Наглядно-дидактическое пособие «Время года – зима»

  сб., 21.03.2015

Автор:

Сармакова Людмила Михайловна,

учитель-дефектолог, высшая категория

МАДОУ детский сад № 133 г.Тюмени

 Наглядно-дидактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром (для детей с нарушением интеллектуального развития)

«Время года – зима»

Цель:

  1. Развитие лексико- грамматической категории и связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  2. Закрепить знания о зиме и характерных особенностях, изменениях   живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Формирование у детей представления о том, что все увиденное,  можно отразить  в собственном речевом высказывании.
  2. Уточнение и обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи.
  3. Обучение построению фраз из 3-4 слов с наглядной опорой в виде  представленных картинок и действием с ними.
  4. Стимулирование активной позиции ребенка  в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Пособие представлено:

 

- панно  голубого  цвета  размером  30 + 50. вырезанными по контуру изображениями людей, животных, птиц в зимний период, а также  основными признаками зимы

(снежинками, сугробами,  заснеженными деревьями,  заснеженными  крышами домов),

-  серии картинок  с изображением  отдельных объектов  представленных на панно.

 

 Значение

 

Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка.  Наряду с несформированностью  всех  компонентов языковой системы,  умственно отсталые  дети имеют  нарушения  внимания, мышления. Это в свою очередь ведет к трудностям  овладения  связной  речи, что выражается в разной степени: от полного  отсутствия  развернутого смыслового высказывания, до речи с рядом ошибок,  неточностей.

Развитие связной речи  наиболее сложная задача  обучения умственно отсталых детей.

Такие виды заданий, как пересказ  без наглядной опоры, описание предметов, составление рассказа оказываются недоступны большинству умственно отсталых детей. Для полнейшего  развития речи мало научить  умственно отсталого ребенка правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо  на основе восприятия добиться четких представлений. Но зачастую у детей  с интеллектуальной недостаточностью зрительные образы существуют отдельно от слова, а словесные связи со зрительным образом. Необходимость дополнительных средств - для создания образа, восприятия  со словом, а в  дальнейшем  формирования четких представлений  и становление развернутой речи побудило к использованию вспомогательных средств.

  1. Одним их таких  средств, является наглядность, при которой или по поводу которой  происходит речевой акт.
  2. Вторым вспомогательным средством является моделирование плана высказывания,  с помощью последовательного размещения всех представленных элементов с учетом их своевременной смены.

Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает. Не только закрепляет в сознании ребенка образ  предмета, образное  представление  о  нем, но и дает возможность вызвать  данный предмет свойство в  памяти  ребенка. Закрепление в памяти ребенка слова и предмета, обозначенного этим словом. Может стать в дальнейшем  основой  понимания рассказов, сказок инструкций, а в дальнейшем и самостоятельного  рассказывания, чтения книг.

   Практика  использования пособия.

 

  1. Рассказ о зиме и ее характерных особенностях, сопровождается  выкладыванием  на  панно  основных предметов и действий с ними непосредственно наблюдаемых детьми.
  2. Детям представляется ряд предметных картинок, выставленных в определенной последовательности, которая послужит планом для дальнейшего  самостоятельного высказывания.
  3. После прослушивания образца рассказа  педагога, дети  самостоятельно  выкладывают на  панно натурные изображения основных  объектов, а ряд картинок  выставляемых  в  определенной последовательности  станет планом для связного самостоятельного высказывания.

 

    Работая с данным  пособием,  дети закрепляют знания о времени года зима, о характерных особенностях зимней природы, о том, как зимуют животные, птицы, о зимних развлечениях.

С помощью  пособия  можно выполнять  задания  на словоизменение и словообразование, использование  в речи предлогов, согласование  частей речи  друг с другом. Пособие дает возможность учить детей сравнивать, обобщать,  запоминать.

 

Дополнительное использование игры:

 1. Дидактическая игра « Узнай по описанию»

Цель:  

  • Активизация словарного запаса, расширение  представлений об окружающем мире.

2.Дидактическая  игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель:       

  • Расширение словарного запаса именами прилагательными, согласование существительных с  прилагательными в роде, числе (белый снег, белая береза, белые сугробы)

3.Дидактическая игра « Наоборот»

Цель:

  • Обогащение словаря словами антонимами (подбор слов антонимов)

       Белый – серый, тепло – холодно, длинный – короткий.

4. Дидактическая игра « Назови ласково»

Цель:

  • Закрепление навыка  словообразования с помощью  уменьшительных суффиксов

5. Дидактическая игра « Один – много»

Цель:

  • Образование множественных существительных  в именительном  падеже.
  • Образование  форм  родительного  падежа множественных существительных.

      (Всего в лесу много!  Много елок, снега, деревьев)

6. Дидактическая игра «Что где? или Кто где?»

Цель:

  • Уточнение  представлений, значения предметов.
  • Ориентировка  на плоскости (вперед, внизу, слева, справа, посередине.

Список литературы:

1. Е.А. Екжанова,  Е.А. Стребелева.   Программа дошкольных образовательных учреждений компенсированного вида для детей с нарушением интеллекта.

2.Д.А. Катаева,    Е.А. Стребелева.  « Дидактические игры и упражнения  в обучении  умственно отсталых дошкольников»

3. Н. Сазонова, Е.Куцина.  «Рассказы о времена года. Зима»

4. Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь « Формирование и развитие связной речи»

  1. Журнал «Дефектология»

1994г. № 2

1986г. № 3

1986г. №6

Цикл статей В.П. Глухова Московский государственный педагогический институт им.Ленина.

6. Э.П.Бороткова. « Обучение детей дошкольного возраста  рассказыванию» М.1982г.


Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3673
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.