился большой творческий потенциал, находчивость и кропотливый труд автора и его помощников. Потребовались и определенные финансовые затраты, необходимые для приобретения отдельных материалов, разных видов краски и клея для окраски, склеивания и крепления экспонатов.

Но лучше всего расскажут о проделанной работе наши экспонаты. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в мини-музей "Космос далекий и близкий" МАДОУ "Росинка", в ходе которой постараюсь раскрыть некоторые секреты их создания.

Заходя в небольшое помещение мини-музея, каждый обращает внимание на необычную окраску стен. Она выполнена в разных оттенках голубого, синего и фиолетового цветов, что позволяет дополнительно создать ощущение космической неизведанной бездны. Объемные экспонаты, размещенные на стенах и в воздушном пространстве, зачаровывают и маленьких, и больших посетителей музея: все притягивает их заинтересованный взгляд.

Наша виртуальная экскурсия начинается с фигуры Звездочета, наблюдающего в телескоп за движением планет и зовущего нас отправиться в космическое путешествие. Здесь нас ждут не только объемные модели различных планет, но и изображение кометы и пояса астероидов (остатков небесных тел), туманности Андромеды (самой большой спиральной галактики, ближайшей к Млечному Пути).

Планеты мы изготовили в традиционной технике папье-маше. Единственный ее минус - продолжительные затраты  времени на просушку слоев.  Для придания форм использовали воздушные шары, мячи, хопы разного диаметра. Для прочности конструкции планет больших диаметров увеличивали количество слоев. Для создания необходимой цветовой гаммы планет использовали водоэмульсионную краску с добавлением колеров, с последующим покрытием бесцветным лаком, что обеспечивает долговечность изделия и возможность проведения влажной уборки.

Солнце - единственная звезда Солнечной системы: все планеты солнечной системы двигаются вокруг нее. Самой большой из планет является Юпитер, но даже он, по размерам и массе, намного меньше Солнца. Встал вопрос о выборе материала для изготовления модели этой большой звезды. Свой выбор мы остановили на обычном спортивном коврике из поливинилхлорида. Его размеры позволяли  создать цельный образ объекта и передать необходимые пропорции. Для придания объема мы подклеили на внутреннюю часть коврика толстый слой поролона.

Макеты планет и солнца к стене крепились жидкими гвоздями.

Рассмотрев экспонаты центральной стены, посетители замечают в углу внушительных размеров сооружение, напоминающее ракету. Дизайн и ее размер обусловлены необходимостью замаскировать выступающую на большую высоту вентиляционную трубу. Основа ракеты выполнена из теплоизоляционного материала. Жесткость конструкции придала транспортировочная картонная упаковка от холодильника. Самое сложное было прикрепить ракету к стене.

Не меньше хлопот доставило и изготовление сопл (суживающихся труб, по которым выходит сгорающий газ). Их стержневым основанием мы сделали транспортировочные картонные основы-катушки от рулонов линолеума. Приклеить теплоизоляционный материал к рулону оказалось нелегкой задачей. Эту операцию выполняли несколько человек: одни соединяли края, другие накладывали бандаж для фиксации теплоизоляционного материала к катушке (в нашем случае это были нитки), которые мы сняли через 3 дня. Сопла ракеты приклеены к полу на жидкие гвозди. Иллюзию иллюминаторов создают обычные CD диски.

Рассмотрев ракету снизу доверху, взгляд посетителей падает на подвесные мобили - модели космических летательных аппаратов: первого искусственного спутника земли, космического корабля «Восток», орбитальной научной станции «Мир» и метеорологического спутника. При создании моделей мы стремились к визуальному сходству. Некоторые части космических аппаратов изготовлены в технике папье-маше. Основу подвесных мобилей составляет бросовый материал: разнообразный пластик. Это тоже внесло свои трудности в сборку деталей в единое целое: клей вступал в химическое взаимодействие с пластиковыми формами и соответственно менял их форму. Поэтому пришлось использовать разные типы клея, такие как "Момент" и «Loctite». При сборке моделей летательных аппаратов очень помогло использование клеевого пистолета, что значительно облегчало работу. Часть деталей удобнее было резать канцелярским ножом, а не ножницами. Крупные части моделей соединяли и при помощи проволоки, отверстия для которой в пластиковых деталях проделывать лучше паяльником, чем шилом или другими колющими предметами. Поверхность всех летательных аппаратов неровная, с выпуклостями, что затрудняло покраску обычным способом, мы использовали  аэрозольную краску для автомобилей, что достаточно быстро и практично. Конечно, не стоит забывать о правилах техники безопасности и пожарной безопасности при проведении этих работ. Космические аппараты прикреплены к потолку невидимой для глаза леской, это позволило не только разнообразить композицию музея вертикальными элементами, но и создать эффект полета.

В космическом путешествии ребят сопровождают юные космонавты -девочка и мальчик, вышедшие в «открытый космос».

Какой музей без исторического материала?! Они дают возможность ребенку узнать о событиях, происходящих задолго до их рождения. Исходя из того, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, мы использовали возможности фотовернисажа: рассказ "экскурсовода" органично дополняет иллюстративный материал. В зависимости от задач, поставленных педагогом, содержание фотовыставки может меняться: это может быть галерея первых покорителей космоса "История космонавтики в лицах" или "Из жизни космонавта: один день на орбите", "Зачем человек осваивает космос?" или "Космические объекты в фотообъективе". Содержание фотовернисажа может формироваться исходя из детских интересов, возникших в ходе знакомства с изучаемой темой, или стать "открытой площадкой" для представления итогов совместной проектной деятельности детей и родителей.

В нашем случае именно фотовернисаж позволяет воплотить принцип вариативности, так как остальные стационарные экспонаты мини-музея (в силу специфики крепления) практически не могут заменяться. При проведении конкретных мероприятий, проводимых в рамках тематической недели, приуроченной к Дню космонавтики, содержание мини-музея дополняется оборудованием для проведения экспериментальной деятельности (например, по ознакомлению с воздушным пространством, понятиями магнетизм и электричество), играми и другими материалами.

Несмотря на узкую направленность мини-музея, нам удалось воплотить принцип содержательной насыщенности. Здесь наши воспитанники могут познакомиться с такими темами как: "Что такое космос?", "Семья планет", "Солнце - источник тепла", "Созвездия", "Полет на луну", "Времена года", "Планета - наш общий дом", "Великие люди космонавтики", "Космонавтом быть хочу", "Типы космических аппаратов", "Для чего изучают космос?". Содержание экспозиции может стать отправной точкой для развития совместной проектной деятельности детей и их родителей или педагогов.

При создании мини-музея старались максимально соблюсти принцип научности: представленные экспонаты достоверно отражают тематику, способствуют пониманию детьми различных сложных явлений, формированию у них реалистических представлений о сложной для понимания детей и далекой от повседневности темы.

Удалось воплотить и принцип доступности: расположение мини-музея позволяет посещать его в любое удобное время - наш музей открыт всегда и для всех - посетители не ограничены во времени - могут заглянуть всего на минутку, а при желании и на час. "Экскурсоводами" могут быть не только педагоги, но и родители (посетив музей со своим малышом в вечернее или утреннее время), а также сами дети, проведя экскурсию для своих сверстников или пап и мам.

Все экспонаты мини-музея соответствуют необходимым требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании мини-музея нам не удалось воплотить принцип полифункциональности (но на то он мини-музей) и трансформируемости, но этот "недостаток" с лихвой окупается другими "плюсами", о которых мы вам рассказали.

Основные цели организации развивающей предметно-пространственной среды мы выполнили: максимально реализовали образовательный потенциал пространства, обеспечили полноценное общение и совместную деятельность детей и взрослых. Наш мини-музей завораживает, оставляет след в памяти ребенка, будоражит их сознание и пробуждает познавательный интерес. 

Среда в нашем детском саду выступает не только условием интеллектуального и творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов.

 

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 1
Оксана 27.05.2015 23:07 #
Очень интересно. И не только детям, но и взрослому.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7636
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.