«Спасовки» |
сб., 16.07.2011 |
Богданова Любовь Борисовна, Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. МАДОУ «Детский сад №38» г. Тобольска. |
Традиции нашего детского сада
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно-эстетическое. Поэтому, ежегодно в конце лета в нашем детском саду проходят Спасы: медовый, яблочный и ореховый. Формы проведения праздников каждый год меняются: театрализованное представление, вечера народного творчества, посиделки и др.
Активное участие в праздниках принимают как воспитанники и сотрудники детского сада, так и родители, и профессиональные артисты.
Данные мероприятия способствуют распространению семейных , народных традиций, формированию культурного наследия народа, совершенствования уважения к нему и, конечно же, сплочению семьи.
Вашему вниманию предлагается один из вариантов проведения такого праздника.
«Спасовки»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Цель: Формирование народной культуры дошкольников, совершенствование уважения к культурному наследию народа.
Задачи:
- обеспечить оптимальные условия для раскрытия творческих способностей детей в эмоционально-игровой форме;
- формировать интерес к народным традициям через различные виды музыкально-игровой деятельности;
- обеспечивать положительные эмоции, естественное и непринужденное сотворчество детей и родителей в процессе совместной деятельности;
- воспитывать любовь к родному краю, к русским традициям.
В оформлении зала используются изображения цветов, насекомых, деревьев.
Действующие лица:
Хозяюшка - взрослый ( родитель)
Пчелка
Дети
Белочка
Ход развлечения:
Звучит р.н.м. «Барыня» (прил. № 1), входит Хозяюшка.
Хозяюшка: Гостей-то, гостей, со всех волостей.
Много гостей – много и новостей.
Здравствуйте, дорогие гости! Вот уже идёт последний летний месяц – август. В августе по народному календарю тоже есть праздники, а называются они – Спасовки. Первый спас – медовый, второй – яблочный, а третий - ореховый. На медовый спас все пробуют первый мёд. А кто же приносит сладкий ароматный мёд?
Дети: Пчёлы.
Хозяюшка: Правильно, пчёлы!
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
На зелёные кусты.
Под музыку появляется Пчёлка, исполняет танец-импровизацию, в руках – цветок со съёмными лепестками.
Пчёлка: Угощу вас сладким мёдом, если отгадаете мои загадки (подает хозяюшке цветок).
Хозяюшка предлагает родителям «срывать лепестки» и загадывать детям загадки, находящиеся на каждом лепестке:
1. Маленький домик, острые стрелы
Жители жужжат, домой спешат. (Пчёлы, улей)
2. В цветке - пахуч, в улье- тягуч,
А кто ест его, здоров и могуч. (Мёд)
3. Гудит мохнатенький,
Летит за сладеньким. (Шмель)
4. В лесу жил в избушке
Смешной толстячок,
С ним был неразлучен
Сосед – Пяточёк.
Читал он вопилки
Приятелю вслух.
Скажите скорее, кто он? (Винни-Пух)
5. У извилистой дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
Пчёлка: Молодцы ребята, отгадали все мои загадки, а мои подружки приготовили для вас сюрприз.
Девочки в костюмах пчёлок и цветов инсценируют песню «На пасеке», муз. Чичкова (Приложение №2). В конце песни Пчёлка дарит бочонок с мёдом.
Хозяюшка: Спасибо вам, трудолюбивые пчёлки! Ребята, а вы знаете, с каких растений пчелы собирают нектар для своего мёда?
Проводится игра «Назови цветок». Команда родителей и детей по - очереди называют цветы, команда назвавшая цветок последней – побеждает.
Хозяюшка: Молодцы, ребята, сколько цветов вы знаете! Пришло время и пчелам полетать вокруг цветов (игра «Пчёлы»). Разбиваемся на две команды. (Первый ребенок говорит «пчела», второй «цветок» и т.д. ). Разбившись на команды, «Пчёлы» собираются в тесный кружок, «Цветы» - вокруг них. С началом песни « Цветы» водят хоровод вокруг «Пчёл», поют. Затем «Цветы» разбегаются, а «Пчёлы» их ловят. Пойманным говорят: «Замри». Когда все пойманы, меняются ролями. (Приложение №3)
Хозяюшка: И снова загадка:
Круглое румяное
С ветки упало,
К нам на стол попало. (Яблоко)
Поспели яблоки в саду, как раз к Яблочному спасу. Поскрипывает тугое яблочко, ароматно пахнет яблочный лист, да об этом лучше песня расскажет. Мы её споём с вами и чтобы не засиделись, хороводом пойдём, что мы будем делать, то и вы повторяйте.
Песня-хоровод «Яблочко» (Приложение №4). Родители вместе с детьми водят хоровод (заранее не разучивается). В хороводе используются следующие движения: ходьба по кругу, сужение/расширение круга, «змейка», закручивание в центр «улиткой».
Хозяюшка: Сейчас мы займемся сбором урожая яблок.
Проводится игра «Перевези урожай».
Хозяюшка: Кончил дело – гуляй смело!
Музыканты, выходите,
Всех гостей повеселите!
Оркестр шумовых инструментов исполняет русскую народную мелодию по выбору музыкального руководителя.
Хозяюшка: Ребята, послушайте ещё одну загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Под песню «Белка» (Приложение №5) входит Белка с корзиной шишек и исполняет танец.
Белка: Я всё спешу, спешу, спешу,
Грибочки на зиму сушу,
Орешков делаю запас.
Хозяюшка: Молодец Белочка, ведь в августе идёт ореховый спас, и ты вовремя делаешь запасы.
Игра «Помоги Белке собрать шишки в корзинки».
Хозяюшка: Белочка, повеселись с нами.
Исполняется любая знакомая парная пляска.
Хозяюшка: Подарил нам месяц август щедрые подарки: наливные яблочки, душистый мёд, вкусные орешки. А ваши мамы приготовили из них чудесные угощения.
(5-6 мам вместе с детьми делают презентацию кулинарных «шедевров», приготовленных из яблок, меда, орехов).
Хозяюшка вносит самовар:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою:
Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара,
С ореховым печеньем,
С яблочным вареньем,
С пряничками медовыми,
Будем все здоровы мы!
Хозяюшка приглашает детей на чаепитие.
Литература:
1. Мерзлякова С. И., Мерзлякова Т.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Наш весёлый хоровод: Учебно-метод. пособие: В 3 вып. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002. – Вып. 1.
2. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития. 1996. – 240 с., ил.
Приложение: 2 фонограммы, нотный материал на 3 листах.
Фотогалерея:
Для запуска слайд - шоу нажмите на одну из фотографий
Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»: