Автор:
Шалыгина Наталья Геннадьевна,
учитель – логопед
1 категории
МБДОУ«Детский сад №7» г. Нефтеюганск
Игровое пособие «Веселая улитка» предназначено для автоматизации (закрепления) звука «С» в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Пособие помогает разнообразить детскую деятельностьна занятиях по усвоению и закреплению звука «С» в речи ребенка. В настоящее время воспитанники очень медленно усваивают свистящую группу звуков, поэтому приходится придумывать дополнительные игры и игровые упражнения, используя знакомый детям дидактический и речевой материал.Дидактический материал подобран с учетом методики последовательного усвоения поставленного звука, начиная с открытых прямых и обратных слогов и слов с ними, например: са-са-са – сани, коса, оса; ас-ас-ас – ананас. Слоги могут находиться в ударной или безударной позиции. Затем звук отрабатывается в закрытых слогах и словах с ними, в слогах со стечение согласных (ска-ска-ска – скакалка, маска), в словосочетаниях (усатая оса), в предложениях (В сад прилетела полосатая оса) и спонтанной речи ребенка.Это пособие можно использовать для автоматизации других звуков русского языка, необходимо только заменить предметные картинки, которые используются для работы, учитывая последовательность усвоения ребенком нарушенного звукопроизношения.Воспитанники с большим интересом выполняют игровые задания и успешно усваивают материал занятий.
Описание игрового пособия.
Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог СА – сани,сапоги, самолет, самокат, оса, лиса, коса, ананас, Карабас.
Также пособие содержит в себе листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами
и изображения силуэтов улитки.
Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.
Дидактические картинки для игрового пособия взяты из игры Н,Е, Ильяковой «Звуки С, З, Ц – я вас различаю», Т,С, Резниченко, О.Д, Лариной Логопедический альбом «Говорим правильно» - звуки С,З,Ц и интернет сайтов – адреса указать не могу так как картинки собраны очень давно и в то время не требовалось делать ссылку на сайт.
Варианты использования:
Вариант №1. Автоматизация звука в словах.
Логопед и воспитанники работают на общем поле с картинками, закрепляя правильное произношение звука, выполняя упражнения:«Послушай, повтори», «Назови картинку, правильно произнося все звуки», «Скажи, не ошибись». Первое время все упражнения выполняются со зрительной опорой на картинки. Затем задания выполняются без зрительной опоры только на слух – формируя у ребенка слуховое (фонематическое) восприятие правильного и четкого звучания звука.
Вариант №2.Автоматизация звука в словах с помощью игрового поля с силуэтом «Улитки» .
Логопед и воспитанник повторяют одно из упражнений варианта №1. Затем ребенку предлагается «Улитка» и даются задания:
-выложи «Улитку» картинками, названия которых начинаются со звука «С»;
- выложи «Улитку» картинками, в названии которых слышится слог «СА», «СО» и другие по мере усвоения материала ребенком;
После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.
Вариант №3. Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.
Этот вариант учит ребенка выполнять самостоятельно предлагаемую инструкцию к правильному выполнению задания и самоконтролю за произношением отрабатываемого звука «С».
Задания:
- вспомнить и нарисовать слова со звуком «С» в любой позиции;
- вспомнить и нарисовать слова только со звуком «С» в начале слова;
- вспомнить и нарисовать слова со слогом «СА», «СУ», «СТА» и так далее.
После того, как ребенок нарисует схематично слова, он обязательно должен проговорить их с четким произношением звука «С».
Вариант №4. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.
- Игра «Один – много»
Цель. Образование множественного числа существительного.
Методическое указание. Ребенок называет и показывает то, что он называет.
- Игра-шутка «Ответь одним словом»
Цель. Изменение существительного по падежам.
Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.
Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.
Подробное описание игр можно найти в книге «Логопедическая грамматика для малышей» О.А.Новиковская
- Игра «Скажи ласково»
Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).
- Игра «Посчитай»
Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).
За эту работу отдано 0 голосов.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!