«Откуда ты пришла, филимоновская игрушка?» |
Авторы проекта:
Горюнова Наталья Валериевна,
Налимова Анна Игоревна,
Конощук Наталья Викторовна, воспитатели
Маслянского детского сада «Алёнушка»,
филиала МАОУ Маслянская СОШ, Сладковского района
Цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.
Задачи:
- Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;
- Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;
- Исследовать, какие цвета и символы используют при росписи игрушек и что они означают;
- Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;
- Научить расписывать игрушки.
Возраст детей: 5-6 лет.
Период реализации проекта: 2 недели.
ФИО, должность педагогов-участников проекта:Горюнова Наталья Валериевна,Налимова Анна Игоревна,Конощук Наталья Викторовна, воспитатели.
Численность детей: 15 , сотрудников: 5, родители воспитанников: 15.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Ожидаемые результаты:
- проявляют интерес к истории возникновения русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;
- лепят и расписывают изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной и игровой деятельности.
Художественные способы деятельности:музыкальный, художественно-речевой, изобразительный, театрально-игровой.
Новые понятия:филимоновская игрушка, гончар, свистуличница, синики, белила.
Формы реализации: беседа, наблюдение, рассматривание, рисование, непосредственная образовательная деятельность, рассказ, ИКТ, дидактические игры, раскрашивание, лепка игрушек из глины и их роспись.
Итоговое мероприятие: развлечение «Мы на ярмарке бывали».
Результаты проекта: выставка «Народные промыслы в быту», альбом алгоритм рисования «Филимоновские узоры», продукты творческой деятельности детей,д/игры «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», презентация «Филимоновская игрушка», папка – передвижка «История создания филимоновской игрушки», развлечение «Мы на ярмарке бывали».
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача. Готовясь к тематической неделе «Народная игрушка», в одном из журналов мы увидели и прочитали сказку об истории возникновения филимоновской игрушки. Сказка была на столько интересной и поучительной, что нам захотелось в такой необычной форме познакомить детей с этим народным промыслом. В нашей местностиглиняная расписная игрушка-свистулька большая редкость, поэтому мы решили как можно больше рассказать о ней.Так началась наша работа над проектом…
Перед собой поставили цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.
Для достижения цели проекта обозначили следующие задачи:
1.Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;
2. Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;
3. Исследовать, какие цвета и символы используют при росписи игрушек и что они означают;
4. Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;
5. Научить лепить и расписывать игрушки.
Для создания условий по расширению представлений о филимоновских игрушках использовали следующие формы работы с детьми: беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании; рассматривание элементов росписи; рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения; непосредственная образовательная деятельность; познавательные рассказы воспитателя; просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке; дидактические игры; раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек; рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек; лепка игрушек из глины и их роспись.
Для полного достижения поставленной цели в наш проект были вовлечены и родители воспитанников: проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки, помощь в организации развлечения «Мы на ярмарке бывали».
Наш проект осуществлялся в несколько этапов:
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- составление плана реализации проекта;
- оформление папки-передвижки «История создания филимоновской игрушки»;
- изготовление дидактических игр;
- создание презентации «Филимоновская игрушка».
Основной:
- ознакомление с историей промысла: в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высокий берег реки Упы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные: у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком;
- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки: особенностью колорита игрушки является использование жёлтых, красных, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых полосок. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы;
- составление орнаментов: роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек и треугольников. На основе полученных знаний дети составляли с начала простые орнаменты, а затем более сложные;
- роспись бумажных силуэтов игрушек: использование шаблонов с нанесением орнамента;
- лепка и росписьфилимоновских игрушек: лепка игрушек из глины и нанесение характерной росписи;
-организация непосредственно образовательной деятельности: «От куда ты пришла филимоновская игрушка?», «Составление рассказов о филимоновской игрушке», «Филимоновские цветы», «Узор на ковре», «Весёлый праздник», «Роспись филимоновской игрушки по выбору детей», «Составление орнамента на листе», лепка: «Филимоновская игрушка», «Сказка о мужике Филимоне и его игрушках», «Нарядное платье длясельской красавице» и др.
- игры (настольно-печатные, дидактические, музыкально-театрализованные): «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», «Карусель», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «Какой игрушки нестало», «Чудесный мешочек», «Платье для барышни», разрезанные картинки «Филимоновский орнамент» и др.
Итоговый:
- обобщение результатов работы: в результате проведения комплексной работы над проектом по приобщению детей к народным художественным промыслам, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, сформировался интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки;
-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;
- проведение развлечения «Мы на ярмарке бывали».
В результате работы над проектом дети изучили историю создания филимоновской игрушкии сделали неожиданный вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной. Изучили особенности росписи филимоновской игрушки, приобрели умение и навыки составления и нанесения филимоновского орнамента, освоили лепку игрушки из глины с характерными филимоновскими особенностями.
Детско-взрослая деятельность:
Детские работы:
Видеофрагмент деятельности детей:
Литература
- Вилюнова В. А. Филимоновская игрушка - М.: «Мозаика-Синтез», 2017г.;
- Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития» , 1998г.;
- Дорожин Ю. Г. Народное искусство – детям «Филимоновская игрушка» - М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.;
- Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О. Яковлева;
- Рогов А.П. «Книга о русском народном искусстве» - М.: «Современник», 1978г.;
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: «Высшая школа», 1992г.
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!
Н. Островский