«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание |
пн., 30.12.2024 |
Составитель:
Господарова Анжелла Михайловна
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 65» г. Тюмени
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, с речевыми играми в которые полезно играть с ребёнком дома;
- Способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- Воспитывать культуру общения;
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Участники: Родители обучающихся, воспитатели.
Материал и пособия: ручки и карточки на каждого родителя.
Аппаратное обеспечение:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Использование технологий:
Использование презентации для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
1. Разработка сценария.
2.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
3.Оформить презентацию для родителей «В детском садике играем, нашу речь мы развиваем».
4. Распечатать памятки для родителей: «Развитие речи детей», «Советы родителям».
Ход мероприятия
1 часть: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Речь - это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и со сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня.
Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
( ответы родителей)
Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
(Родителям раздаются листы бумаги, на которых они пишут свои заметки, затем все должны предложить всевозможные решения)
Уважаемые родители, как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
-Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности.
Просмотр презентации
«В детском садике играем, нашу речь мы развиваем»
Слайд 1 « Пальчиками играем – речь развиваем»
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развиваем речь и мелкую моторику.
Слайд 2 «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!»
В течение дня играем в подвижные игры, проводим физкультминутки, уделяем внимание дыхательной и пальчиковой гимнастике. Очень любят наши дети играть в игры, где их кто-то догоняет «Гуси - Лебеди», «У медведя во бору».
Слайд 3 « Скажи, что ты слышишь?»
Игры на развитие фонематического слуха – это восприятие неречевых звуков (звуки природы, бытовых предметов, музыкальных инструментов и т.д)
Слайд 4 Упражнение на дыхание « Подуем на листочек»
Учимся правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек:дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, можно дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик.
Слайд 5 « Выложи по образцу»
Игры с палочками Кюзенера и крупами развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи.
Слайд 6 « Расскажем и покажем сказку»
Театрализованная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Используя куклы невозможно играть молча, поэтому театрализованные игры способствует развитию речи.
Слайд 7 « Веселые карандаши»
Рисование- это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Слайд 8 «Игровая деятельность»
Дети с удовольствием играют в дидактические и развивающие игры. Овладевая навыками сюжетно-ролевыми играми,дети переносят знакомые действия в игру.(Врач – лечит, шофер – водит машину, парикмахер – подстригает и т.д.)
2 часть
Игра-путешествие в страну «Развитие речи»
(На каждой станции, воспитатель проигрывает материал с родителями)
1.Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, большая, желтая и т.д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать друг друга, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная».
(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3. Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Поиграем в сказку пальчиками «Курочка Ряба» (выполняем вместе с родителями).
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). И была у них курочка Ряба (постучите указательным пальцем по столу). Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики), да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») - не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»), да не разбила.Мышка бежала(пробегите всеми пальцами правой руки по столу), хвостиком махнула(помашите указательным пальцем), яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).Дед плачет(закройте лицо руками), баба плачет (закройте лицо руками),а курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое).
3. Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения) Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается, говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп ,уп , уп – мама варит суп.
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы.
Жа- жа –жа есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу молоко дадим ежу.
4. Станция «Наши руки не знают скуки»
Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», (предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту жмём, жмём (пальчики сжимаем и разжимаем)
«Замок».
На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения двух рук в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Покрутили (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны).
Пальчиковые игры с предметами:
С платком «Медведь»
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
С колючим массажным мячиком.
Можно катать мячик в руках, перекладывать мячик из рук в руки, сжимать в руках его. А можно в стихотворной форме, например:
«Веселый счет».
«Ежик» в руки нужно взять,
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Итог родительского собрания:
Уважаемые родители, как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас? (Высказывания родителей).
Да, очень много существует способов развития речи у детей. Советуем вам чаще заниматься со своими детьми, больше разговаривать с ними, отвечать на вопросы, задавать вопросы. Также не забывайте составлять рассказы по картинкам, и чаще читайте детям книги.
На этом наше родительское собрание заканчивается. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.
Решение родительского собрания:
1. Использовать в семье теоретический и практический материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования речи у детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию речи в детском саду и дома.
Считаем, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием.
Список источников:
- Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
- Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.5.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.6.
- Нищева Н.В. Дидактический игровой материал серии «Играйка»7.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.8.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
интернет-ресурсы:
https://tagara.krsksad.ru/?section_id=730&ysclid=m5a10lj9m5154129231
https://660001468.есимп.рф/upload/7389/files/16/77/167792b883a617772df1153bf6ad7371.pdf
https://660001468.есимп.рф/upload/7389/files/16/77/167792b883a617772df1153bf6ad7371.pdf
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021279
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf