Эколого-краеведческий детско-взрослый проект «Маленькие обитатели планеты» |
пт., 27.04.2012 |
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальнейших проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека.
Общими проблемами населения Земли является ухудшение среды жизни человека. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети.
Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения – ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
Мы начали с самого элементарного с любви к животным – через эколого-краеведческий детско-взрослый проект по теме «Маленькие обитатели планеты».
Идея проекта:
Полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.
Цель проекта:
Воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому миру.
Задачи проекта:
- Систематизировать знания о домашних и диких животных иживотных региона.
- Уточнить представления детей о взаимосвязи человека с природным миром.
- Прививать чувство ответственности за жизнь животных.
- Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.
Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери
Содержание проекта.
1. Этап. Подготовительный.
- Создание экологического календаря.
- Чтение художественной и энциклопедической литературы.
- Рассматривание картин, альбомов, проведение дидактических и подвижных игр, решение кроссвордов, загадок.
- Подготовка экскурсии на станцию юных натуралистов.
- Посещение экскурсии в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».
- Экскурсия в «Зимний сад» МДОУ Детский сад №22 «Синяя птица».
- Экскурсия в музей им. И. Шемановского на выставку «Мир насекомых».
- Подготовка к развлечению «Наш дом - Земля!».
- Подготовка материала для изобразительной деятельности.
- Наблюдения и труд в уголке природы.
- Создание книги «Любознательные почемучки и следопыты».
2. Этап. Реализация проекта.
- Провести занятия познавательного цикла.
- Организовать занятия с детьми по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
- Изготовить коллаж «Наши соседи по планете Земля».
- Провести драматизацию сказок:
- Е. Карганова «Кто самый красивый?»;
- И. Книпс «Котенок, который забыл, как надо просить есть».
- Провести конкурс на лучшее стихотворение о животном.
Работа с родителями:
- Составить рассказ со слов ребенка о своем домашнем любимце, нарисовать его «портрет».
- Подготовить материал для создания книги «Любознательные почемучки и следопыты».
- Создать буклет «Знай, люби и охраняй».
- Создать видеофильм и презентационный ролик «Ребята и зверята».
- Создать листовки «Береги природу!».
Работа проекта:
Занятия познавательного цикла
Занятия экологического воспитания
- «Домашние и дикие животные»
Цель. Систематизировать представления о местах обитания диких и домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.
- «Все нужны друг другу»
Цель. Формировать обобщенное представление о том, что лес-дом для животных и растений. Дать представление о взаимосвязи человека с природой. Учить детей правильно вести себя в лесу.
Занятия художественно – продуктивной деятельности.
- «Наши любимцы»
Цель. Закреплять умения лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.
- «Кто в тундре живет?»
Цель. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида животных севера. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к животным и растениям.
- «Как малыш искал маму»- коллективная работа.
Цель. Учить детей использовать в работе бросовый материал, изображать животное аппликационным способом разной формы и величины, продолжать развивать умение работать совместно.
- «Забавная семейка».
Цель. Продолжать учить детей изготавливать забавных животных из природного материала. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
- Развлечение «Наш дом - Земля».
Цель. Формировать представления о том, что человек часть природы. Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека.
- Экскурсия на станцию юных натуралистов.
Цель. Вызвать положительные эмоции от контакта с животными. Учить не бояться некоторых из них. Укреплять интерес к наблюдению за повадками животных и птиц. Воспитывать осознанное отношение к проблеме их содержания.
- Драматизация сказок:
- Е. Карганова «Кто самый красивый?»;
- И. Книпс «Котенок, который забыл, как надо просить есть».
Цель. Развивать умение детей эмоционально раскрепощаться, учить передавать через жесты, интонационную выразительность содержание произведений, образы главных героев. Активизировать речевую деятельность. Развивать диалогическую речь. Воспитывать гуманное отношение к живому.
- Экскурсия в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».
Цель. Познакомить детей с миром животных. Уточнить, для чего животным нужны лапы, хвосты, перья и т.д. Какую пользу приносят. Воспитывать любовь, бережное отношение к ним.
- Создание коллажа «Наши соседи по планете Земля»
Цель. Развивать творческие способности детей. Учить использовать в работе разные по своей фактуре материалы. Выражать эмоциональную идею художественного произведения.
Участие родителей в реализации проекта.
- Подготовка к конкурсу детей на лучшее исполнение стихотворения о животных.
- Домашнее задание, детско-взрослое рисование (аппликация) на тему «Мой домашний любимец».
- Составление рассказа о домашнем животном.
Запись рассказа со слов ребенка.
- Создание буклета «Знай, люби и охраняй!».
- Создание видеофильма и презентационный ролик «Ребята и зверята».
- Создание листовок «Береги природу!».
3. Этап. Подведение итогов.
- Проведение конкурса на лучшее исполнение стихов о животных «Стихи про зверят».
- Презентация групповой книги «Любознательные почемучки и следопыты».
- Представление коллажа «Наши соседи по планете Земля».
- Представление фотоальбома «Природа и человек».
- Выставка на тему: «Мой домашний любимец».
- Участие в городском конкурсе по защите экологических проектов "Земля - мой дом!"
- Презентация видеофильма (ролика) «Ребята и зверята».
- Распространение буклета «Знай, люби и охраняй!». Распространение листовок «Береги природу!».
В ходе реализации проекта с детьми в нетрадиционной форме проводились занятия экологического воспитания, где систематизировались представления детей о местах обитания диких и домашних животных. Формировали обобщенное представление о том, что лес – дом для животных. О взаимосвязи человека с природой.
На занятиях художественно - продуктивной деятельности - учили детей использовать в работе бросовый и природный материал, изображать животных аппликационным способом, рисовать.
Коллективно - творческое дело проводилось через драматизации сказок, детей учили передавать образы главных героев.
Формировали представления о том, что человек часть природы Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека. Воспитывали гуманное отношение к живому, узнавали – кто, где живет, кто - чем питается.
Проводили экскурсии на станцию юннатов, предварительно с детьми были проведены беседы и заучены стихотворения.Укрепляли интерес к наблюдению за повадками животных и птиц, учили не бояться некоторых из них, не пугать. Воспитывали осознанное отношение к проблеме их содержания. (оказали помощь в утеплении клеток для лебедей), от контакта с животными у детей вызваны положительные эмоции, радость, что очень для нас важно.В ходе реализации проекта мы давали детям представления не только о мире животных, но и о том, что человек и природа взаимосвязаны, забота о природе есть забота, о человеке.То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. «Мы все связаны друг с другом!».
Посмотрите на нашу землю, она плачет, просит: «Спасите МЕНЯ!»
Привить любовь и заботливое отношение к животным не возможно без участия родителей.Они вместе с детьми рисовали своих любимцев, кошек, собак, хомяков сочиняли про них интересные рассказы.Разгадывали кроссворды «Угадай животное» чей хвост, лапы.Проводили консультации о том, что в доме полезно иметь кого-нибудь из животных. С животными ребенок может эмоционально общаться, играть, разговаривать.При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.
Родители помогли оформить:
- Фотоальбом «Природа и человек»
2. Создали коллаж «Мы живем на планете Земля»
3. И оформили книгу группы «Любознательные почемучки и следопыты», в которой рассказывается о жизни животных и интересных фактах.
Педагоги подготовили:
Обучающие буклеты «Знай, люби и охраняй», листовки «Береги природу!»
С детьми оформлена и проиграна сюжетно-ролевая игра «Пять с хвостиком». Поликлиника для четвероногих друзей.
Подготовлена театрализация сказки по Е. Каргановой «Кто самый красивый?».
Приложение.docx (3.61 МБ)
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf