Формирование предпосылок письма и развитие графомоторных навыков у детей с нарушениями в развитии |
сб., 07.12.2013 |
Автор:
Васильева Галина Сергеевна,
учитель-дефектолог, высшая категория,
МДБОУ «Детский сад № 22 «Синяя птица» к/в»
г. Салехарда
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивости, аккуратности.
В освоении навыков письма имеют индивидуальные особенности ребенка. Индивидуальные черты, формирующиеся в дошкольном детстве, позволяют ребенку стать неповторимой личностью с собственными интересами, способностями, потребностями. Это находит отражение во всех видах деятельности дошкольника, в том числе в рисовании, в письме. Нужно обратить внимание на сформированность самооценки, одного из ведущих образование личности.
Предложите ребенку нарисовать человека, по рисунку вы сможете сделать предворительные выводы о самооценке, которые, конечно следует подтвердить наблюдениями за поведением ребенка в игровой деятельности, в ситуациях общения.
Высокая самооценка:
- крупный, но не чрезмерно большой рисунок
- сильный, уверенный нажим
- пропорциональный рисунок
Низкая самооценка:
- расположение рисунка в нижней части листа
- частые стирания
- слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка)
- изображение несоразмерно маленького туловища человека
Противоречивой, конфликтной самооценке свидетельствует:
- расположение человека в верхней части листа
- изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке меньше заметны дефекты)
- уход от выполнения задания.
Дети в старшем дошкольном возрасте стремятся к общению со взрослыми в различных ситуациях: в игр, во время чтения книг, на прогулку. Эти моменты нужно использовать для формирования у детей мотивации будущего обучения в школе, формирования для этого необходимых умений.
Особое внимание необходимо обратить на воспитание волевых качеств. Без усилий воли невозможно преодолеть трудности и добиваться результата. Нужно обратить внимание на проявление волевых процессов у дошкольников во время деятельности:
- осознание ребенком цели деятельности;
- осознание того, зачем ему это нужно;
- правильная оценка ребенком своих возможностей, необходимых для достижения поставленной цели;
- умение организовать свою деятельность;
- понимание трудностей и способность упорство в их преодолении;
- продолжение начатого дела при снижении интереса к нему;
- умение проявлять терпение и длительно добиваться цели;
- способность контролировать свое поведение, эмоции;
- выполнение задания без напоминания и контроля со стороны взрослого.
В процессе освоения письма у ребенка формируется учебная мотивация, развивается зрительно-пространственное восприятие, память, волевые процессы. Уровень развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, определенная степень зрелости личности позволяют быть будущему дошкольнику успешным в различных видах деятельности. Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В дошкольных учреждениях проблеме подготовки детей к письму уделяют одностороннее внимание. Очень часто развиваются лишь отдельные стороны подготовки, например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке. При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
И труд, и упражнения – это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.
Взрослый должен ненавязчиво руководить игрой, организовывать детей, от него может исходить инициатива, идея игры (игры «Первоклассники», «Лесная школа»), взрослый может помочь детям в формировании игровой цели.
Обучение письму – длительный процесс, поэтому игровые сюжеты должны быть разнообразными, современными, интересными для детей. Лепка, аппликация, конструирование, оригами, различные виды ручного труда и рукоделия также способствуют развитию силы, ловкости, координации и скорости движения рук.
Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях.
Можно предложить старшим дошкольникам конструирование букв из различных материалов: палочек, деталей из картона, проволоки, природного материала. Какие же задачи решаются средствами конструирования:
- конструирование букв по образцу: учить анализировать букву – образец, учить различать и подбирать необходимые детали и точно выполнять копию;
- конструирование букв по заданным условиям: учить преобразовывать образец с учетом заданного одного или двух условий - изменение величины, цвета, материала, пространственного расположения элементов;
- конструирование букв по замыслу: учить реализовывать свою идею, выбора материала.
Старшие дошкольники овладевают различными техниками: изображения в рисовании, лепке, в работе с бумагой. В этих видах деятельности формируются зрительно пространственные представления, зрительно-моторная координация, моторика рук, без которых невозможно освоение печатного и рукописного шрифта.
Рисуя, дошкольник учиться:
- ритмично наносить штрихи, мазки;
- проводить линии в разном направлении;
- закрашивать рисунки (буквы), не выходя за пределы контура;
- проводить узкие линии, всей кистью проводить широкие мазки, ставить точки концом кисти;
- изменять направления движения руки для достижения результата;
- регулировать силу нажима.
Работая с бумагой дошкольник:
- овладевает приемами вырезания;
- использует способ обрывания бумаги;
- разрезает ножницами квадрат и прямоугольник по диагонали;
- вырезает круг и овал из квадрата и прямоугольника;
- делает косые срезы; владеет способами вырезания симметричных фигур.
При лепке ребенок овладевает следующими приемами:
- пользоваться стекой;
- лепить из целого куска;
- владеть приемами оттягивания части от основы;
- приемами защипывания края формы, вдавливания пальцем поверхности, примазывания.
Для овладения техникой письма необходимо научить ребенка осуществлять тонко координированные ручные действия под контролем зрения, формировать у него зрительно-двигательную координацию движений.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму:
- простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
- нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
- существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
- положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
- определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Дошкольник, будущий ученик, начинает осваивать новое средство познания – грамоту, чтение и письмо. Родители и учитель часто жалуются на нежелание детей читать и писать, на низкое качество письма: «Строчки не видит», интервалов между буквами не соблюдает, да и буквами не назовешь эти бесформенные каракули…»
Письмо первоклассника – продукция (плохая или хорошая), работа мелких мышц руки, руководящих мозгом. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука первоклассника – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должны повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка – дошкольника можно и нужно развивать. Это первейшая забота педагогов МДОУ и родителей, которые готовят детей к школе.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский
ЛИТЕРАТУРА
- Агапова И., Игры с пальчиками для развития речи», М.: Лада, 2011
- Лифиц Е.А. Развитие речи, движений и мелкой моторики: комплексные занятия: практические пособия, М.: Айрис-пресс, 2010
- Новотворцева Н.В. первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов, Спб.: КАРО, 2005
- Новотворцева Н.В. Обучение письму в детском саду, Ярославль: ООО «Академия развития», 2012
- Федосова Н.А. Буквица. Обучение чтению письму: учебное пособие для учащихся 1 класса, М.: Владос, 2001
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002245, штрих код (№ квитанции) 62502669050018 Дата отправки 12 декабря 2013 г.