«Откуда ты пришла, филимоновская игрушка?»

Авторы проекта:

Горюнова Наталья Валериевна,

Налимова Анна Игоревна,

Конощук Наталья Викторовна, воспитатели

Маслянского детского сада «Алёнушка»,

филиала МАОУ Маслянская СОШ, Сладковского района

Цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи:

  • Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;
  • Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;
  • Исследовать, какие цвета и символы  используют при росписи игрушек и что они означают;
  • Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;
  • Научить расписывать игрушки.

Возраст детей: 5-6 лет.

Период реализации проекта: 2 недели.

ФИО, должность педагогов-участников проекта:Горюнова Наталья Валериевна,Налимова Анна Игоревна,Конощук Наталья Викторовна, воспитатели.

Численность  детей: 15 , сотрудников: 5, родители воспитанников: 15.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Ожидаемые результаты:

- проявляют интерес к истории возникновения русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;

- лепят и расписывают изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной и игровой деятельности.

Художественные способы деятельности:музыкальный, художественно-речевой, изобразительный, театрально-игровой.

Новые понятия:филимоновская игрушка, гончар, свистуличница, синики, белила.

Формы реализации: беседа, наблюдение, рассматривание, рисование, непосредственная образовательная деятельность,  рассказ, ИКТ, дидактические игры, раскрашивание,  лепка игрушек из глины и их роспись.

Итоговое мероприятие: развлечение «Мы на ярмарке бывали».

Результаты проекта: выставка «Народные промыслы в быту», альбом алгоритм рисования «Филимоновские узоры», продукты творческой деятельности детей,д/игры «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», презентация «Филимоновская игрушка», папка – передвижка «История создания филимоновской игрушки», развлечение «Мы на ярмарке бывали».

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача. Готовясь к тематической неделе «Народная игрушка», в одном из журналов мы увидели и прочитали сказку об истории возникновения филимоновской игрушки. Сказка была на столько интересной и поучительной, что нам захотелось в такой необычной форме познакомить детей с этим народным промыслом. В нашей местностиглиняная расписная игрушка-свистулька большая редкость, поэтому мы решили как можно больше рассказать о ней.Так началась наша работа над проектом…

Перед собой поставили цель: формирование интереса к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Для достижения цели проекта обозначили следующие задачи:

1.Создать условия для расширения представлений о филимоновских игрушках;

2. Узнать, как делали игрушки в старину и делают ли их в наше время;

3. Исследовать, какие цвета и символы  используют при росписи игрушек и что они означают;

4. Проследить где в быту встречаются «филимоновские мотивы»;

5. Научить лепить и расписывать игрушки.

Для создания условий по расширению представлений о филимоновских игрушках использовали следующие формы работы с детьми: беседы о филимоновских игрушках,  об особенностях узора, композиции, цветосочетании; рассматривание элементов росписи; рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения; непосредственная образовательная деятельность; познавательные рассказы воспитателя; просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке; дидактические игры; раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек; рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек; лепка игрушек из глины и их роспись.

Для полного достижения поставленной цели  в наш проект были вовлечены и родители воспитанников: проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки, помощь в организации развлечения «Мы на ярмарке бывали».

Наш проект осуществлялся в несколько этапов:

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки-передвижки «История создания филимоновской игрушки»;

- изготовление дидактических игр;

- создание презентации  «Филимоновская игрушка».

Основной:

- ознакомление с историей промысла: в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высокий берег реки Упы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.     Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные: у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки: особенностью колорита игрушки является использование жёлтых, красных, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых полосок. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы;

- составление орнаментов: роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек и треугольников. На основе полученных знаний дети составляли с начала простые орнаменты, а затем более сложные;

- роспись бумажных силуэтов игрушек: использование шаблонов с нанесением орнамента;

- лепка и росписьфилимоновских игрушек: лепка игрушек из глины и нанесение характерной росписи;

-организация непосредственно образовательной деятельности: «От куда ты пришла филимоновская игрушка?», «Составление рассказов о филимоновской игрушке», «Филимоновские цветы», «Узор на ковре», «Весёлый праздник», «Роспись филимоновской игрушки по выбору детей», «Составление орнамента на листе», лепка: «Филимоновская игрушка», «Сказка о мужике Филимоне и его игрушках», «Нарядное платье длясельской красавице» и др.

- игры (настольно-печатные, дидактические, музыкально-театрализованные): «Собери игрушку», «Подбери узор для игрушки», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», «Карусель», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «Какой игрушки нестало», «Чудесный мешочек», «Платье для барышни», разрезанные картинки «Филимоновский орнамент» и др.

Итоговый:

- обобщение результатов работы: в результате проведения комплексной работы над проектом по приобщению детей к народным художественным промыслам, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, сформировался интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки;

- проведение развлечения «Мы на ярмарке бывали».

В результате работы над проектом дети изучили историю создания филимоновской игрушкии сделали неожиданный вывод, что удлиненные пропорции фигурок объясняются природными свойствами местной глины, жирной и пластичной. Изучили особенности росписи филимоновской игрушки, приобрели умение и навыки составления и нанесения филимоновского орнамента, освоили лепку игрушки из глины с характерными филимоновскими особенностями.

Детско-взрослая деятельность:

 

Детские работы:

 

Видеофрагмент деятельности детей:

 Литература

  1. Вилюнова В. А. Филимоновская игрушка - М.: «Мозаика-Синтез», 2017г.;
  2. Горячева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем  из  глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития» , 1998г.;
  3. Дорожин Ю. Г. Народное искусство – детям «Филимоновская игрушка» - М.: «Мозаика-Синтез», 2016г.;
  4. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О. Яковлева;
  5. Рогов А.П.  «Книга о русском народном искусстве» - М.: «Современник», 1978г.;
  6. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: «Высшая школа», 1992г.

 

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 42
Иван Кайнов 18.03.2019 21:34 #
Давно следим за опытом работы коллег из Сладковского района. Отмечаем содержательную логику, методический уровень и воспитательную ценность таких занятий. Поддерживаем коллег от имени Совета молодых педагогов Тюменской области.
Елена 18.03.2019 23:08 #
Молодцы
Дарья 18.03.2019 23:31 #
Здорово!
Светлана 19.03.2019 00:08 #
Нравится!!! Молодцы
Любовь 19.03.2019 00:13 #
Нравится!!!молодцы!!!
татьяна 19.03.2019 00:15 #
нравится
Гелена 19.03.2019 00:27 #
Молодцы! Нравится!
Вероника 19.03.2019 00:35 #
Нравится
ирина 19.03.2019 00:36 #
нравится
ИРИНА 19.03.2019 01:47 #
НРАВИТСЯ
Елена 19.03.2019 08:37 #
Нравиться
Юлия 19.03.2019 09:19 #
Нравится!
Анна 19.03.2019 10:25 #
Евгения 19.03.2019 14:02 #
Нравится
Татьяна 19.03.2019 15:01 #
Очень здорово! Умнички
Людмила 19.03.2019 15:20 #
Молодецы, очень нравится
Анна 19.03.2019 16:03 #
Нравится
АНДРЕЙ 19.03.2019 18:25 #
ЗДОРОВО И КРАСИВО
Елена 19.03.2019 18:33 #
Здорово!!!
VLADIMIR 19.03.2019 18:55 #
Творчество наших малышей будующее России
Надежда 19.03.2019 21:12 #
Отличная работа воспитателей и детей!
Наталья 19.03.2019 21:25 #
Молодцы!
Елена 19.03.2019 21:29 #
Хорошо.
людмила 19.03.2019 21:51 #
нравится
Татьяна 19.03.2019 21:59 #
Нравится
нина 19.03.2019 22:27 #
молодцы
Валентина 19.03.2019 22:55 #
Очень нравится!
Надежда 19.03.2019 23:17 #
Нравится,молодцы
Ольга 19.03.2019 23:19 #
На видео была моя племяшка Виктория Кремзаль.
Оксана В. 20.03.2019 00:35 #
"Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд."
Н. Островский
Галина 20.03.2019 01:15 #
Молодцы, нравится.
Елена 20.03.2019 08:15 #
Молодцы
Данилова Ольга 20.03.2019 10:24 #
Нравится
Дарья 20.03.2019 19:04 #
Работа очень оккуратна, красиво. МОЛОДЦЫ!
Дарья 20.03.2019 19:08 #
Нравиться очень. Молодцы!
Владимир 20.03.2019 21:08 #
Нравиться ,молодцы
Саша боев 20.03.2019 22:01 #
Молодцы детки!!!
Елена 20.03.2019 22:21 #
Нравиться очень
Виолета 20.03.2019 22:45 #
Нравится!
Ирина 21.03.2019 00:54 #
Нравится!
Инна 21.03.2019 00:54 #
Молодцы! Нравится!
Виталий 21.03.2019 16:21 #
Нравиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6165
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.