Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
Мною было разработано дидактическое пособие для знакомства и изучения с детьми времён года и дней недели.
Ведь каждое время года прекрасно по-своему. Осенью – с деревьев падают на землю красно-бурые листья, дети собирают семена растений, приносят в садик овощи со своего огорода и т. д. Зимой – много снега, прекрасный праздник – Новый год, прилетают снегири и т. д. Весна – прилетают птицы, появление первых цветов и т.д. Лето – купание в речки, дети собирают ягоды и т.д.
В детском саду воспитатели ежедневно проводят наблюдение за сезонными изменениями в природе. Дети отмечают изменения в растительном, животном мире и неживой природе. Одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями природы и дни недели.
Цель:
Формировать представления о сезонных явлениях в природе и днях недели. Расширять знания и умение различать признаки времен года и дни недели; расширять знания о последовательности жизненных процессов в природе, о тех закономерных изменениях, которые в ней происходят. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Развивать память, внимательность, усидчивость.
Описание:
Из картона вырезали 3 круг, разных в диаметре. На каждый круг приклеили картинки. Первый круг от центра разделили на 4 части (времена года). Второй круг – на 7 частей (дни недели). Третий круг – на 12 частей (12 месяцев года). В центре прикрепили цветную стрелку на пуговицу. Игра многофункциональная, как вы поставите задачу, так и будете играть с детьми.
Методические рекомендации:
1. При выполнении самостоятельной практической работы ребенком можно предложить ему вслух проговаривать выполняемую деятельность: называть дни недели, месяца и время года. Назвать ту картинку, которую он выбрал и объяснить причину выбранной картинки. Что является хорошим средством развития речи, построения предложений и связного текста.
2. Если ребенок затрудняется ответить на предлагаемые вопросы (сформулировать выводы по результатам работы), то педагог помогает ему, задавая наводящие вопросы. В итоге, дети должны усвоить названия времён года, месяцев, дней недели, их отличие друг от друга и самостоятельно называть времена года, месяцы, дни недели.
3. Если в игре участвуют 2-3 человека, чтобы каждый ребенок по очереди определял дни недели, месяц, время года.