Автор– составитель::
Петрова Елена Алексеевна,
воспитатель высшей категории
МАДОУ д/с №122 города Тюмени
Пояснительная записка
Иллюстрация к литературному произведению – одно из средств, воспитывающее у детей любовь к книге, интерес к рисункам. Иллюстрация помогает глубже почувствовать и понять литературное произведение, расширить круг представлений.
Большое место занимает иллюстрация в познавательной деятельности детей. Через иллюстрацию дети узнают мир. Кроме этого, иллюстрация является прекрасным средством для развития речи дошкольников. Рисунки в детской книге исполняются художниками просто, чётко и ярко, они понятны по сюжету, впечатляющие, в них много динамических деталей, наиболее полно характеризующих образ. Всё это является поводом для активизации речи, для развития связной речи. Вот почему так важно знакомить детей с иллюстрациями в детских книгах и их авторами. В наше время это особенно важно.
Знакомству с творчеством художников – иллюстраторов детской книги в детском саду уделяется недостаточно времени, хотя это важно для развития детей, поэтому, взяв эту тему для ряда игр можно пополнить запас не только своих знаний, но и знаний детей.
Предлагаемые нами игры позволят расширить и систематизировать представления детей о книжной графике, а именно познакомят детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, Е Чарушина, В. Сутеева, Е. Рачёва.
Игры рассчитаны для детей возраста 4-7 лет и могут быть использованы как в детских садах, так и дома.
НАСТОЛЬНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ЛОТО»
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет для ознакомления детей с книжной графикой
Игра
-знакомит детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина;
-развивает у детей умение видеть индивидуальную творческую манеру того или иного художника;
-развивает интерес к книжной графике.
Игровое задание
Игроки должны правильно и быстро заполнить большие игровые карты
Правила игры
Подобрать картинки к большим карточкам, назвать произведение и художника иллюстратора, иллюстрировавшего его
Ход игры:
Каждый участник игры берёт себе одну большую карту. Маленькие карточки ведущий перемешивает и складывает в коробочку. Затем он достаёт из коробки карточку и, показывая её играющим, спрашивает: «Кому нужна карточка с этой иллюстрацией?»
Играющий, у которого на большой карте есть картинка с этой иллюстрацией, говорит, например: «Эту иллюстрацию рисовал Ю. А. Васнецов, она на моей карте». Он получает от ведущего карточку и закрывает ею рисунок на своей карте.
Если играющий не смог правильно назвать художника или не заметил иллюстрацию на своей карте, ведущий называет художника сам, а карточку кладёт обратно в коробку. Затем он достаёт из коробки другую карточку, показывает её играющим и опять спрашивает: «Кому нужна карточка с этой иллюстрацией?», - и так далее. Выигрывает тот, кто первым закроет все иллюстрации на своей карте.
НАСТОЛНАЯ ИГРА «ДОМИНО 1»
Игра предназначена для детей 4– 7 лет для ознакомление детей с устным народным творчеством, с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова.
Игра
-знакомит детей с русскими народными потешками, развивает связную речь;
-знакомит детей с творчеством Ю. А. Васнецова.
Игровое задание
Составить дорожку из карточек с иллюстрациями Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
Правила игры
Подобрать иллюстрацию, рассказать потешку.
Ход игры
На первом этапе выбирается ведущий – тот, кто сделает ход первым. Выбрать такого игрока можно с помощью считалки. Затем игрокам раздаётся по семь карточек, остальные откладывается в общую кучку. Ведущий делает первый ход – кладёт одну из своих карточек на стол. Остальные игроки по очереди подкладывают свои карточки так, чтобы продолжить дорожку, составляя пары из одинаковых картинок.
Если подходящей карточки для того, чтобы продолжить дорожку, у игрока, чья очередь ходить, нет, он должен взять картинку из общей кучки. Выигрывает тот, кто быстрее остальных избавится от своих карточек, проигрывает тот, кто останется с карточками последним.
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ДОМИНО 2»
Игра предназначена для детей 5–7 лет для ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина.
Игра
-знакомит детей с творчеством Е. Чарушина
-развивает связную речь, расширяет словарный запас
Игровое задание
Составить дорожку из карточек с иллюстрациями Евгения Чарушина
Правила игры
Подобрать правильно карточку, назвать произведение или героя из него
Ход игры
На первом этапе выбирается ведущий – тот, кто сделает ход первым. Выбрать такого игрока можно с помощью считалки. Затем игрокам раздаётся по семь карточек, остальные откладывается в общую кучку. Ведущий делает первый ход – кладёт одну из своих карточек на стол. Остальные игроки по очереди подкладывают свои карточки так, чтобы продолжить дорожку, составляя пары из одинаковых картинок. При этом игрок должен назвать произведение Е. Чарушина или героя из этого произведения.
Если подходящей карточки для того, чтобы продолжить дорожку, у игрока, чья очередь ходить, нет, он должен взять картинку из общей кучки. Выигрывает тот, кто быстрее остальных избавится от своих карточек, проигрывает тот, кто останется с карточками последним.
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Игра предназначена для детей 4 – 6 лет для ознакомления детей с творчеством Ю. Васнецова
Игра
- развивает умение по образцу собирать целое из частей, развивает связную речь
Игровое задание
Собрать иллюстрацию
Ход игры
Предложить детям выбрать по одной иллюстрации Ю. Васнецова к сказке «Три медведя». Все разрезные картинки перемешать изображением вверх. По сигналу ведущего игроки начинают выбирать из общей кучки частички своего рисунка раскладывать их на иллюстрации (или вне её). Выигрывает тот, кто первым соберёт свою картинку.
Предложить ребёнку пересказать отрывок из сказки по своей собранной картинке.
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»
Игра предназначена для детей 5 – 6 лет для ознакомления детей с творчеством художника иллюстратора Е. Рачёва
Игра
-развивает внимание, зрительную память, расширяет словарный запас
-знакомит с творчеством Е. Рачёва.
Игровое задание
Собрать как можно больше парных картинок
Ход игры
Игроки по очереди открывают по две картинки. Если на картинках изображена одна и та же иллюстрация, игрок забирает их себе и открывает следующую пару. Если изображения не совпали – игрок кладёт их на место картинками вниз, а ход переходит к следующему игроку. Когда непарные картинки возвращаются на место, дети стараются запомнить, место иллюстрации. Игра заканчивается, когда разобраны все картинки. У кого пар окажется больше – тот и выиграл.
Литература, использованная для составления игр:
- Русские народные песенки, потешки, прибаутки. Радуга – дуга. М., «Росмэн», 1996
- Сказки и песенки из мультфильмов. Сказки – мультфильмы. М.,«Планета детства», 2003
- Тюпа, Томка и сорока. Е. Чарушин. Издательство «Мир Искателя», 2012
За эту работу отдано 0 голосов.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!