«Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации ребенка, готовности к школьному обучению» (опыт детского сада)

  чт., 23.02.2012

Конкурсант:

Белова Ольга Алексеевна

Заместитель заведующего  по УМР

Высшая квалификационная категория

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени  

«Быть готовым к школе уже сегодня

 не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

(Л. Венгер)

Общеизвестно, что  детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие  основ личности.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – его родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия (или недоверия) к миру и окружающим людям.

На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и легче и труднее. Легче, если родители и педагоги детского сада объединят  свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь. Труднее станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач  возникают первые сложности, связанные с развитием и поведением ребенка. И решение этих проблем невозможно  без тесного  взаимодействия  детского  сада с семьей.

Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о доброте, красоте.

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №  655 раскрываются федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.    

Решение этих образовательных задач осуществляется  в ходе педагогического взаимодействия детей и взрослых, предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек,  нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие,  в основные виды деятельности дошкольников,  в разнообразные формы работы с детьми.

Необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности не вызывает сомнения ни у педагогов детского сада,   ни у большинства родителей. Поэтому очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников является взаимодействие детского сада и семьи. 

В нашем детском саду создана и реализуется модель содружества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации коллективных мероприятий.

 

Цель:

    Формировать условия эффективного взаимодействия  с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ.

 

Задачи

  • Сформировать у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ;

 

  • повышать педагогическую компетентность родителей по всем фундаментальным основам воспитания и развития основ личности;

 

  • формировать у детей и родителей понимание семейных ценностей и традиций, осознание того, какое это счастье – жить в семье;

 

  • гармонизировать детско-родительские взаимоотношения, оказывать помощь в организации совместной деятельности в ДОУ и семье;

 

  • проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей, чьи дети посещают детский сад;

 

  • привлекать родителей «неорганизованных детей» района к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

Методологичесие составляющие взаимодействия с семьей:

 

  • системный;

 

  • комплексный;

 

  • деятельностный, личностно – ориентированный;

 

  • культурологический

 

Кадровые условия  реализации модели взаимодействия с семьей

 

  • заведующий;
  • заместитель заведующего по УМР;
  • медицинский работник;
  • педагог- психолог;
  • учитель – логопед;
  • инструктор по физическому

     воспитанию;

  • специалист по изобразительной деятельности;
  • воспитатели;
  • младшие воспитатели.

 

На современном этапе  в основу взаимодействия педагогов и семьи   в нашем дошкольном образовательном учреждении заложены следующие принципы:

 

Доброжелательный стиль общения.

     Позитивный настрой на общение является самым  прочным фундаментом, на котором строится  вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает   опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

 

Индивидуальный подход.

 

     Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.  Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то  и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество.

 

     Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им  надо воспитывать своего  ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды  педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.

Готовимся серьезно.

 

     К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т.к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут  негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.

 

Динамичность.

 

     Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада   находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.  

 

Этапы  взаимодействия с семьей

 

  1. 1.     Консультативный пункт

На базе ДОУ  создана консультативная помощь семьям, имеющим детей дошкольного возраста, посещающим и не посещающим детский сад.

Основные задачи консультативного пункта:

  • оказать консультативную помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста;
  • диагностировать характер взаимоотношений «ребенок - родитель»;
  • анализировать состояние и уровень развития  ребенка;
  • выработать совместно  с родителями стратегии развития ребенка, реализуемые как в дошкольном учреждении, так и дома;
  • оказать  всестороннюю помощь родителям (законным представителям) и детям 5-6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
  1. 2.     Школа молодой матери «Малыш»

В течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад – в ДОУ работает школа молодой матери «Малыш». Программа школы молодой матери состоит из 11 (основных) встреч, цель которых дать участникам представление  об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Основным ответственным за организацию и проведение встреч выступает педагог – психолог. (Приложение 1)

 

 

  1. И  вот ребенок уже в детском саду.

     Перед нами стоит задача как пассивного родителя превратить в активного соучастника. Для установления партнерских, доверительных  взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики, которая тоже включает три этапа:

 

Первый

Актуализация потребностей родителей в образовании и  социально-личностном развитии собственного ребенка.

 

Второй

       Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении.

 

Третий

Партнерство  педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально- личностное развитие ребенка.

 

 Основные блоки в работе с родителями

 

Блоки

 

Основные задачи

 

Формы

 

Психолого-педагогическое

просвещение родителей

Повышение

психолого-педагогической

грамотности родителей

  • Общее родительское собрание

 

  • Групповые родительские собрания:  в начале года

«Давайте, познакомимся» -      первая младшая группа,

- «Вот и стали мы на год взрослее» - дошкольные группы;  

     - в конце года - итоговое

 

  •  «Педагогическая гостиная»,  «За круглым столом»  - два раза в год в соответствии с годовыми задачами (Приложение 2)

 

  • Просмотр видео,   презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей

 

  •  Письма памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей (Приложение 3)

 

  • «Диспут - клуб»

 

  •   «Консультации» (администрация, специалисты, воспитатели)

(Приложение 4)

  • Анкеты – ответы, анкеты - опросники, тесты

 

  • Индивидуальная беседа;

 

  • «Дни открытых дверей»

 

  •  Информационные стенды в холлах детского сада и в группе

 

  •  Тематические выставки

Включение родителей

в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в  организационно -  педагогическую деятельность

  • Родительский комитет

 

  •  «Семинар – практикум» (воспитатели, логопед)

 

  •  Тренинговые занятия (психолог)

 

  • Анкеты – ответы, анкеты – опросники

 

  •  Тесты (Приложение 5)

 

  • Обмен опытом семейного воспитания

 

  •  Презентация опыта семейного воспитания

 

  •  Исследование истории своей семьи «Гениологическое дерево»

 

  •  «Творческая мастерская» (специалист по изобразительной деятельности)

 

  • Дни Здоровья; Соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»

 

  •  Праздники:

 «День знаний», «Вот и стали мы на год взрослее»,     «Осенины», «День матери»,        «Новый год», «Рождество», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Юморина», «День Победы» (подг. Группы), «Выпускной бал», «Международный День защиты детей»

 

  •  Театральная гостиная –спектакли:

- средняя группа – 6  спектаклей в год,

     - старшая группа  -

4 спектакля в год,

     - подготовительная группа –

3 спектакля в год

 

  •  Конкурсы (семейного творчества и др.)

 

  • Фотовыставки («Физическая культура и спорт в жизни нашей семьи», «Играем дома…», «Как мы провели зимние каникулы» и др.)

 

  • Мастер- класс (привлечение  родителей для рассказа о своей профессии)

 

  •  Организация экскурсий

 

  •  Выполнение практического домашнего задания

 

  • Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды (по теме образовательного комплекса)

 

  • Участие в оформлении группы

 

  • Участие в благоустройстве ДОУ и территории

 

 

  • Отзывы родителей

 

  • Чаепитие

 Формы и условия организации мероприятий, праздников и спектаклей

 

Формы

 

 

Условия

 

Результат

Все мероприятия проходят в вечернее время.

Презентация ДОУ     

  • Одна из новых  форм работы с родителями, которая  используется на первом собрании для родителей детей раннего дошкольного возраста. Она помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, задачами социально-личностного развития ребенка, коллективом педагогов; позволяет в доступной, наглядной и увлекательной форме рассказать о дошкольном учреждении.

 

  • У родителей сформировано представление  о деятельности детского сада.

 

  • Родители с доверием и  большими надеждами относительно развития ребенка приводят его в детский сад.

 

 

     Классическую форму общения педагога с родителями – родительское собрание  обновляем не только содержательно, но и по форме проведения, используя рекомендации Н.М. Метеновой, Л.Е. Осиповой, Т.Н. Дороновой (в течение месяца  идет предварительная подготовка: пишется сценарий, оформляются информационные стенды, фотовыставки, которые отражают деятельность детского сада,   проводится анкетирование, обрабатываются результаты;  выявляются семьи, которые могут поделиться опытом семейного воспитания на актуальную тему).

Родительское собрание;

«Педагогическая гостиная»;

«Круглый стол»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Каждой встрече с родителями предшествует объявление, которое отражает важность предлагаемой темы  для воспитания и развития ребенка. Иногда в объявление вносятся вопросы для обсуждения (Приложение 6)
  • У родителей формируется интерес к  предстоящей встрече, происходит рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по  педагогическому просвещению.

 

  • Чтобы родители прониклись темой и содержанием встречи, для создания атмосферы понимания, в помещении, где проходит встреча, размещаем цитаты.

(Приложение  7)

  • На родительских собраниях используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор (фото №1)

 

  • процессе встречи происходит активизация всех присутствующих  родителей (100%);

 

 

  • Рост активности  участников при обсуждении актуальных проблем;

 

  • Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка

 

  • Увеличение и изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам, руководителям детского сада, касающихся формирования социально-личностного развития  ребенка. Размышления вслух о правильности используемых родителями методов и приемов.

 

  • Использование родителями педагогической литературы
  • Используем игры – ситуации,  тесты,              практические задания.

 

  • Обязательное использование во время встреч аудио,  видеозаписи или презентации с комментариями на мультимедиа  - деятельности детей в детском саду по актуальной теме (Организация игровой деятельности;   организация экспериментальной деятельности;  организация двигательной деятельности или физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и др.

 

  • радиционно родители уходят с «письмами  от воспитателей к родителям»,  в которых изложены задачи воспитания; основные мысли по теме встречи, заповеди,  памятки и рекомендации  по воспитанию и социально – личностному развитию детей (Приложение  8);

 

 

  • Родители проникаются задачами, стоящими перед педагогическим коллективом, решение которых,  направлено на социально личностное развитие ребенка, узнают о содержании работы в детском саду,  используют полученные рекомендации в семье.

 

  • Происходят изменения в неблагоприятных семьях, т.е. положительные сдвиги.

       Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам: 

  • актуальность тем, поднимаемых при встречах;
  • насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
  • возможность родителей наблюдать своих детей.

 

Обмен опытом семейного воспитания

  • Готовясь, к таким встречам, уже с младшего возраста, выявляем семьи, которые могут поделиться положительным опытом семейного воспитания по актуальной проблеме. Помогаем сделать презентацию опыта, фотовыставку.
    • На первых порах  участвуют только активные и коммуникабельные родители, в дальнейшем удивляют даже самые скромные родители (например, делятся секретами оздоровительных отваров, опытом организации активного отдыха и т.д.)

 

  • У родителей формируется стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

 

Консультативная помощь

 

 

 

 

 

 

 

  • Групповые консультации,

          консультации

         (по плану)

           специалисты             

           проводят

          один раз в месяц

     (Приложение 7);

 

  • Консультации по    запросам родителей.

 

 

  • Традиционно  учитель-логопед           проводит консультацию с показом практической деятельности или с использованием мультимедиа – родители получают при этом  огромный багаж знаний и практических умений, получив ответ на все интересующие вопросы.

 

  • Консультация педагога – психолога  состоит из нескольких частей (беседа, дискуссия, игровые упражнения, решение педагогических ситуаций)        В конце каждой  встречи проводится рефлексия, которая дает толчок к развитию  самонаблюдения, самооценки, к установлению обратной связи- посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
    • Индивидуальные

     консультации      

  • Всегда проходят в форме диалога

(родители озвучивают проблему – сотрудники детского сада помогают ее решить, естественно,  при тесном взаимодействии)

Практические занятия

  • Семинар – практикум

(фото №2)

 

  • Родители получают практические навыки:

- обучаются пальчиковым играм и упражнениям и др.

  • Творческая мастерская
  • Родители обучаются нетрадиционным техникам рисования,

созданию творческих коллективных работ и др.

Спортивно – оздоровительные мероприятия

(праздники, Дни Здоровья, развлечения) 

  • С целью пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни в средних, старших и подготовительных группах ежегодно проводятся спортивные праздники  «Папа, мама и Я – спортивная семья»

(фото №3,4)

 

  •  Перед началом встречи традиционно проходит небольшая беседа о родительском авторитете и  роли родителей в формировании у ребенка основ здорового образа жизни на тему: «Здоровье ребенка в наших руках» или «Движение – это жизнь!» (не более, чем на 5-7 минут)   (Приложение  9)

 

  • 97%  активного участия родителей – в основном папы, (3% присутствуют  в качестве болельщиков и в качестве жюри).

 

  •  Большинство родителей приобретает первый  позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком, родительской и педагогической общественностью.

 

  • Далее с удовольствием принимают участие в общегородских и окружных спортивных мероприятиях.

 

  • Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример;  с еще большим уважением и гордостью относится к своим родителям.

 

«Дни открытых дверей»

  • Проходят традиционно в течение многих лет в каждой возрастной группе и студии:

- «День матери» (ноябрь)

 -  с 20 марта по  10 апреля (в течение месяца).

В вестибюле  вывешивается расписание всех занятий, которые проводятся в вечернее время

(в 17.00). 

 

  • У родителей появляется возможность увидеть все виды занятий, кроме того,  такая форма работы с семьей позволяет:

 

- дать родителям информацию психолого- педагогического содержания, повысить их педагогическую компетентность;

 

 - наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, наблюдая за своим ребенком;

 

- организовать экспресс – консультацию со специалистами и воспитателями сразу после занятия;

 

-  продемонстрировать   приемы и методы работы с детьми;

 

- и, наконец, появляется еще одна            возможность повысить авторитет педагога  в глазах   родителей.

 

Известно, что общение родителей наиболее продуктивно и позитивно  проходит на праздниках, которые проходят только в вечернее время.  Причиной является атмосфера этих мероприятий, наполненная радостью.

 

Праздники и спектакли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Во время проведения праздников продумываем размещение родителей – распределяем места в зале таким образом, чтобы дети сидели рядом со своими  родителями (ставим полукругом по периметру зала  стулья для взрослых,  а перед ними полукругом стулья для детей).
    • Такое размещение позволяет родителям эмоционально поддержать своего ребенка, а детям увереннее чувствовать себя. Кроме того, корректировку поведения ребенка осуществляют родители.

 

  • В сценарий праздника обязательно включаем игровые  задания, в которых участвуют родители и дети (игры разного содержания, организация оркестра  и др.)
    • Снимается усталость, родители из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников, что, несомненно, сближает родителей и детей.
    • Всех героев по сценарию играют родители. Вначале привлекаем активных и коммуникабельных родителей.

 

 

 

  • Родители учатся преодолевать свое смущение, с пониманием относятся к волнению и неуверенности ребенка.

 

  • На родительских собраниях выражаем благодарность и объясняем всем родителям, что участие в праздниках сближает их с ребенком, повышает авторитет  в его глазах, родители личным примером воспитывают у ребенка активность.

 

  • На протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду мы отслеживаем участие в празднике каждой семьи (100%).
  • Родители являются активными участниками в подготовке каждого спектакля. В приемной группы помещается театральная афиша с приглашением на спектакль и театральная мастерская, где говорится о том, что нужно подготовить для данного спектакля.
    • Если на первых порах не все родители осознают важность этих заданий, но увидев у других детей качественные, сделанные своими руками шапочки, реквизит или атрибуты, в последующем
    • проявляют активность, творчество и  фантазию, чтобы  ребенок не был огорчен или были ущемлены его интересы.
    • ·Постановка спектаклей (с большим удовольствием!) для детей (силами родителей)

(фото № 5, 6)

  • Раскрывается  творческий потенциал семьи в целом (родителей и ребенка);

 

  • Для родителей детский сад является не только центром педагогического просвещения, но и местом реализации их творческих способностей.

Мастер – класс

  • В практику работы с родителями внедрили организацию мастер – класса для детей (Очень интересные встречи организованы  с папой по профессии врач – ортопед, врач МЧС, сотрудник ГИБДД, папа - фотограф, папа – пожарный,  мама – модельер и др.)

 

  • Родители осознают значимость тесного взаимодействия со своим ребенком,

 

  • Ребенок приобретает знания и  первый  социальный опыт близкого общения со специалистами,  профессионалами  своего дела.

Творческие конкурсы

  • Конкурсы, проводимые в группе и ДОУ.

 

  • · Очень помогают организовать родительскую деятельность,  выявить творческий и педагогический потенциал семьи конкурсы, проводимые ИМЦ. Так, например, в образовательном проекте по творчеству А.Л. Барто,  в первом туре, проводимом в детском саду, участвовало 36 семей. Из них 2 семьи, участвуя в городском конкурсе, заняли 1 и 3 место; Образовательный проект «Моя родословная» в первом туре участвовало 32 семьи, из них одна заняла 2 место в городском конкурсе и т.д.
    • Участие в конкурсах, проводимых МБОУ ИМЦ

Привлечение родителей для участия в работе детского сада.

  • Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды в группе (по теме образовательного комплекса), на участке (в зимний период)

 

  • Участие в оформлении группы.

 

  • Участие в благоустройстве ДОУ и территории.
  • Родители осознают воспитательное значение своего участия в той или иной деятельности

 

  • Дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции.

Виды поощрений:

 

  • Написание «Благодарственного письма»;

 

  • Объявление благодарности в гласной форме (на собрании, после праздника, во время чаепития, в холле детского сада, в приемной группы);

 

  • Вручение памятных подарков, призов (книга, фотоальбом, набор для творчества, игрушка и др.)
  • Родители получают позитивные эмоции, повышается активность других родителей.

 

  • Дети получают наглядный положительный пример, испытывают гордость за своих родителей, повышается их авторитет в глазах ребенка.

Инновационная деятельность в ДОУ

  • Работа над научным проектом по здоровьесбережению под руководством Н.Н. Малярчук, доктором педагогических наук, профессором кафедры клинической и юридической психологии ТГУ
  • У родителей появилась возможность услышать очень важную для семьи, во благо ребенка, информацию, получить ответы на интересующие их вопросы от человека всесторонне просвещенного.
    • Все,  выше, указанные  формы работы с семьей  создают  условия для того чтобы все встречи с родителями проходили в форме диалога или дискуссии.

 

  • Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка.
  • Сформировано общественное     (положительное) мнение родителей о социально-личностном развитии ребенка  в  дошкольном учреждении.

     (Уделяя особое внимание качеству взаимодействия с семьей,  по окончании встречи всегда проводится анализ или        самоанализ, проведенной встречи, что, несомненно,  помогает улучшить качество последующих встреч).                                                            (Приложение 10)

Результативность

 

Родители:

 

  • Родители овладели  разнообразными приемами взаимодействия со своим ребенком.

 

  • Научились  замечать и принимать индивидуальные проявления своего ребенка,  уважать его желания и потребности.

 

  • Научились быть активными соучастниками в деятельности ребенка.

 

  • Расширили знания, касающиеся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.

 

 

  • Узнали, как правильно нужно заниматься  со своим ребенком, как организовать его обучение в домашних условиях, узнали способы его социально – личностного  развития.

 

  • Родители с большим уважением и пониманием начали относиться к педагогам детского сада.          У них появилась большая уверенность за своего ребенка.

 

 

  • Приобрели  опыт сотрудничества с педагогической общественностью.

 

  • Осознанное, активное включение  родителей в          совместный процесс воспитания.
  • Сформировано осознанное  отношение к воспитательной деятельности в семье, личному примеру,  умению понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

 

 

  •  Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, позволяет  значительно повысить эффективность социально – личностного развития ребенка и его успешную адаптацию к школе.

 

Выпускник детского сада:

 

  • Физически  развитый, овладевший основными культурно –                     гигиеническими навыками; у ребенка сформирована потребность в двигательной активности.

 

  • Имеет первичные представления о себе, семье, родственных отношениях, семейных традициях;  об  обществе, государстве, принадлежности к нему; о     мире, природе.

 

  • Эмоционально отзывчив. Любит и уважает своих родителей.    (Приложение11)

 

  • Владеет  средствами общения

     и способами взаимодействия со

      сверстниками. Активно

     использует вербальные и           

     невербальные средства

     общения, умеет договариваться

     распределять действия

     при сотрудничестве.

 

  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения, соблюдает правила безопасного поведения на улице, в общественных местах; способен управлять своим поведением.

 

  • Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
  • Способен  решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту.  Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).

 

  • Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

  • Владеет необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Итог:

      Диагностика детей старшего дошкольного возраста показывает высокие результаты готовности к процессу обучения в школе.  (Приложение 12)

 На протяжении последних трех лет мы отслеживаем показатели учебной и другой деятельности наших воспитанников. Выпускники нашего детского сада отличаются  высоким уровнем развития, быстро адаптируются к условиям школы, становясь активными участниками мероприятий. 95% выпускников имеют похвальные листы и дипломы, сертификаты и грамоты за успехи в учебе, участие в городских и школьных мероприятиях.

        Кроме того, дети занимаются баскетболом, хоккеем, футболом, гимнастикой,   кигбоксингом, тхеквондо, конным спортом, спортивным ориентированием;  занимаются в художественной школе, школе искусств, бальными и народными танцами, шахматами и т.д.

         Мы считаем, что именно сотрудничество с семьей, использование ее потенциала, позволяет добиться ранней позитивной социализации и высокого уровня подготовки детей к школе.

          Союз педагогов,   родителей  и детей остается крепким  на протяжении всех школьных лет. Мы гордимся, что  заряд сплоченности детей и родителей был обеспечен им в нашем детском саду.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит,  в будущем обеспечит  успех  в жизни.

 

По  аналогии с известной пословицей: «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить»,  будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.

приложение.doc (703 КБ)

Приложение 1

План работы школы молодой матери «Малыш»

Приложение  2

Тематические  встречи с родителями в соответствии с годовыми задачами («Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.)

Приложение 3

Письмо к родителям от воспитателей  Приложение 4

План  консультативной помощи

Приложение 5

Тест: «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

Приложение 7

(цитаты)

Педагогическая гостиная на тему:

«Роль семьи в формировании   нравственных основ личности»

Приложение 8

Педагогическая гостиная на тему:

«Скоро в школу. Нравственно – волевая подготовка детей к школе»

Беседа с родителями на тему: «Здоровье ребенка в наших руках»

Приложение 10

Анализ (самоанализ) проведения родительского собрания («Педагогической гостиной», «Круглого стола» и др.)   

Приложение 11

фото приложение.docx (2.25 МБ)

Оценка социально – личностного развития ребенка

Приложение 12

Мониторинг готовности к школе

 

Поделиться
Просмотров: 10817
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.