Логопед + наука = речь! |
чт., 23.10.2025 |
Данный материал участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве.
Коррекционное занятие — это не только уроки и строгие рамки методик, но и простор для творчества и любопытства. Чтобы сделать изучение звуков, развитие речи и постановку правильного произношения интересными и запоминающимися, логопеды нередко применяют необычные методы и подходы. Один из таких подходов — включение экспериментов в логопедические занятия. Артикуляционная гимнастика: «Заколдованные картинки». Вводим элемент магии и тайны, прячем ламинированные картинки под слой бумажной салфетки. Волшебная вода из распылителя способна «расколдовать» картинку: когда ребенок распыляет воду на салфетку, она намокает, и картинка чудесным образом проявляется на глазах. Распылитель можно заменить на кисточку, пипетку. Этот прием можно использовать и на других этапах автоматизации звуков, повышая интерес и эффективность занятия.

Выработка сильной воздушной струи:
«Буря в стакане». Правильная сила воздушной струи необходима для правильного произношения некоторых звуков. Вместо традиционных упражнений (надувания шаров или задувания свечи), можно устроить небольшое шоу. Наполняем стакан водой, добавляем жидкое мыло и предлагаем ребенку подуть в трубку, погруженную в стакан. Буря пены поднимается вверх, наглядно демонстрируя мощность дыхания и придавая процессу особый эффект. Одновременно ребенок фиксирует внимание на звуке и ассоциирует силу воздушного потока с конкретной задачей. Какой же здесь научный эксперимент? Просим дотронуться до мыльных пузырей сухой рукой- они лопаются, а если еще раз дотронуться до пузырей, но мыльной рукой, то эффекта исчезновения не будет. Так же берем пену и сдуваем с ладошки. Поднимаем настроение и играем с этой пеной.

Автоматизация звука: «Пересыпушки». Этот эксперимент удачно объединяет физические принципы и речевую деятельность. Берем два одинаковых стакана и насыпаем в один из них сыпучее вещество (песок, манку, сахар), у нас были цветные кристаллы. Пересыпаем содержимое из одного стакана в другой, обращая внимание на звук пересыпаемого вещества. Вместе с детьми прислушиваемся к шуму если сыпать быстро и медленно, то меняется звук. Параллельно автоматизируем нужный звук, произнося слоги или слова при пересыпании.
«Какие предметы плавают?» Знакомим ребенка с законами физики. Перед ребенком емкость с водой и различные предметы разной плотности и массы. Просим ребенка предугадать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности. Проверяя предположения, закрепляем произношение автоматизируемых звуков и учим ребенка мыслить логически. Проговаривая слоги и слова, извлекая предметы из воды специальным приспособлением (пинцетом, ложкой или миниатюрным снежколепом), дети незаметно достигают поставленных логопедических целей.

«Какой корабль переживет шторм?»
Проверьте, какая лодка сможет выдержать испытание водой. Исследуем поведение бумажной, пластмассовой и пенопластовой лодок, положив на борт груз. Это поможет изучить свойства материалов и укрепить навыки автоматизации звуков. Например, загружаем груз и говорим: «В лодке плывёт лось». Дополнительно развиваем координацию рук, учась аккуратно загружать груз, чтобы он не упал в воду.
В этой игре сделали вывод: все лодки выдержали груз, но бумажная сможет отправится в следующее плавание только после сушки, бумага намокла и дно стало прозрачным.

Логопедические занятия, дополненные экспериментами, — это эффективный инструмент для развития речи, памяти, логического мышления и творческого потенциала детей. Речевые проблемы решаются значительно проще и быстрее, когда обучение принимает яркий, увлекательный и запоминающийся характер
Автор:
Воробьёва Елена Владиславовна,
учитель-логопед МАУДО «Сорокинский ЦРР – детский сад №1»
Использован материал:
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0021963, диплом № 06563
Скачать: https://disk.yandex.ru/d/lTBM4xnm5FAQ1g
ВНИМАНИЕ! Персональные документы хранятся месяц, затем удаляются с виртуального диска


