«Заходи честной народ,Гжель на ярмарку идет» |
Авторы проекта:
Новикова Лариса Владимировна
Ефремова Людмила Петровна
воспитатели
МАДОУ д/с № 146 города Тюмени
«Знакомство детей с народным
промыслом помогает им войти
в мир прекрасного, учит видеть и
чувствовать неповторимые сочетания
красок природы, пробуждает
потребность жизни, повышает
культуру жизни.»
Паспорт проекта
Тип проекта: Краткосрочный, групповой, творческий
Участники проекта: Дети старшего возраста, воспитатели группы, родители
Возрастная категория: 5-6 лет (13 человек)
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Цель проекта:
Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель»
Задачи:
Для детей:
- Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудование.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца
- Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
Для педагогов:
- Формировать партнерские взаимоотношение между педагогами, детьми и родителями.
Для родителей:
- Принять активное участие в проекте.
Продукты проекта:
- Мини-музей в группе «Голубая гжель»
- Выставки творческих работ
- Терем из картона «Гжель»
- Мастерская для работ с использованием " скульптор машины"
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение «Сказочно - голубое чудо»
Методы и приемы:
Словесный метод - чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов.
Наглядный метод - рассматривание гжельской посуды.
Практический метод - роспись детьми моделей гжельской посуды.
Гипотеза:
Для ребенка, который воспитывается под влиянием творчества и фантазии, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. В связи с этим, мы разработали свою методическую проектно - творческую систему работы и представили ее в проекте. Она состоит из двух процессов. Первый - познавательный. Второй - творческий процесс. Основываясь на проектную деятельность, мы старались правильно организовать познавательную и творческую деятельность детей этого возраста. Поэтому, выделили основные направления развития декоративно-творческих способностей детей в образовательной области.
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомятся с искусством Гжели;
- Научатся передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль);
- Научатся самостоятельно выбирать цвет, материал;
- Повысится интерес к декоративно - прикладному виду деятельности;
- Появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности;
- Появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Мультимедийное оборудование |
Организация игр с детьми |
Иллюстрации, фотографии |
Материал для творчества |
Макеты |
Магнитные доски |
Магнитофон для прослушивания музыки |
Энциклопедии, познавательный материал о строительстве и архитектуре |
Интернет |
Гончарная мастерская |
Студия керамики |
"Скульптор машина " |
Этапы проекта:
I этап – Подготовительный
Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов-продуктов проекта.
- Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.
- Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.
- Анкетирование родителей с целью выявления степени осведомлённости о направлениях русской живописи.
- Диагностическое исследование детей.
- Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
- Подбор фотографий, иллюстраций, книг, открыток с Гжельской росписью.
- Оформление выставки керамических изделий, расписанных Гжельской росписью.
II этап – Содержательный
Действие педагога: помогает в решении задач и планировании деятельности, организует деятельность, направляет и контролирует осуществление проекта.
1) Работа с детьми
Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.
Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Социально - коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Собери узор»,.
Познавательное развитие: беседы на тему "Гжель - город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; непрерывная образовательная деятельность «Заходи честной народ, Гжель на ярмарку идёт»; образовательная деятельность «История Гжель»; игровой практикум «Я – мастер», «Я – художник».
Речевое развитие: чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели.
Художественно - эстетическое развитие: рисование на тему "Голубая сказка"; аппликация на тему "Сказочный розан", слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
2) Работа с родителями
Выставка совместных работ родителей и детей на тему "Как хороша Гжельская посуда»
III этап - Презентационный
Действие педагога: организует презентацию продуктов деятельности проекта во взаимодействии с родителями.
1) Итоговое мероприятие: семейный вечер «Дело мастера боится»
2) Продукт проекта: изготовление гжельской посуды совместно с родителями, поделки «Изделия в стиле Гжель»; оформление стенда «Сине – голубой город Земли», творческие работы детей и их родителей на тему «Сказочная Гжель».
3) Презентация проекта на тему «Гжель - голубая сказка" на родительском собрании.
Результативность проекта:
У детей появился интерес к декоративно-прикладному виду деятельности, появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскрылись творческие способности, появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуру, желание самим участвовать в творчестве.
Дети:
1) осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;
2) проявляют интерес к созданию оригинальных декоративных решений;
3) умеют расписывать посуду с помощью элементов Гжельской росписи;
4) выбирают необходимые способы работы в соответствие поставленными задачами;
5) используют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности
Педагоги:
6) создали условия для интересных декоративно прикладных решений пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.;
7) организовали итоговую презентацию результатам проектной деятельности
Совместная детско-взрослая деятельность
Детские работы
Видеозапись фрагмента образовательной деятельности
Литература:
1) Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева / -Е.: Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
2) Лыкова, И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М.: Издательский дом Карапуз, 2008.-10с.
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!
Екатерина | 19.03.2019 00:21 | # | ||
Благодарю наших замечательных воспитателей за постоянный творческий поиск, профессионализм и любовь к нашим детям!!! |
Ольга | 20.03.2019 11:23 | # | ||
Удивляет и вдохновляет творчество педагогов д/с №146...Желаю победыв конркурсе и интересных идей и проектов с вашими талантливыми детьми и родителями! |
Галина | 23.03.2019 00:34 | # | ||
Отлично!! |
Сергей | 23.03.2019 00:35 | # | ||
Очень познавательно |