Комплекс дидактических материалов « Познайка».

  чт., 12.03.2015

Авторы:

Драная Анжелика Жановна, воспитатель высшей квалификационной категории

Исаева Бахтикай Мусаевна, воспитатель первой квалификационной категории.

МАДОУ «Детский сад « Снегирек» г. Белоярский

Комплекс  дидактических материалов « Познайка»

 В течении   последних  лет одной из годовых задач нашего детского сада является создание педагогической среды по формированию ключевых компетентностей  у дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ  технологии в рамках реализации  ФГТ, затем ФГОС.

 В основе ОТСМ – ТРИЗ - педагогики лежат:

1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);

2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

                  Мы используем  упражнения и тренинги, построенные на методах ОТСМ – ТРИЗ  Т.А. Сидорчук, составляющие основу так называемой нелинейной технологии обучения, позволяющие  учить каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия нового материала. Мы побуждаем  детей постепенно  начинать  выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами. Это позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивает речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создает так же внутреннюю мотивацию к освоению нового. Исчезает страх перед проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребенка.

Наш комплекс  дидактических материалов « Познайка» позволяет  сформировать  у дошкольников 3 вида компетентностей:

1-Коммуникативная компетентность

2-Информационная компетентность

3 - Компетентность решения проблем


 

Методы ОТСМ – ТРИЗ формирования  ключевых компетентностей

1

2

3

  1. 1.  

Метод анализа ситуаций «Ситуативная Да - Нет»

+

+

+

  1. 2.  

Метод «Системный оператор» (автор Г.С.Альтшуллер)

+

+

+

  1. 3.  

Метод сужения поля поиска (дихотомия: числовая, пространственная, классификационная)(автор Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

Типовые приемы фантазирования (Г.С.Альтшуллер, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

 

  1.  

Метод «Круги Луллия» (Р.Луллия),Морфологический анализ (Ф.Цвикке)

+

+

+

  1.  

Метод «Каталога» (Э.Кунце, В.Я.Пропп)

+

+

+

  1.  

Метод фокальных объектов (Ч.Вайтинг)

+

+

+

  1.  

Метод эмпатии  (автор У.Гордон)

+

+

+

  1.  

Приемы работы с ресурсами объектов  (Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

Технология работы с сюжетной картиной И.Мурашковская, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

Приемы формирования чувствительности к противоречиям (Н.Е.Веракса, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

Методика работы с именами признаков (Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

Методика моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ)

+

+

+

  1.  

Технология работы с проблемными ситуациями в сюжетных картинах и сказках (И.Мурашковска, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

  1.  

 Методика работы с проблемами ( Н.Н.Хоменко, Т.А.Сидорчук)

+

+

+

                   Комплекс дидактических материалов состоит из нескольких разделов:

В зависимости от возраста детей каждый из них усложняется новыми материалами.

1 часть

 У енотика Гоши в гостях.


Ребенок совместно со взрослым (воспитатель, родитель)  с помощью методов  ОТСМ – ТРИЗ формирует   ключевые компетентности. Материалы комплекса используются в НОД, совместной образовательной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

1. Я  и мир.

2.Признаки мира

3.Коробочка ума     

4. В стране  волшебников

5.Анализаторы чувств человека

6.Учимся задавать вопросы.                              

Каждый из них имеет свой раздаточный и демонстрационный материал в виде схем – карточек, позволяющих усвоить детям алгоритм какого-либо действия (например: признак предмета, рисунок анализатора мира человеком (глаз, ухо, нос, язык, рука), этапы работы над проблемой, проектом, составление рассказа по картине , серии картин и др. В состав пособия входит коробка разнообразными мелкими картинками , серии картинок для составления рассказов, сюжетные картины  и живопись художников. Мы добавили еще картины  местных художников (братья Гришкины, Л.И. Дзюба,  В. С. Белых), так, как природа малой Родины  и быт  коренных народов ханты и манси близки и понятны  старшим дошкольникам.

2 часть

Библиотека детских игр.


        Ребенок совместно со взрослым (воспитатель, родитель) , со сверстниками или индивидуально  с помощью методов  ОТСМ – ТРИЗ закрепляет    ключевые компетентности  в игровой деятельности.

       Игры разложены  в доступном для самостоятельного  пользования месте. По разделам, указанным выше и условно отмеченными определенным цветом. На каждую игру дети самостоятельно схематично  рисуют правила.

1. Я  и мир.(исследователи)                                                          -                  желтый

2.Признаки мира   (волшебные кубики)                                                  голубой

3. Решаем проблемы (с применением  схем)                                  -            красный

4.  В стране  волшебников                                                                -            зеленый

5.   Познай мир (логика и анализаторы)                                      -            оранжевый

6.Почемучки  (вопросы и ответы)                                              -           фиолетовый

Кроме традиционных игр, рекомендованных  в методике ТРИЗ, сделанных своими руками, мы придумали и сделали свои с учетом регионального компонента : « Где снежинка?»  и  « Угадай узор». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

 Пример игр.                              

 «Где снежинки?»


Игра предназначена для детей 4-7 лет

Цель : закрепить умение детей определять состояния веществ на примере воды в разные времена года , пользоваться схемами твердого, жидкого, газообразного вещества.

Оборудование: 4 картины времен года А3, картинки разных состояний воды в разные времена года, живопись местных  художников  с изображением состояний воды в разные времена года, 4  малых обруча.

                                            Ход игры

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор, подобрать схему вещества к состоянию воды.( маленькие человечки стоят вплотную друг к другу(твердое вещество), держатся только руками(жидкость), стоят отдельно – пар) . Кому досталась картина местного художника – угадывает ее. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

2 вариант дополнение стихотворений:

Вот и осень наступила

Меньше светит нам светило

И не стало припекать

Где снежинку нам сыскать?

 

Наконец пришла весна

Солнцем нежным  припекла

И ручьи спешат, бегут

Где найти снежинку тут?

Материал к игре взят из живописи местных художников: братьев Гришкиных, В.С.Белых, Л.И.Дзюба. Об осени и весне сочинила Драная А.Ж.

                                                                       МАДОУ « Снегирек»

 Воспитатели:  Драная А.Ж.Исаева Б.М.

Игра « Угадай хантыйский  узор».

Игра предназначена для детей 5-7 лет.

Цель игры: формировать представления   детей  о живой природе родного края через узоры  народа ханты, поощрять  умения детей описывать объект по карточкам-признакам.

Оборудование: 3 больших кубика, на которых наклеены  хантыйские узоры, 3 маленьких кубика, с наклеенными карточками – признаками объектов, карточки с изображением объектов  природы  народа ханты.   

                

                                         Ход игры:

1. вариант. Дети выбирают ведущего. Тот бросает  сначала большие кубики с узорами. Дети подбирают к ним объекты природного мира, которые им соответствуют. Затем бросают маленькие кубики и игроки описывают его по выпавшим на гранях признакам. Выигрывает тот участник игры, кто правильно выполнит все задания.

2 вариант. Ведущий бросает маленькие кубики. Дети по выпавшим  признакам находят объект природы, подбирают к нему узор. И рассказывают о природном объекте. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

 

 

 

 

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи». Подробно >>>
С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg
9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>
Поделиться
Комментарии 6
Алина Нежданная 14.03.2015 13:38 #
Отличное, познавательное и развивающие мышление и память дидактическое пособие. Спасибо педагогам за проделанную кропотливую работу!
Аня 26.03.2015 22:37 #
Очень содержательный и креативный материал))) Спасибо)))
Надыр 27.03.2015 21:11 #
Отличная,позновательная и развивающая среда,в группе. Очень интересное развивающее дидактическое пособъе.Молодцы воспитатели!!! ТАк держать ! :D
Эльбрус 27.03.2015 21:15 #
Я рад за вас,спасибо вам,что учите наше новое поколение.Такие красочные и развиваюшие пособия, помогут детям, играя развиваться и познавать окружающий мир.
Шарапат Сунгуровна 27.03.2015 21:21 #
Ой какие умнички воспитатели!!! Так стараются для детей, создают такие условия для развития и познания. Такой насышеный и богатый,красочный,развиваюший дидактический материал не оставит равнодушным ни одного ребенка.МОЛОДЦЫ ТАК ДЕРЖАТЬ ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ТАЛАНТЛИВЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ !!!!!!!
Игорь Петрович 29.03.2015 19:42 #
Замечательно,что есть люди открывающие детям теплоту человеческих отношений! Закладывающие стремление познать глубину знаний которое бесспорно пригодится малышам в будущем!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8881
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.