Роль экспериментирования в развитии детей младшего возраста |
ср., 23.11.2011 |
Автор:
Ярославцева Галина Васильевна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад №45" г.Тобольска
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В познавательной деятельности, путем экспериментирования, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Работа с детьми младшего возраста направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В этом возрасте детям интересно всё. Необходимо подготовить соответствующий материал – тематические альбомы: фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда, одежда; познавательные книги о растениях, животных, о городе, в котором живут. Оформить коллекции: бабочек, часов, семян разных растений, шишек, перышек, тканей, бумаги. Любят дети экспериментировать с различным материалом, в процессе изучают их свойства (мягкий – твердый, гладкий - шероховатый, стучит-мнется, тонет - не тонет, холодный – теплый и др.).
Во время купания дайте детям игрушки: пластмассовые, деревянные, металлические и др. Понаблюдайте за ними с детьми, как игрушки ведут себя в воде. Расскажите из какого материала они сделаны, выявите причину почему одни тонут, а другие плавают.
Во время шитья рассмотрите разные ткани, определите наощупь какие они (гладкие, мягкие, шероховатые и т.д.). Для этого можно использовать игру «Чудный мешочек». Дети с удовольствием опускают руку в мешочек и наощупь определяют название предмета и называют его качества.
Во время прогулки поиграйте с детьми в песочнице. Постройте замок из песка. Задайте детям вопрос: «Почему из сухого песка нельзя ничего построить, а из сырого можно?» Если ребёнок затрудняется ответить, помогите ему, задавая при этом наводящие вопросы.
Мыслительные игры: «Подбери перышко петушку», «Парные картинки», «Подбери по цвету», «Найди пару», «Картинки – путаницы», «Лото» и др. помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развивают воображение и служат средством порождения большого количества оригинальных идей.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиком, ладошкой, щеткой, тычками, воздухом через соломинку и т.д.). Дети фантазируют, создают свою картину. Самыми любимыми играми детей младшего возраста являются игры: с лупами, зеркальцами, сосудами с отверстиями (откуда выливается вода), с контейнерами (где дети ищут зверушек, узнают запахи цветов и фруктов), с бросовым материалом (шнурки, ленточки, прищепки, перышки, пробки, липучки, пуговицы, семена). Вечером, во время просмотра фильма, дайте детям старые пуговицы, крышки от бутылок, шнурки – пусть экспериментируют. Помогите им сделать цветочек, дорожку, мячик, домик, грибок, чашечку и т.д. Эти игры расширяют кругозор, развивают у детей любознательность, тактильные ощущения, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, развиваются любознательными и самостоятельными. Но для этого им необходима помощь взрослых, которые помогут, подскажут, будут инициаторами. Ведь родители для детей – это пример всегда и во всем.
Экспериментируйте, исследуйте вместе с ребенком, и ваш ребенок познает мир таким, каков он есть и будет развитым, полноценным и интересным человеком.