Логопедическое игровое пособие «Веселая улитка»

  вс., 30.03.2014

Автор:

Шалыгина Наталья Геннадьевна,

учитель – логопед

1 категории

МБДОУ«Детский сад №7» г. Нефтеюганск

    Игровое пособие «Веселая улитка» предназначено для автоматизации (закрепления) звука «С» в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения. Пособие помогает разнообразить детскую деятельностьна занятиях по  усвоению и закреплению  звука «С» в речи ребенка. В настоящее время воспитанники очень медленно усваивают свистящую группу звуков, поэтому приходится придумывать дополнительные игры и игровые упражнения, используя знакомый детям дидактический и речевой материал.Дидактический материал подобран с учетом методики последовательного усвоения поставленного звука, начиная с открытых прямых и обратных слогов  и слов с ними,  например:  са-са-са – сани, коса, оса; ас-ас-ас – ананас. Слоги могут находиться в ударной или безударной позиции. Затем звук отрабатывается в закрытых слогах и словах с ними, в слогах со стечение согласных (ска-ска-ска – скакалка, маска), в словосочетаниях (усатая оса),  в предложениях  (В сад прилетела полосатая оса) и спонтанной речи ребенка.Это пособие можно использовать  для автоматизации  других звуков русского языка, необходимо только заменить предметные картинки, которые используются для работы, учитывая последовательность усвоения ребенком нарушенного звукопроизношения.Воспитанники с большим интересом  выполняют игровые задания и успешно усваивают материал занятий.

Описание игрового пособия.

Пособие состоит из предметных картинок с учетом последовательности автоматизации звука в речи воспитанника на каждый изучаемый слог не менее 6 картинок со звуком в начале, в середине и в конце слова, например слог  СА – сани,сапоги, самолет, самокат,  оса, лиса, коса, ананас, Карабас.   

Также пособие  содержит в себе  листы форматом А-4, на которых подобраны картинки со слогами

и изображения силуэтов улитки.

Пособие можно изготовить из картона или обычной бумаги, предварительно перед работой с детьми заламинировать весь дидактический материал для удобства его обработки и сохранности.

Дидактические картинки для игрового пособия взяты из игры Н,Е, Ильяковой «Звуки  С, З, Ц – я вас различаю»,  Т,С, Резниченко, О.Д, Лариной Логопедический альбом «Говорим правильно» - звуки С,З,Ц  и интернет сайтов – адреса указать не могу так как картинки собраны очень давно и в то время не требовалось делать ссылку на сайт.

Варианты использования:

Вариант №1. Автоматизация звука в словах.

Логопед и воспитанники работают на общем поле с картинками, закрепляя правильное произношение звука, выполняя упражнения:«Послушай, повтори», «Назови картинку, правильно произнося все звуки», «Скажи, не ошибись». Первое время все упражнения выполняются со зрительной опорой на картинки. Затем задания выполняются без зрительной опоры только на слух – формируя у ребенка слуховое (фонематическое) восприятие правильного и четкого звучания звука.

Вариант №2.Автоматизация звука в словах с помощью игрового поля с силуэтом «Улитки» . 

Логопед и воспитанник  повторяют одно из упражнений варианта №1. Затем ребенку предлагается «Улитка» и даются задания:

-выложи «Улитку» картинками, названия которых начинаются со звука «С»;

- выложи «Улитку» картинками, в названии которых слышится слог «СА», «СО» и другие по мере усвоения материала ребенком;

После каждого выполненного задания ребенок в обязательном порядке проговаривает подобранные им слова, закрепляя правильное произношение и если необходимо, исправляет свои ошибки, которые он допустил при выборе картинок.

Вариант №3.  Развивает мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память.

Этот вариант учит ребенка выполнять самостоятельно предлагаемую инструкцию к правильному выполнению задания и самоконтролю за произношением отрабатываемого звука «С».

Задания:

- вспомнить и нарисовать слова со звуком «С»  в любой позиции;

- вспомнить и нарисовать слова только со звуком «С» в начале слова;

- вспомнить и нарисовать слова со слогом «СА», «СУ», «СТА» и так далее.

После того, как ребенок нарисует схематично слова, он обязательно должен проговорить их  с четким произношением звука «С».

Вариант №4.  Автоматизация звука в словосочетаниях и предложенияхв играх.

  1. Игра «Один – много»

Цель. Образование множественного числа существительного.

Методическое указание.  Ребенок называет и показывает то, что он называет.

  1. Игра-шутка «Ответь одним словом»

Цель. Изменение существительного по падежам.

Задание ребенку: Выбери одну из картинок. Ответь на вопросы только этим словом.

Вопросы ребенку задаются с учетом падежей.

Подробное описание игр можно найти в книге «Логопедическая грамматика для малышей» О.А.Новиковская

  1. Игра «Скажи ласково»

Цель. Учить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик).

  1. Игра «Посчитай»

Цель. Учить ребенка согласовывать окончания имен существительных с числительными в словах и словосочетаниях. (Один самолет, два самолета, пять самолетов).

 



За эту работу отдано 0 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться
Комментарии 2
Ирина 29.08.2014 12:16 #
Мне очень понравилось пособие!!! Наклядное, многофункциональное и простое.Спасибо,Наталья Геннадьевна.
Наталья 21.09.2017 01:44 #
Замечательное, многофункциональное пособие. Отвечает принципу - от простого к сложному. Никогда не надоест детям.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8072
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.