Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук

  вс., 21.06.2015

 Автор-составитель:

Абдуразакова Асият Шарапудиновна,

воспитатель, первой категории

МБДОУ детский сад "Снежинка"

п.Нижнесортымский Сургутского района

Развитие мелкой моторики у дошкольников является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и уровень развития речи ребёнка.

Ведь именно речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Чаще всего ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Кроме того, развивая мелкую моторику у ребёнка дошкольного возраста, вы готовите его руки к письму.

Развивать мелкую моторику рук у дошкольника нужно с помощью специальных игр, упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

Педагоги  предлагают Вам для развития мелкой моторики рук ряд упражнений.

Игры с предметами

  • Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.
  • Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.
  • На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.
  • Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

 «Ловкий карандаш» - выполняется ряд упражнений:

- плавно вращать карандаш большими и указательными пальцами правой и левой руки;

- перебирать карандаш всеми пальцами обеих рук;

- вращение карандаша ладонями,

- зажимание карандаша двумя пальцами обеих рук (большим и указательным; указательным и средним);

- перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно.

 «Рисуем по контуру» - выкладывание по контуру предмета пуговицы, семена и другие мелкие предметы.

«Кто быстрее» - наматывание (разматывание) ленты на цилиндрическую основу, с выполнением определенной задачи: загони машину в гараж; ты разматывай, а я буду наматывать; кто быстрее доберется до самолетика (игрушка прикреплена на середине ленты); кто в клубочке? (в середине небольшого клубочка спрятана игрушка).

«Резиночка» - для этой игры можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 3600  сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной рукой, потом другой.

Кроме того, для этой игры можно использовать и канцелярскую резинку – ее необходимо натянуть между указательным и средним пальцем и перебирать ее как струны указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки.

«Сказочные превращения» - моделирование различных форм из воздушного шарика, наполненного крахмалом.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

    Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

      В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие

      пальцы),

      Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев

      обеих  рук),

      Указательный и средний (поочередно называемые пальцы    

      соединяются с большим на двух руках одновременно),

      Сам мизинчик – малышок (вверх выставляются только мизинцы,  

      другие пальцы сжаты в кулак),

      Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).

      Вместе пальчики – друзья,

      Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих  

       руках).

    Шарик

         Надуваем быстро шарик –

         Он становится большим.

         Вдруг наш шарик лопнул,

         Воздух вышел – ш-ш-ш!

         Стал он тонким и худым.

(Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение).

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

           На лужок пришли зайчата,

           Медвежата, барсучата,

           Лягушата и енот.

            На зеленый на лужок

            Приходи и ты, дружок. (Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно).          

«Волк и лиса»

  Серый волк бежит по лесу. (Большие пальцы развести в стороны, указательные пальцы согнуть внутрь ладоней – лоб. Остальные пальцы – верхняя и нижняя челюсти).

А за ним бежит лиса.

  Поднялись у них трубою

  Два пушистеньких хвоста. (Внутрь ладоней сгибать указательные и мизинцы, чтобы мордочка была еще острее. Большие пальцы чуть согнуть).

Интернет-ресурсы:

http://englishlittle.ru/razvitie-rebenka/ot-trex-do-shesti-let/melkaya-motorika-u-doshkolnika.html

http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/podgotovka-detei-k-shkole/uprazhnenija-dlja-doshkolnikov-na-razvitie-melkoi-motoriki-ruk.html

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-ssemey/news7309.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/29/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk

http://ped-kopilka.ru/pedagogika/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei.html

Поделиться
Просмотров: 8275
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.