Авторы:
Драная Анжелика Жановна, воспитатель высшей квалификационной категории
Исаева Бахтикай Мусаевна, воспитатель первой квалификационной категории.
МАДОУ «Детский сад « Снегирек» г. Белоярский
Комплекс дидактических материалов « Познайка»
В течении последних лет одной из годовых задач нашего детского сада является создание педагогической среды по формированию ключевых компетентностей у дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ технологии в рамках реализации ФГТ, затем ФГОС.
В основе ОТСМ – ТРИЗ - педагогики лежат:
1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);
2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
Мы используем упражнения и тренинги, построенные на методах ОТСМ – ТРИЗ Т.А. Сидорчук, составляющие основу так называемой нелинейной технологии обучения, позволяющие учить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия нового материала. Мы побуждаем детей постепенно начинать выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами. Это позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивает речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создает так же внутреннюю мотивацию к освоению нового. Исчезает страх перед проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребенка.
Наш комплекс дидактических материалов « Познайка» позволяет сформировать у дошкольников 3 вида компетентностей:
1-Коммуникативная компетентность
2-Информационная компетентность
3 - Компетентность решения проблем
|
Методы ОТСМ – ТРИЗ формирования ключевых компетентностей
|
1
|
2
|
3
|
- 1.
|
Метод анализа ситуаций «Ситуативная Да - Нет»
|
+
|
+
|
+
|
- 2.
|
Метод «Системный оператор» (автор Г.С.Альтшуллер)
|
+
|
+
|
+
|
- 3.
|
Метод сужения поля поиска (дихотомия: числовая, пространственная, классификационная)(автор Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Типовые приемы фантазирования (Г.С.Альтшуллер, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Метод «Круги Луллия» (Р.Луллия),Морфологический анализ (Ф.Цвикке)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Метод «Каталога» (Э.Кунце, В.Я.Пропп)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Метод фокальных объектов (Ч.Вайтинг)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Метод эмпатии (автор У.Гордон)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Приемы работы с ресурсами объектов (Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Технология работы с сюжетной картиной И.Мурашковская, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Приемы формирования чувствительности к противоречиям (Н.Е.Веракса, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Методика работы с именами признаков (Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Методика моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Технология работы с проблемными ситуациями в сюжетных картинах и сказках (И.Мурашковска, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
-
|
Методика работы с проблемами ( Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)
|
+
|
+
|
+
|
Комплекс дидактических материалов состоит из нескольких разделов:
В зависимости от возраста детей каждый из них усложняется новыми материалами.
1 часть
У енотика Гоши в гостях.
Ребенок совместно со взрослым (воспитатель, родитель) с помощью методов ОТСМ – ТРИЗ формирует ключевые компетентности. Материалы комплекса используются в НОД, совместной образовательной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
1. Я и мир.
2.Признаки мира
3.Коробочка ума
4. В стране волшебников
5.Анализаторы чувств человека
6.Учимся задавать вопросы.
Каждый из них имеет свой раздаточный и демонстрационный материал в виде схем – карточек, позволяющих усвоить детям алгоритм какого-либо действия (например: признак предмета, рисунок анализатора мира человеком (глаз, ухо, нос, язык, рука), этапы работы над проблемой, проектом, составление рассказа по картине , серии картин и др. В состав пособия входит коробка разнообразными мелкими картинками , серии картинок для составления рассказов, сюжетные картины и живопись художников. Мы добавили еще картины местных художников (братья Гришкины, Л.И. Дзюба, В. С. Белых), так, как природа малой Родины и быт коренных народов ханты и манси близки и понятны старшим дошкольникам.
2 часть
Библиотека детских игр.
Ребенок совместно со взрослым (воспитатель, родитель) , со сверстниками или индивидуально с помощью методов ОТСМ – ТРИЗ закрепляет ключевые компетентности в игровой деятельности.
Игры разложены в доступном для самостоятельного пользования месте. По разделам, указанным выше и условно отмеченными определенным цветом. На каждую игру дети самостоятельно схематично рисуют правила.
1. Я и мир.(исследователи) - желтый
2.Признаки мира (волшебные кубики) голубой
3. Решаем проблемы (с применением схем) - красный
4. В стране волшебников - зеленый
5. Познай мир (логика и анализаторы) - оранжевый
6.Почемучки (вопросы и ответы) - фиолетовый
Кроме традиционных игр, рекомендованных в методике ТРИЗ, сделанных своими руками, мы придумали и сделали свои с учетом регионального компонента : « Где снежинка?» и « Угадай узор». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста.
Пример игр.
«Где снежинки?»
Игра предназначена для детей 4-7 лет
Цель : закрепить умение детей определять состояния веществ на примере воды в разные времена года , пользоваться схемами твердого, жидкого, газообразного вещества.
Оборудование: 4 картины времен года А3, картинки разных состояний воды в разные времена года, живопись местных художников с изображением состояний воды в разные времена года, 4 малых обруча.
Ход игры
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор, подобрать схему вещества к состоянию воды.( маленькие человечки стоят вплотную друг к другу(твердое вещество), держатся только руками(жидкость), стоят отдельно – пар) . Кому досталась картина местного художника – угадывает ее. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
2 вариант дополнение стихотворений:
Вот и осень наступила
Меньше светит нам светило
И не стало припекать
Где снежинку нам сыскать?
Наконец пришла весна
Солнцем нежным припекла
И ручьи спешат, бегут
Где найти снежинку тут?
Материал к игре взят из живописи местных художников: братьев Гришкиных, В.С.Белых, Л.И.Дзюба. Об осени и весне сочинила Драная А.Ж.
МАДОУ « Снегирек»
Воспитатели: Драная А.Ж.Исаева Б.М.
Игра « Угадай хантыйский узор».
Игра предназначена для детей 5-7 лет.
Цель игры: формировать представления детей о живой природе родного края через узоры народа ханты, поощрять умения детей описывать объект по карточкам-признакам.
Оборудование: 3 больших кубика, на которых наклеены хантыйские узоры, 3 маленьких кубика, с наклеенными карточками – признаками объектов, карточки с изображением объектов природы народа ханты.
Ход игры:
1. вариант. Дети выбирают ведущего. Тот бросает сначала большие кубики с узорами. Дети подбирают к ним объекты природного мира, которые им соответствуют. Затем бросают маленькие кубики и игроки описывают его по выпавшим на гранях признакам. Выигрывает тот участник игры, кто правильно выполнит все задания.
2 вариант. Ведущий бросает маленькие кубики. Дети по выпавшим признакам находят объект природы, подбирают к нему узор. И рассказывают о природном объекте. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».
Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,
ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ.
Подробно >>>