«В мир волшебной Хохломы»

Авторы проекта:

Боброва Светлана Александровна, воспитатель,

Новопашина Валентина Александровна, музыкальный руководитель.

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10" г. Тобольска

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

П.Синявский

 

Название проекта: «В мир волшебной Хохломы»

Цель проекта: формирование познавательного интереса к русской народной культуре у детей среднего дошкольного возрастав процессе ознакомления с хохломской росписью

Задачи:

  1. Познакомить детей с элементами узора хохломской росписи.
  2. Формировать умение выделять средства выразительности: элементы узора:травка, цветок, лист, ягода, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;
  3. Формировать навыки технического исполнения хохломской росписи.
  4. Развивать эстетический вкус.
  5. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
  6. Учить составлять короткий описательный рассказ о предметах с хохломской росписью.
  7. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.

Возраст детей: 4-5 лет

Период реализации: декабрь, январь 2019 г.

ФИО, должность педагогов-участников проекта: Боброва Светлана Александровна, воспитатель, Новопашина Валентина Александровна, музыкальный руководитель.

Численность каждой категории участников проекта: дети - 15 человек, сотрудники – 2 человека, родители – 15 человек.

Художественные способы деятельности: тонировка изделий поролоном, рисованиетычком, рисование с помощью шаблонов.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, «Золотая Хохлома», ложкари, ярмарка.

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Беседы: «История возникновения хохломской росписи», «Русская изба». Просмотр видеофильма «Ремесло: Хохлома». Просмотр презентации «Хохлома у истоков и в современном мире».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения хохломской росписи.

Задачи:

1. Познакомиться с хохломской росписью.

2. Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Изготовление дидактических игр: «Дай действия словам», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Декоративное домино», «Магазин сувениров», «Выложи узоры»,  «Обведи и раскрась» и др. Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в группе). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.

   

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в демонстрационном материале. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание частушек, чтение сказок и рассказов. Подвижные игры: «Гуси – Лебеди», «Волк во рву», «Совушка». Народные игры: «Колечко», «Горелки с платочком», «Ручеек». Рисование: Узор «травка»: «капельки», «усики», «травинки», лепка «Посуда», «Укрась посуду» и др. Родители совместно с детьми оформляютвыставку в  группе на тему: «Хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей. Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают пословицы. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни.

 

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание мультимедийной презентации «Хохлома у истоков и в современном мире», оформление выставки в группе, развлечение «Ложкари на ярмарке».

  

Паутинка по проекту

№п/п

Направление

Формы

1

«Познавательное развитие»

 

Беседы: «Золотые руки мастеров»«История возникновения хохломской росписи», «Русская изба»

Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально - оценочное отношение к художественному материалу, толерантное отношение к традициям русского народа.

«Село хохлома»

знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Изделия народного промысла»

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами. Использовать фольклор в различных видах детской деятельности. Воспитывать любовь к Родине, развивать чувство гордости за свою страну.

Просмотр презентаций: «Хохломская роспись», «Хохлома у истоков и в современном мире».

Просмотр видеороликов: «Ремесло: хохлома», «Детям о хохломе».

2

«Художественно- эстетические развитие»

 

Русская народная сказка

1. «Иван- царевич и серый волк»

2. Чтение П. Синявской «Хохломская роспись»

3. В. Набоков «Хохлома»

4. Разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».

5. Лепка посуды из солёного теста

6. Роспись посуды (из солёного теста) хохломским узором.

7. Раскрашивание.

8. Разучивание частушек о хохломе, слушание песни Марии Пахоменко «Хохлома».

3

«Речевое развитие»

 

Загадки

Цель: продолжать учить отгадывать загадки.

Составление рассказа по предмету.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды с хохломской росписью;

учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению.

Любимые сказки.

Цели: приобщение детей к чтению в детском саду; формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора

4

«Социально-коммуникативное развитие»

 

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

«Назови одним словом»

Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.

«Декоративное домино»

Цели:

закреплять и расширять знания детей о цвете;

развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику;

активизировать речь детей.

«Магазин сувениров»

Цели:

учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

5

«Физическое развитие»

Подвижные игры:

«Гуси – Лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

«Волк во рву»

Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

«Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Народные игры: «Колечко»

Цель: развить внимательность и наблюдательность детей, координацию движений.

«Горелки с платочком»

Цель: развить внимательность, ловкость детей, упражнять в беге парой.

«Ручеек»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

6

Взаимодействие с семьей

 

Создание выставки из предметов с хохломской росписью;

Консультациядля родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Оформление наглядной информации «Творчество и воображение», «Ступеньки к творчеству».

Участие в совместном развлечении «Ложкари на Ярмарке»

Видеозапись фрагмента деятельности детей:

Заключение

Слово «хохлома» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Своими руками ребята лепили посуду; деревянные ложки расписывали элементами хохломской росписи. Работа доставила радость не только детям, но и родителям. Яркий уголок, в котором создана выставка, создает сказочную атмосферу в группе, вызывает у детей яркие незабываемые положительные эмоции.Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 5
Нина 18.03.2019 20:28 #
Очень, очень интересно. Я бы хотела, что бы мои дети так обучались. С уважением.
Светлана 18.03.2019 20:29 #
Спасибо
Светлана. 18.03.2019 20:42 #
Спасибо ОГРОМНОЕ таким воспитателям, которые не желают своих сил и времени для наших детей!!!
Татьяна 19.03.2019 11:41 #
Спасибо за увлекательное путешествие в мир хохломской росписи.
Светлана 20.03.2019 22:06 #
Спасибо всем за поддержку, очень приятно.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5101
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.