Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников |
ср., 15.01.2014 |
Автор:
Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад к/в "Синеглазка"
города Ноябрьск
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
& поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
& неспособность синтезировать информацию;
& неумение планировать;
& неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
& трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного
возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж.Пиаже. Причем двое последних считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».
Не ставя под сомнение данное утверждение, можно предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Игры для детей
Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.
В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.
Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо
мышления, стимулирует воображение дошкольника, активизируют творческие способности ребенка.
&
Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.
Не все упражнения снабжены рисунками, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок «не привязан» к конкретному объекту. При решении указанных интеллектуальных задач ребенку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
После описания определённых игр оставлено место. Родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей с тем, чтобы позже вспомнить их, проанализировать, обсудить со специалистом.
Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца ещё неразгаданный учёными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Успехов вам!
Учитель-логопед Болковенко О.А.
УПРАЖНЕНИЯ.doc (1.29 МБ)
РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17.Чем столб отличается от дерева?
18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23.Для чего зимой надевают шубы?
24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Список литературы:
- З.А.Ефанова «Развитие мышления. Подготовительная группа», издательский дом «Карифей», В., 2010
- С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», Творческий центр, С.-П., 2010
- Л.Б.Бабкина «Развиваем мышление», ООО «Издательство «АЙРИС ПРЕСС», М., 2007
- Г.С.Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС ПРЕСС», М., 2006
- Т.А.Ткаченко «Обведи и объясни»» (альбом по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушением речи), ООО «Издательство «ГНОМ и Д», М., 2001
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002324
Штрих код (№ квитанции) 62502670051721 Дата отправки 22 января 2014 г.