«Знакомство с Урало-Сибирской росписью»

Авторы проекта:

Воспитатели: Васечкина Ирина Юрьевна,

Булатова Наталья Геннадьевна

Муз.руководитель: Плешкова Елена Артуровна

Зам.заведующего Казакова Яна Александровна

МАДОУ д/с  № 78 города Тюмени

Образовательный проект по ознакомлению детей с народными художественными промыслами

Тема: «Знакомство с Урало-Сибирской росписью» для детей подготовительной группы

№ п/п

 

Содержание проекта

1

Название проекта

Образовательный проект

по ознакомлению детей с народными художественными промыслами  «Знакомство с Урало-Сибирской росписью»

2

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель

 

Живя в стране, богатой художественными промыслами, у детей нет знаний об окружающих нас предметах быта. Знакомство детей с Урало-Сибирской росписью помогает ближе познакомиться с историей родного края. На протяжении веков наш край славился мастерами умельцами, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы. Непосредственное общение с Урало-Сибирской росписью оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к художественной деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к предметам выполненные мастерами родного края.

 

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народных художественных промыслах, как составной части материальной и духовной культуры России, овладение детьми основными способами декоративно - прикладного искусства.

 

3

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения, характерными особенностями Урало-Сибирской росписи.

Учить детей выполнять традиционные элементы уральской кистевой росписи приёмом разбела.

Знакомство с правилами построения композиции уральской росписи.

Учить детей передавать в рисунке поэтическую выразительность народного искусства уральской росписи.

 

Развивающие:

Развивать творческое воображение детей.

Развивать желание исследовать, получать новые знания.

 

Воспитательная:

Приобщение детей к народному искусству родного края.

4

Возраст детей

Подготовительная группа, 6 – 7 лет

5

Период реализации

с 09.01- 08.02.2019 г.

6

ФИО, должность педагогов - участников проекта

Васечкина Ирина Юрьевна - воспитатель высшей категории

Булатова Наталья Геннадьевна - воспитатель высшей категории

Плешкова Елена Артуровна - музыкальный  руководитель высшей категории

Казакова Яна Александровна - заместитель заведующего

7

Численность каждой категории участников проекта

Детей -30 человек

Сотрудников – 4 человек

Родителей – 25 человек

8

Художественные способы деятельности

  • Художественно-эстетическая деятельность:
  • 1. Рисование: живопись, графика, пальцеграфия

«Чайное блюдечко с Урало – Сибирскими розанами», гуашь

2.Рисование: живопись, графика «Разделочная доска с зимними Урало – Сибирскими цветами», гуашь

3. Лепка: пластилинография, скульптура, «Тагильский поднос»

4. Аппликация: из бумаги, из ткани, из природного материала,   бумагопластика «Урало – Сибирское полотенце»

5. Рисование: живопись, графика «Сундучок с уральскими узорами», гуашь

6. Рисование: пальцеграфия  «Туесок с Урало – Сибирскими ягодами»

7. Бумагопластика: оригами «Русская изба с Урало – Сибирскими узорами»

  • 8. Конструирование: моделирование из бумаги, мозаика из ткани « Печка украшенная розанами»

9.Аппликация « Урало – Сибирская прялка»

10. Декоративно прикладное искусство: коллажи, бумага – пластика,  живопись акриловыми красками: «Деревянные игрушки»

Дидактические упражнения: мотив «Листок», мотив «Цветы», мотив «Уральские птицы», мотив «Растительный орнамент в круге», мотив «Цветочный орнамент в квадрате», «Придумай свой узор и нарисуй его». 

  • Игры: дидактические, логические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые: «Что за роспись?», «Урало – Сибирский цветок», «Собери узор», «Узнай по узору», «Инструменты художника», «Сосчитай предметы», «Запомни народные промыслы». «Четвёртый лишний», «Где расположен предмет с Урало-Сибирской росписью»,  «Лото – народные промыслы», «Назови, что изменилось»,  «Цветовая палитра»,  «Магазин посуды», «Сувенирная лавка».
  • Чтение художественной литературы: П.Бажова  «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», пословицы, поговорки, прибаутки, сказки.
  • Песни: «Край, в котором ты живёшь», «Золотая ярмарка»
  • Музыкально-ритмические движения: пляска, хоровод

9

Новые понятия

Урало-сибирская роспись,  красильщики, композиция, орнамент, промыслы, прописки, свободно – кистевая роспись, розаны,  иконописная манера письма, двойной мазок, колористика, подмалевок, мягкие переходы от цвета к цвету, оживка, разбел, символика.

10

Формы реализации проекта и организации детей

Интегрированная образовательная деятельность  по декоративно-прикладному рисованию: живопись, графика, пальцеграфия, скульптура, пластилинография, аппликация, коллажи, декоративно прикладное искусство, композиция.

Индивидуальная работа – упражнения по прорисовыванию отдельных элементов росписи, подбор эскизов композиции, рассматривание альбомов с образцами декоративно-прикладного искусства, беседы. 

Подгрупповая работа  – настольно-печатные дидактические игры, дидактические упражнения по составлению композиции, рисование элементов уральской росписи.

Информационно-коммуникативные технологии

 -просмотр мультимедийных презентаций, видео-уроков

- работа на интерактивной доске по составлению композиции уральской росписи

- составление фотоальбома «Красота Урало-Сибирской росписи»

- составление словаря в картинках  «Урало-Сибирская роспись»

Работа детей  в «Мини-мастерской»

Выставки детских работ

Экскурсии в мастерскую деревянной игрушки к художнику-реставратору Шитову С.В.

Мастер – классы для родителей, педагогов «На старое смотри – новое твори»

Мини-музей декоративно-прикладного искусства

Музыкально-игровая программа «Ярмарка в городе мастеров»

11

Центральное событие проекта

Музыкально-игровая программа:

«Ярмарка в городе мастеров»

Цель: приобщение детей к народному искусству: словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, через ознакомление с лучшими образцами  отечественного искусства, формирование у детей представлений о массовых народных гуляниях.

Участники музыкально-игровой программы: дети, родители, педагоги.

Художественно-литературный материал: «На ярмарке» на мотив русской народной песни «Во кузнице», «Край в котором ты живёшь» слова Ю. Энтина, музыка Г. Гладкова, танец «Балалаечники» песня «Чудо-балалайка» слова и музыка З. Роот, танец «Матрёшки» песня «Русские матрёшки» слова А. Осьмушкина, музыка В. Темнова

игра «Карусель», игра «Угадай, что за роспись?»

12

Продукт проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат

Мастер-класс «На старое смотри – новое твори» для родителей и педагогов

Консультация  для родителей «Художественное развитие в воспитании ребенка»

Оформление альбома «Урало-Сибирская роспись»

Выставка детских, детско-родительских работ

по Урало-Сибирской росписи.

Музыкально-игровая программа «Ярмарка в городе мастеров!»

Видеоролик

Фотографии

Словарь в картинках «Урало-Сибирская роспись»

Обогащена предметно-развивающая пространственная среда - подобран практический материал и методические пособия, куда входят  предметы народных промыслов - хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия, изделия урало-сибирской росписи, иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства, приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Пополнены: книжный уголок (альбомами, книгами), уголок по художественному творчеству (инструментами и материалами, шаблонами, образцами уральской росписи), театральный уголок (русскими народными костюмами), сенсорный уголок (дидактическими играми) и др.

Методы диагностики:
• Наблюдение за проявлением любознательности, активности.
• Наблюдение за проявлением эмоциональной отзывчивости.
• Беседа по выявлению сформированности представлений о промысле.
• Оценивание продукта творчества.
Контрольные параметры наблюдения:
• Имеет знания об истории возникновения Урало-Сибирской росписи, о характерных особенностях (элементы узора, цветовая гамма) и технике росписи.
• Составляет узоры по мотивам уральской народной росписи.
• Проявляет интерес к изделиям народных мастеров, уважение к народным умельцам, желание им подражать и создавать свои композиции.
• Практически применяет знания о промысле уральской домовой росписи в разных видах деятельности.
• Эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства
Метод диагностики - беседа:
1.Почему уральскую роспись называют «домовой»?
2. Почему горницу называли «расписной», «крашеной»?
3. Как называли в старину мастеров, которые выполняли роспись?
4. На каких бытовых предметах чаще всего была выполнена роспись?
5. Какие элементы составляли узор росписи?
6. Какова особенность приёма нанесения красочного мазка?
Параметры оценки детских работ:
• уровень самостоятельности в выполнении работы;
• использование художественно-графических средств;
• оригинальность в работе;
• правильность выполнения элементов и мотивов росписи;
• аккуратность.

Вывод: Каждое задание творчески пережито и прочувствовано, сохранена логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, во всех видах деятельности. Результаты диагностики динамики сформированности у дошкольников представлений об Урало-Сибирской домовой росписи, эстетических знаний, художественно-графических умений и навыков, творческого опыта показывают высокий и средний уровень:

- дети не испытывают затруднения в нахождении и отличии росписей: хохломской, городецкой, дымковской, уральской;

- дети практически применяют знания о промысле уральской домовой росписи в разных видах деятельности;

- дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички;
 - дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

- дети  и родители записались на занятия к художнику-реставратору Шитову С.В. для обучения  росписи народной деревянной  игрушки (высокая мотивация у участников проекта к работе в технике Урало-Сибирской росписи).

Трое детей (10%)  показали низкий уровень в показателе правильности   выполнения  элементов и мотивов уральской росписи это  связано с тем, что детям требуется больше времени (краткосрочный проект) для овладения техническими приёмами уральской росписи, педагоги в дальнейшем планируют индивидуальную работу с данными детьми.

Совместная детско-взрослая деятельность


Детские работы

Подготовительная группа № 2 «Непоседы» 30 детей

 

 

Методы диагностики

 

Показатели на 09.01.19

(начало проекта)

Показатели на 08.02.19

(окончание проекта)

Высокий

%/чел.

Средний

%/чел.

Низкий

%/чел.

Высокий

%/чел.

Средний

%/чел.

Низкий

%/чел.

Беседа по выявлению сформированности представлений о промысле Урало-Сибирской росписи

 

 

0%/0

 

 

0%/0

 

 

100% /30

 

 

83,3%/25

 

 

16,7/5

 

 

0%/0

Наблюдение за проявлением любознательности, активности.

 

50%/15

 

33,3%/10

 

16.7%/5

 

93,3%/28

 

6,7%/2

 

0%/0

Наблюдение за проявлением эмоциональной отзывчивости

 

33,3%/10

 

76,6%/23

 

43,3%/13

 

93,3/28

 

6,7%/2

 

0%/0

Оценивание продукта творчества

0%/0

10%/3

90%/27

43,3/13

46,6%/14

10%/3

 Видеофильм

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 3
ольга 19.03.2019 16:34 #
Молодец Наталья Геннадьевна и весь коллектив.
Хусаинов М.И. 19.03.2019 17:16 #
Общественная организация "Ветераны пограничники Тюменской области" на протяжении 5 лет сотрудничают с группой Натальи Геннадьевны.
Розалия 19.03.2019 19:38 #
++
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4664
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.