Проект в подготовительной группе детей «Тюменская берёза тоже воевала…» |
чт., 19.06.2025 |
Паспорт проекта
Направление проекта |
Социальные проекты |
Тема проекта |
«Тюменская берёза тоже воевала…» |
Авторы проекта |
Григорьева Галина Александровна Зуева Лариса Анатольевна |
Место реализации проекта |
МАДОУ д/с № 158 города Тюмени |
Вид проекта |
Информационно-познавательный |
Продолжительность |
Краткосрочный |
Сроки реализации проекта |
10.02-28.02025 |
Актуальность
|
Вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. На защиту нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту страны встали леса. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что не все ребята знают о том, что в годы ВОв тюменские горожане трудились в тылу и помогали фронту, применяя для защиты дерево – береза. Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёзка. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время и разделила она и тяготы войны. |
Проблема |
Недостаточная информированность детей о применении дерева березы в военные годы в городе Тюмени |
Цель проекта |
Расширение представлений детей о тюменском производстве и использовании тюменской березы, для помощи фронту, в годы войны. |
Задачи проекта |
Формировать знания детей о подвиге тюменских тыловиков в годы Вов. Познакомить детей с использованием тюменской берёзы и ее применении для помощи фронту. Уточнить знания детей о свойствах дерева и изделиях изготовляемых из березы. Организовать работу по поиску материалов о тюменском производстве в годы войны. Воспитывать чувство гордости за вклад тюменского народа для победы в Великой Отечественной войне, любовь к родной природе. Плодотворно сотрудничать с ровесниками, их родителями, педагогами. Закреплять опыт публичных выступлений. |
Участники проекта |
Воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги. |
Ожидаемые результаты |
Дети узнают о героическом подвиге тюменских горожан в тылу в годы Великой Отечественной войны. Познакомятся с применением тюменской березы в годы войны. Уточнят знания о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из березы. У детей сформируются навыки ораторских способностей, умения анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей, повысится самооценка. Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога. |
Условные обозначения участников |
Дети + педагоги |
Дети + родители + педагоги |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы |
Мероприятия |
Результат |
|||||
Подготовительный |
Постановка проблемы: модель «Трех вопросов» 1.Что знаю? Выбор названия проекта. Определение цели и задач. Изучение методической литературы. |
План реализации проекта |
|||||
Аналитический |
Поиск информации в литературе и Интернете. Составление алгоритма действий, распределение обязанностей. Подбор наглядных пособий, презентаций, литературы
|
||||||
Этапы |
Мероприятия |
Образовательная область |
Цель |
Дата |
Результат |
||
Основной |
Чтение художественной литературы: А. Смирнов «Кто был на войне» Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». А. Богдарин «День победы». В. Потемкина Березы. Е. Евтушенко «Деревья помнят о Войне» |
Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие |
Формирование элементарных знаний о роли детей в годы войны через чтение художественной литературы. |
В течение реализации проекта |
Оформлена библиотека в группе «В сердцах и книгах память о войне» |
||
Основы науки и естествознания «Тюменское производство в годы Великой Отечественной войны» https://cloud.mail.ru/public/X7Pc/z4QJxh9Am?weblink=X7Pc/z4QJxh9Am Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дорога памяти» https://cloud.mail.ru/public/SfPU/TY3sJi5jt Беседа по фрагменту видеоролика «Фанерный завод в городе Тюмени» Виртуальная экскурсия по паркам и рощам города Тюмени Посещение выставки детского сада «2025 год – Защитника Отечества» Беседа по просмотру видеоролика «Салют Победы на площади Кремля» |
Познавательное развитие
|
Углубление знаний детей о деятельности тюменских заводов в годы войны. Рассказать о героических подвигах воинов и стойкости мирных жителей; воспитание патриотизма, гордости за свою страну и народ |
10.02.2025 11.02.2025 18.02.2025
21.02.2025
28.02.2025 Альбом «Тюмень – город трудовой доблести» |
||||
Коллективное нетрадиционное рисование «Березовая роща» |
Художественно-эстетическое развитие
|
Развитие творческого воображения, способности к изобразительной деятельности посредством нетрадиционной техники рисования |
18.02.2025
Выставка детских рисунков |
||||
Конструирование с элементами лепки «Ящики для мин»
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Обучение детей созданию конструкций по рисунку и словесной инструкции воспитателя. Закрепление навыков работы с пластилином |
13.02.2025 Выставка детских работ |
||||
Аппликация «Русская березка – символ Родины моей»
Выжигание на березовых спилах «80 лет Победы!» |
Художественно-эстетическое развитие
|
Закрепление умения создавать аппликации способом обрывания бумаги.
|
20.02.2025
25.02.2025
Выставка детских работ |
||||
Беседа по просмотру презентации «Тюменская береза и ее подвиги в годы войны» https://cloud.mail.ru/public/R6Ki/AFVXWz6XB «Медицинское использование Тюменской березы в годы Войны» – беседа по просмотру презентации. https://cloud.mail.ru/public/R6Ki/AFVXWz6XB?weblink=R6Ki/AFVXWz6XB |
Познавательное развитие Речевое развитие
|
Формирование представлений детей о дереве береза и возможностях ее применения. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через просмотр фильма по истории своей Родины. |
11.02.2025 14.02.2025
14.02.2025 |
Дидактическая игра – лото – «Береза в жизни человека»
|
|||
Сюжетно – ролевые игры: «Спектакль в госпитале», Подвижные игры: «Минное поле», «Во поле береза стояла» Спортивное развлечение «Зарница» Физ.минутки: «Победа!» «Пусть всегда будет мир!» |
Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие |
Развитие способностей совместно развертывать игру, согласовывая игровой замысел с замыслами сверстников. Формирование умений договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
|
В течение реализации проекта |
Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевой игры |
|||
Изготовление дидактических настольно-печатных игр по тематике «Разрезные картинки» Лэп–бук «Березка» «Что сначала, что потом» https://cloud.mail.ru/public/2s4j/nXgR2cBYm?weblink=2s4j/nXgR2cBYm |
Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие |
Формирование навыков игрового взаимодействия в дидактических играх. Обогащение и систематизация знаний по истории своей Родины в годы войны. |
В течение реализации проекта |
Пополнение центра патриотического уголка воспитания
|
|||
Математическое развитие «Наши защитники»
Математическое развитие: «Графический диктант - деревья» |
Познавательное развитие Речевое развитие
|
Упражнять детей проводить прямые и косые линии в заданном направлении. Развивать зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение работать по инструкции. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее до конца. |
19.02.2025
26.02.2025 |
Альбом «Трудовые подвиги тюменских детей в годы войны»
|
|||
Чтение книги и беседа по фотографиям из семейных альбомов «Память пылающих лет» |
Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны. |
21-22.02.2025.
Книга «Память пылающих лет» |
||||
Составление рассказов из личного опыта по фото «Тюменские березовые парки и рощи глазам и детей» |
Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие |
Приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение родителей и детей. Развитие у детей наблюдательности; пополнить словарь активизировать глаголы; Закрепление умений полно отвечать на вопросы и правильно формулировать вопрос в ходе интервью. |
В течение реализации проекта
|
Альбом с фотографиями «Выходной день-с пользой» |
|||
Мастер-класс для родителей. конструирование «Голубь мира»
|
Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие |
Установление партнерских отношений между педагогами ДОУ и родителями, приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение родителей и детей. Пробуждение интереса к истории войны. Закрепление умений детей вырезать силуэт птицы из бумаги |
19.02.2025 |
Украшение патриотического уголка в группе к праздника «День Победа» и уголка в приемной «Год Защитников Отечества»
|
|||
Разучивание стихотворений: (домашнее задание) Г. Гаматта «Деревья тоже воевали» В. Потемкина «Березы» А. Дементьев «Березы» В.Боков «О березе» Е. Евтушенко «Деревья помнят о войне» С. Михалков «Нет войны» С. Васильев «Я помню, ранило березу» Г. Рукосоева «День Победы» https://cloud.mail.ru/public/7DPo/U4stFaNpG?weblink=7DPo/U4stFaNpG |
Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Совершенствование навыка выразительного чтения стихов, закрепление знаний о празднике «9 мая», и подвигах животных в годы войны. Воспитание чувства патриотизма, уважения к защитникам Родины, ветеранам, чувство гордости за свой народ |
В течение реализации проекта
19.02.2025
|
Литературная гостиная «Поэты о ВОв» (чтение стихотворений педагог + дети+ родители) |
|||
Детско – родительские доклады: « Береза тоже воевала (лыжи, ящики для мин, использование в самолетостроении, санки, телеги)» «Использование березы в лекарственных целях» «Березовые игрушки», рассказ ребенка по про фоторяду на проекторе «Использование бересты в годы войны» ( береста и ее использование: стельки, газеты, посуда, игрушки) https://cloud.mail.ru/public/QoNH/abS45mWsR?weblink=QoNH/abS45mWsR «Символ России - русская березка» https://cloud.mail.ru/public/93PY/J49tKihaj?weblink=93PY/J49tKihaj |
Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие |
Формирование навыков ораторских способностей, умений анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей.
|
В течение реализации проекта
12.02.2025 14.02.2025 18.02.2025 25.02.2025 28.02.2025 |
Представление детско-родительских докладов для сверстников, выставка детских докладов |
|||
Разучивание и прослушивание песен военных лет: «И все о той весне» «Последний бой» «Катюша» «От чего так в России березы шумят» |
Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие
|
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с песнями военных лет, с историей своей Родины, чувства гордости за героическое прошлое страны. |
В течение реализации проекта
27.02.2025 |
Вечер патриотической песни «Песни военных лет, посвященный году защитников Отечества»
|
|||
Памятка для родителей: «Читаем детям о войне» https://cloud.mail.ru/public/keMm/9Bo4xsJSY?weblink=keMm/9Bo4xsJSY Консультация для родителей: «Дошкольникам о войне» «2025 год – Защитников Отечества» Буклет «80лет Победы!» |
Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие
|
Приобщение родителей к жизни детского сада. Пробуждение интереса к истории родного края через чтение художественной литературы |
В течение реализации проекта
|
Литературная гостиная «Поэты о ВОв» |
|||
|
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность педагогов, детей и родителей. Дети заинтересовались историей Великой Отечественной войны, узнали о героическом подвиге тюменских людей в тылу в годы войны и использовании дерева березы для помощи на фронте. Мотив «хотим узнать» на начальной стадии реализации проекта, к его окончанию, сменился на мотив «хотим рассказать другим». Ребята узнали о тюменском производстве и использование древесины тюменской березы в годы войны. Дошкольники познакомились с произведениями поэтов и писателей, отразившими жизнь людей и во время Великой Отечественной войны, стихами о березе – как о символе нашей Родины. Ребята рассказали, подготовленные совместно с родителями, доклады сверстникам других групп, что способствовало повышению самооценки каждого ребенка. Защищая свой подготовленный детский доклад, ребята смогли донести до сознания сверстников, какой вклад внесла тюменская береза в приближении Победы над врагами. Благодаря представлению докладов у детей сформировались навыки ораторских способностей, умения анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей, повысилась самооценка. Установились партнерские отношения между педагогами ДОУ и родителями, родители активно участвовали в жизни детского сада. |
||||||
Продукт проекта |
Книга «Тюменская береза тоже воевала…» |
|
|||||
Заключительный |
Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МАДОУ). |
|
|||||
Рефлексивный |
«Свободный микрофон». Задают и отвечают на вопросы: -Узнали ли что-нибудь новое? -Что удивило и порадовало? -Что понравилось больше всего? -Что бы вы хотели узнать о войне в следующий раз? |
|
|||||
Перспектива проекта |
По завершению проекта, дети узнали, что труд тюменских людей на производстве в тылу сыграл важную роль в приближении Победы над врагом. Материалом по данному проекту, планируем поделиться с коллегами. С данным проектом принять участие в городском конкурсе методических разработок, разместить публикация на Детских садах Тюменской области и на сайте ДОУ. |
||||||
Литература
1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Москва. Центр педагогического образования 2014г.
2. «От рождения о школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М; Мозаика - Синтез. 2012г.
3.«Свидетели войны – грядущим поколениям», В.Н. Ансюта, А.Н. Свинкина,Тюмень, 1995;
4. Тюменцы – фронту. Сборник документов. Издание второе, Тюмень.2005, стр. -158
5. Казаков А. П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе» - М.: Гном, 2011.- 25с.
6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.
7. Сертакова Н.М, Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей 4- 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.
Интернет – ресурсы:
https://тмринформ72.рф/trudovoj-front-tyumenskij-rajon/
https://72.ru/text/gorod/2020/05/09/69243532/
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37978/1/uibch_2014_2_73.pdf
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf