МАДОУ центр развития ребенка - детский сад № 146 города Тюмени. Тюменцева М.Г. |
вс., 01.12.2013 |
Конкурсант:
Тюменцева Марина Геннадьевна
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях,
как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами,
как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
А.С. Макаренко
Современная ситуация в обществе сильно изменилась за последние двадцать лет. Как пишет Н.Д Никандров, сегодня «…опора только на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство, которая проповедуется с самых высоких трибун и в средствах массовой информации в последние годы, уже доказала свою разрушительность и бесперспективность»[1].
Данные явления являются следствием слепого копирования западных форм жизни, что привело к девальвации традиционных национальных ценностей. Через СМИ, рекламу, кино, Интернет дети продолжают впитывать ценности иного плана, среди которых главная - обогащение любой ценой.
Ребёнок в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, детского сада, школы, а с другой стороны, покинув эти «оазисы», – на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере…
И, наверно, только на «жителей этих оазисов», мы можем рассчитывать.
История знает множество людей, которые воспитали прекрасных детей, в последствие ставших известными. И не все из них имели специальное педагогическое образование. Мы считаем, что воспитатель, в первую очередь, должен сформироваться как личность, а все навыки и умения придут с опытом. Таким образом, личностные качества имеют первостепенное значение. Какие это на наш взгляд?
Во-первых, эмоциональная устойчивость, которая носит определяющий характер в ситуациях конфликта, позволяя воспитателю сохранять объективность в оценке.
Во-вторых, открытость. Открытость детям, миру, новому опыту и, конечно же, самому себе. Ведь, если не быть честным перед самим собой, не проводить работу над ошибками, не анализировать полученный опыт, то всё, чему вы якобы открылись, оттолкнётся от вас, как от глухой стены.
В-третьих, уверенность в себе. Не веря в себя, в свои силы воспитателю сложно вести за собой. Он не только сам стоит на месте, но и тормозит детский коллектив. А дети, активные по своей природе, не терпят долгих остановок.
И, наконец, настроение. Не будет открытием, что дети всё чувствуют. И позитивный настрой в работе просто необходим. Но это не значит, что воспитатель скачет и улыбается весь день как заведённая игрушка. Он такой же человек, хотя мы родители возлагаем на него очень много. И иногда, как нам кажется, воспитателю можно побыть чуточку грустным, и дети будут учиться сопереживать. Чуточку растерянным, и дети помогут ему собраться, тем самым учась помогать другим. Дать слабинку там, где дети могут проявить свою силу.
Сегодня наши дети испытывают как нельзя остро дефицит внимания в силу тех или иных обстоятельств. И кому же показать яркое солнышко, которое взошло и раскинулось на маленьком, но как будто живом листочке? Кто оценить десятиэтажный замок, в котором живёт храбрый, но одинокий рыцарь? И кто похвалит за сказочный сад, который только что лепила так старательно Маша? Конечно, воспитатель! Мы сейчас не одобряем и не поддерживаем сознательное невнимание со стороны родителей, но понимаем тех, кого обстоятельства ставят в такую ситуацию.
Однажды я стала свидетельницей такого разговора. Молодой семьянин интересовался у педагога о том, как ему воспитать своего сына так, чтобы он стал настоящим мужчиной, будущим спортсменом. После долгого диалога они так и не сошлись во мнениях, и он раздражённо попросил её кратко в трёх словах выписать ему рецепт воспитания. На что женщина ему просто ответила: «Любить их надо». И она была права. Любовь способна творить чудеса. И мы считаем, что самое важное в воспитателе – это его любовь к детям! И сложная ситуация в обществе, пагубное влияние СМИ, дефицит внимания – всё меркнет перед любовью. И если мы будем любить, мы справимся с чем угодно.
[1] Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России// Педагогика. – 2008. - № 9. – С. 3-12
Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической выставке «Современная образовательная среда в ДОУ». Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области" Сроки проведения: с 1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>> Скачать: положение о выставке |