Авторское дидактическое пособие «Изучаем космос. Развиваем речь»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширение представлений детей о космосе.
Задачи:
1. Актуализировать и пополнить словарь на тему «Космос»;
2. Дать представление о строении солнечной системы, упражняться в согласовании числительных и имен существительных (Например: «Земля – третья планета от Солнца»);
3. Закрепить в речи предлоги (над, под, между);
4. Формировать пространственные представления (выше, ниже, слева, справа);
5. Развивать мелкую моторику, точность и координированность действий;
6. Развивать слуховую, зрительную память и внимание;
Пособие включает в себя два независимых макета.
Макет №1 «Космос. Строение солнечной системы»
В данном пособии мы видим наглядное строение Солнечной системы, с орбитами каждой планеты. На каждой орбите есть место для крепления планеты. В комплект входят миниатюры планет.
Пособие может использоваться для демонстрации и изучения строения Солнечной системы и для самостоятельной деятельности детей.
Макет №2 «Космос. Изучение предлогов».
На данном макете мы видим 12 мест для крепления предметных карточек со словами, относящимися к лексической теме (входят в комплект).
Предлагается назвать каждый предмет на карточках и приклеить его в заданное педагогом место. Например «Прикрепи ракету в правый верхний угол». Затем, мы можем предложить прикрепить следующую карточку слева от ракеты или под ракетой. Таким образом, проговаривая,мы развиваем связную речь дошкольников, наполняем их речь предлогами, развиваем пространственные представления и пополняем словарный запас.
Возможен обратный сценарий. Когда ребенок сам вбирает, куда он прикрепит карточку. В этом случае он составляет предложение, например «Я прикреплю космонавта над спутником».
Также, данное пособие можно использовать для развития зрительной памяти и внимания. Ребенку предлагается отвернуться и педагог убирает одну из карточек. Задача ребенка – назвать, чего не стало (здесь ребенку нужно не только запомнить все карточки и назвать ту, которую убрали, но и образовать родительный падеж имени существительного «…нет космонавта»). Уровень сложности и количество карточек подбирается индивидуально.
Еще один вариант использования пособия – для развития слуховой памяти. Среди разложенных на столе карточек, ребенку предлагается найти 2-3-4(на усмотрение педагога) заданных педагогом карточек. Задача ребенка – найти их и прикрепить на макет в той последовательности, в которой их назвал педагог.
Для развития связной речи пособие можно использовать для составления коротких рассказов и предложения и заданных слов. Например «Космонавт надел свой космический скафандр и полетел на ракете в космос. В космосе он увидел Луну, комету и метеорит».
Таким образом, пособие является многофункциональным и позволяет решать ряд задач по речевому развитию на занятиях с детьми из логопедической группы. Но может использоваться и в общеобразовательных группах. Возрастная категория – дети дошкольного возраста, без уточнения группы, поскольку в зависимости от способа использования, пособие будет актуально на занятиях с детьми как младших групп, так и в подготовительной.
Видеоролик с фрагментом педагогического мероприятия с детьми:
Уважаемые конкурсанты и гости!
С 12 по 14 апреля 2021года состоялось онлайн-голосование за приз зрительских симпатий региональной методической выставки-конкурса «Современная образовательная среда детского сада». Результаты голосования >>>.
Победителей, занявших Гран-при, I, II, III призовые места определило профессиональное жюри по сумме полученных баллов. Все участники конкурса, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участника. Подробнее >>>
Очень интересная подача, методика доступна данному возрасту детей, увлекает их в мир мосмоса, развавает интелект. Доступно для применения в домашних условиях. Обязательно воспользуюсь. Автору желаю профессиональных успехов и победы в конкурсе.