Совместное мероприятие родителей с детьми «Путешествие в сказку» |
пн., 10.06.2024 |
Составитель:
Погадаева Елена Анатольевна
воспитатель высшей категории
МДОУ детский сад "Морошка"
Ямало - ненецкий автономный округ,
село Красноселькуп
Сказкотерапия как средство формирования развития речи у младших дошкольников с использованием мнемотаблиц и песочной терапии
Цель: содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащение словаря у детей 3-4 лет.
2. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Развивающие:
1.Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.
2.Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.
3. Развитие представления об окружающем мире.
4. Развитие традиций семейного чтения.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
2. Воспитание интереса к книгам и их рассматриванию.
3. Воспитание любви к художественной литературе.
Методы и приёмы
Оборудование: мяч, мешочки 2 шт., фигурки животных и куклы би – ба бо по сказкам «Теремок», «Колобок», презентация «Мнемотаблицы», карточки со сказками: «Курочка ряба», «Кот, петух, и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Смоляной бычок», «Лисичка сестричка и волк»; волчок, кинетический песок, камешки марблс, фигурки животных.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитательные, образовательные, психотерапевтические и коррекция поведения. В нашей группе это тема самообразования, поэтому мы решаем воспитательные и образовательные задачи и используем как средство формирования развития речи у младших дошкольников с использованием мнемотаблиц и песочной терапии. Работа проводилась по русским народным сказкам в свободной деятельности и в занятиях по речевому развитию. Курсы пройдены по сказкотерапии в 2015 году, приобретен материал, в который входят диски с аудиосказками, игрушка и книжки. Но больше использовался материал как педагога –психолога, в этом учебном году решили использовать для развития речи по сказкотерапии, так как тенденция такая, что с каждым годом речь детей всё хуже и хуже. В идеале ребёнок 4-х лет должен владеть словарным запасом в пределах 3000 слов и должен говорить сложноподчиненными (Мы подрались, потому что Егор меня стукнул) и сложносочиненными (Солнышко спряталось и пошёл дождик). В нашей группе три не говорящих ребенка и эти дети будут тянуть нашу диагностику по речевому развитию в низкий уровень, что очень печально. Ну вот такое обоснование темы самообразования.
- Ребята я предлагаю поиграть в игру «Назови сказку». (Воспитатель кидает мяч детям, они называют сказку.)
-А сейчас поиграем в игру «Чудесный мешочек». (Дети достают из мешочка фигурку животных по сказке «Теремок»).
-Из какой сказки эти герои? (дети отвечают «Теремок»)
-Ребята вы много знаете сказок, а сейчас проверим помнят ли сказки Ваши мамы и папы? (родители берут того героя, которого вытащил из мешочка их ребенок и одевают на руку; родители по ролям рассказывают сказку).
(Дети вытаскивают из другого мешочка фигурки животных по сказке «Колобок»)
-Из какой сказки эти герои? («Колобок», родители берут того героя, которого вытащил из мешочка их ребенок и одевают на руку; родители по ролям рассказывают сказку).
-А теперь загадки. Ребята, поверните стульчики к экрану. (Включаются слайды, дети отгадывают сказки).
-А сейчас поиграем в игру: «Расскажи сказку». (На столе по кругу разложены картинки по сказкам: «Курочка ряба», «Кот, петух, и лиса», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Смоляной бычок», «Лисичка сестричка и волк»; дети по очереди крутят волчок, на какой сказке останавливается волчок «матрёшка», эпизод этой сказки рассказывают дети).
-Молодцы, хорошо знаете сказки. Прежде чем мы будем играть с песком нам нужно сделать гимнастику для пальчиков:
1.Жили – были дед да баба на полянке у реки (стучим кулачок о кулачок)
И любили очень – очень на сметане колобке (сжимаем, разжимаем кулачки)
Хоть у бабки мало – силы, бабка тесто замесила (встряхиваем кисти рук)
Ну а бабушкина внучка, колобок катала в ручках (трем ладошкам)
Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий (поочередно гладим руки)
Очень круглый (очерчиваем круг руками), очень вкусный (гладим по животику).
2.Стоит в поле теремок (пальцы соединены, изображая крышу)
Из трубы идёт дымок (шевелим мизинцем одной руки)
На двери висит замок (сцепить руки)
Ты замочек отвари (расцепляем кисти рук)
Сказку в гости пригласи (машем кистями рук по направлению к себе)
-Вспомним правила игры с песком:
Не трогать глаза, во время игры;
Не рассыпать на пол;
Не бросать;
После игры помыть руки с мылом.
-Приглашаю родителей вместе с детьми построить эпизод из любой сказки. (Родители строят совместно с детьми эпизод из сказки).
-На этом наше мероприятие закончилось, спасибо за активное участие.
Список используемой литературы:
v Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - СПБ.: ООО Речь,2000
v Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми.2003.
v Каушкаль О.Н., Чернышова И.Н. Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «сказка в песочнице».
v Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004.
v Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005.
v Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург.
https://sh2-artemovsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/176/3262/rabota_po_samoobrazovaniyu_Esina_M.A..pdf
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468493-plan-raboty-po-samoobrazovaniju-mnemotehnika-
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011762
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf