Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника

  сб., 15.08.2009

Объем коммуникативных навыков это то количество  знаний  и умений, которое необходимо ребенку,  для успешного взаимодействия его со сверстниками и взрослыми.

Есть модели поведения и соответствующие им некоторые речевые шаблоны, которые люди используют в определенных ситуациях, их количество и применимость и определяет объем коммуникативных навыков общения старшего дошкольника. 

Приветствие. Специальные слова, которые используются при встрече: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» Приветственные жесты: легкий поклон, кивок головы, улыбка).

Прощание. Слова и жесты, которые мы используем расставаясь: «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи» В ответ на прощание точно также принято прощаться.

Обращение. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Позвать, обратиться по имени: «Сережа!», Если имя неизвестно, есть варианты: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Жестами: подойти близко к человеку, войдя в его личную зону, посмотреть подольше прямо на него, подергать за рукав, (знать к кому обратиться на «ты», а к кому на «вы»).Ребенок должен уметь отзываться  на обращение: «Да?/что?/Слушаю».

Просьба о помощи, поддержке, услуге. Когда у ребенка что-то не получается, уметь подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это выгоднее, чем злиться, плакать или молча страдать и при этом ждать, что другой ему поможет, оценив по достоинству героизм усилий. «Пожалуйста, подержите дверь в подъезд, я не могу завезти велосипед», «Разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь»

 

Оказание помощи, поддержки, услуги. Если ребенка просят о помощи, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность. Говоря «Спасибо», ребенок показывает эти свои теплые чувства благодетелю. Хорошо когда ребенок свободно может сформулировать оценочное суждение: «Спасибо вам, тетя Ира, за вашу интересную сказку». Иногда благодарность выказывают улыбкой, добрым взглядом, кивком головы или поклоном, - хорошо, если ребенок может распознавать эти жесты как благодарственные.

Принятие благодарности. Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что», - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности  может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

 Извинения. Слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно. Жесты и мимика должны быть соответствующими.

Принятие извинения. Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать отношения. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раз…» Если ребенок не чувствует, что готов простить обидчика, он может сказать об этом: «Я очень обижен, это слишком серьезно».

Вот некоторые модели поведения, принятые в обществе, которые должны быть сформированы у ребенка к моменту перехода его в школу.

Автор: из архивов Осьмаковой М.В.

Поделиться
Просмотров: 2802
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.