Проект в подготовительной группе детей «Тюменская берёза тоже воевала…»

  чт., 19.06.2025

                                                                                                                          

Паспорт проекта 

Направление

проекта

Социальные проекты

Тема проекта

«Тюменская берёза тоже воевала…»

Авторы проекта

Григорьева Галина Александровна

Зуева Лариса Анатольевна
Штриккер Алена Анатольевна

Место реализации проекта

МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

Вид проекта

Информационно-познавательный

Продолжительность

Краткосрочный

Сроки реализации проекта

10.02-28.02025

Актуальность

 

Вторая мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. На защиту нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту страны встали леса. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что не все ребята знают о том, что в годы ВОв тюменские горожане трудились в тылу и помогали фронту, применяя для защиты дерево – береза. Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёзка. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время и разделила она и тяготы войны.
Детей заинтересовал этот исторический факт, они стали задавать вопросы: - «А как дерево могло помочь солдатам? Что делали для фронта из березы? Где росли в Тюмени березы? Ответить на эти вопросы возможно при реализации проекта «Берёза тоже воевала…»

Проблема

Недостаточная информированность детей о применении дерева березы в военные годы в городе  Тюмени

Цель проекта

Расширение представлений детей  о тюменском производстве и использовании тюменской  березы, для помощи фронту, в годы войны.

Задачи проекта

Формировать знания детей  о  подвиге тюменских тыловиков в годы Вов.

Познакомить детей с использованием  тюменской берёзы и ее применении для помощи фронту.

Уточнить знания детей о  свойствах  дерева и изделиях изготовляемых из березы.

Организовать работу по поиску материалов о тюменском производстве в годы войны.

Воспитывать чувство гордости за вклад тюменского народа для победы в Великой Отечественной войне, любовь к родной природе.

Плодотворно сотрудничать с ровесниками, их родителями, педагогами.

Закреплять опыт публичных выступлений.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

Дети узнают о героическом подвиге тюменских  горожан в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Познакомятся с применением  тюменской березы  в годы войны.

Уточнят знания о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из березы.

У детей сформируются навыки  ораторских способностей, умения анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей, повысится самооценка.

Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога.

Условные обозначения участников

Дети + педагоги

Дети + родители  + педагоги

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовительный

Постановка  проблемы: модель «Трех вопросов»

1.Что знаю?
Вопрос воспитателя: «Ребята, вы знаете что дерево береза помогла одержать победу на фронте в годы войны?»
Ответ Вероники: «Когда-то мы с мамой гуляли в березовый роще, и она рассказывала, что раньше солдаты спасались от пуль за березами».
Ответ Саши: «Фильмы про солдат я видел, но что береза помогала бойцам, слышу первый раз».
2.Что хочу узнать?
Аделина: «А чем еще береза помогала во время войны?»
Артем: «Моя бабушка мне рассказывала, что березовый сок очень полезный. А как его выжать из березы? А им лечили бойцов?»
Естияр: «Интересно, а у нас во время войны росли березы?»
Мария: «Когда мы катались с дедушкой на лыжах, он сказал, что сейчас делают лыжи из пластика, а    в годы войны, в Тюмени, изготавливали  лыжи из березы, это правда?
3.Как узнать?
Вероника предложила: «Давайте спросим у бабушки и дедушки, они много знают о войне».
Нина: «Можно спросить у моей мамы, она работает в библиотеке».
Глеб: «У меня есть энциклопедия о войне, я могу принести ее в группу почитать».
Катя: «Мой папа посмотрит в Интернете и мы потом вместе с ним расскажем вам, как березы помогали во время войны»
Иван: «Моя мама учитель, она поможет мне подготовить для нас рассказ»

Выбор названия проекта.

Определение цели и задач.

Изучение методической литературы. 

План реализации проекта

Аналитический

Поиск информации в литературе и Интернете.

Составление алгоритма действий, распределение обязанностей.

Подбор наглядных пособий, презентаций, литературы

 

Этапы

Мероприятия

Образовательная область

Цель

Дата 

Результат

Основной

Чтение художественной литературы:

А. Смирнов «Кто был на войне»

Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». 

А. Богдарин «День победы».
Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе»

В. Потемкина Березы.

Е. Евтушенко «Деревья помнят о Войне»

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Формирование элементарных знаний о роли детей в годы войны через чтение художественной литературы.

В течение реализации проекта

Оформлена библиотека в группе «В сердцах и книгах память о войне»

Основы науки и естествознания

«Тюменское производство в годы Великой Отечественной войны»

https://cloud.mail.ru/public/X7Pc/z4QJxh9Am?weblink=X7Pc/z4QJxh9Am

Экскурсия по местам памяти города Тюмени «Дорога памяти»

https://cloud.mail.ru/public/SfPU/TY3sJi5jt 

 Беседа по фрагменту видеоролика «Фанерный завод в городе Тюмени»

Виртуальная экскурсия  по паркам и рощам города Тюмени

Посещение выставки детского сада «2025 год – Защитника Отечества»

Беседа по просмотру видеоролика «Салют Победы на площади Кремля»

Познавательное развитие

 

 

 

 

Углубление знаний детей о деятельности тюменских заводов  в годы войны.  Рассказать о героических подвигах воинов и стойкости мирных жителей; воспитание патриотизма, гордости за свою страну и народ

 

10.02.2025

11.02.2025

18.02.2025

 

 

21.02.2025

 

28.02.2025

Альбом «Тюмень – город трудовой доблести»

Коллективное нетрадиционное рисование  

«Березовая роща»

Художественно-эстетическое развитие

 

Развитие творческого воображения, способности к изобразительной деятельности посредством нетрадиционной техники рисования

18.02.2025

 

Выставка детских рисунков

Конструирование с элементами лепки «Ящики для мин»

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Обучение детей созданию конструкций по рисунку и словесной инструкции воспитателя. Закрепление навыков работы с  пластилином

13.02.2025

Выставка детских работ

Аппликация «Русская березка – символ Родины моей»

 

 

Выжигание на березовых спилах «80 лет Победы!»

Художественно-эстетическое развитие

 

Закрепление умения создавать аппликации способом обрывания бумаги.

  • Познакомить с народными промыслами, использующими древесину .
  • Научить различным приёмам выжигания и оформления готового изделия
    Развитие творческого воображения, фантазии,  способности к изобразительной деятельности.

20.02.2025

 

 

 

 

25.02.2025

 

Выставка детских работ

 

Беседа по просмотру презентации «Тюменская береза и ее подвиги в годы войны»

https://cloud.mail.ru/public/R6Ki/AFVXWz6XB

«Медицинское использование  Тюменской березы в годы Войны» – беседа по просмотру презентации.

https://cloud.mail.ru/public/R6Ki/AFVXWz6XB?weblink=R6Ki/AFVXWz6XB

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

 

Формирование представлений детей о дереве береза и возможностях ее применения. Воспитание  чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через просмотр фильма по истории своей Родины.

 

11.02.2025

14.02.2025

 

 

14.02.2025

 

Дидактическая игра – лото – «Береза в жизни человека»

 

 

 

Сюжетно – ролевые игры: «Спектакль в госпитале»,

Подвижные игры:

«Минное поле»,

«Во поле береза стояла»

Спортивное развлечение «Зарница»

Физ.минутки:
«Будем мир мы защищать!»

«Победа!»

«Пусть всегда будет мир!»

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Развитие способностей совместно развертывать игру, согласовывая игровой замысел с замыслами сверстников. Формирование умений договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

 

 

В течение реализации проекта

Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевой игры

Изготовление дидактических настольно-печатных игр по тематике

«Разрезные картинки»

Лэп–бук «Березка»

«Что сначала, что потом»

https://cloud.mail.ru/public/2s4j/nXgR2cBYm?weblink=2s4j/nXgR2cBYm

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формирование навыков игрового взаимодействия в дидактических играх. Обогащение и систематизация знаний по истории своей Родины в годы войны.

В течение реализации проекта

Пополнение центра патриотического  уголка воспитания

 

 

 

 Математическое развитие «Наши защитники»

 

 

Математическое развитие: «Графический диктант - деревья»

Познавательное развитие

Речевое развитие

 

Упражнять детей  проводить прямые и косые линии в заданном направлении.

Развивать зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение работать по инструкции. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее до конца.

 

19.02.2025

 

 

 

26.02.2025

Альбом «Трудовые подвиги тюменских детей в годы войны»

 

 

Чтение книги и беседа по фотографиям из семейных  альбомов «Память

пылающих лет»

 Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

 

 

21-22.02.2025.

 

Книга «Память пылающих лет»

 

Составление  рассказов из личного опыта по фото «Тюменские березовые парки и рощи глазам и детей»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение родителей и детей. Развитие у детей наблюдательности; пополнить словарь активизировать глаголы;

Закрепление умений  полно отвечать на вопросы и правильно формулировать вопрос в ходе интервью.

В течение реализации проекта

 

Альбом с фотографиями «Выходной день-с пользой»

Мастер-класс для родителей. конструирование «Голубь мира»

 

 

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Установление партнерских отношений между педагогами ДОУ и родителями, приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение родителей и детей. Пробуждение интереса к истории войны. Закрепление умений детей вырезать силуэт птицы из бумаги  

19.02.2025

Украшение  патриотического уголка в группе к праздника «День Победа» и уголка в приемной «Год Защитников Отечества»

 

Разучивание стихотворений: (домашнее задание)

Г. Гаматта «Деревья тоже воевали»

В. Потемкина «Березы»

А. Дементьев «Березы»

В.Боков «О березе»

Е. Евтушенко «Деревья помнят  о войне»

С. Михалков «Нет войны»

С. Васильев «Я помню, ранило березу»

Г. Рукосоева «День Победы»

https://cloud.mail.ru/public/7DPo/U4stFaNpG?weblink=7DPo/U4stFaNpG

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

 Совершенствование навыка выразительного чтения стихов, закрепление знаний о празднике «9 мая», и подвигах животных в годы войны.

Воспитание чувства патриотизма, уважения к защитникам Родины, ветеранам, чувство гордости за свой народ

В течение реализации проекта

 

19.02.2025

 

 

 

 

 

 

Литературная гостиная «Поэты о ВОв» (чтение стихотворений  педагог + дети+ родители)

Детско – родительские доклады:

« Береза тоже воевала (лыжи, ящики для мин, использование в самолетостроении, санки, телеги)» 

 «Использование березы в лекарственных целях»

«Березовые игрушки», рассказ ребенка по про  фоторяду на проекторе

«Использование бересты в годы войны» ( береста и ее использование: стельки, газеты, посуда, игрушки)

https://cloud.mail.ru/public/QoNH/abS45mWsR?weblink=QoNH/abS45mWsR

 «Символ России  - русская березка»

https://cloud.mail.ru/public/93PY/J49tKihaj?weblink=93PY/J49tKihaj

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Формирование навыков ораторских способностей, умений анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей.

 

В течение реализации проекта

 

12.02.2025

14.02.2025

18.02.2025

25.02.2025

28.02.2025

Представление детско-родительских докладов для сверстников, выставка детских докладов

Разучивание   и прослушивание песен военных лет:

«И все о той весне»

«Последний бой»

«Катюша»

«От чего так в России березы шумят»

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

 

Воспитание  чувства  патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с песнями военных лет, с историей своей Родины, чувства гордости за героическое прошлое страны.

В течение реализации проекта

 

 

27.02.2025

Вечер патриотической песни «Песни военных лет, посвященный году защитников Отечества»

 

Памятка для родителей:

«Читаем детям о войне»

https://cloud.mail.ru/public/keMm/9Bo4xsJSY?weblink=keMm/9Bo4xsJSY

Консультация для родителей: «Дошкольникам о войне»

«2025 год – Защитников Отечества»

Буклет «80лет  Победы!»

https://cloud.mail.ru/public/PkZN/BoEEMt4z2

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

 

Приобщение родителей к жизни детского сада. Пробуждение интереса к истории родного края через чтение художественной литературы

В течение реализации проекта

 

Литературная гостиная «Поэты о ВОв»

 

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность педагогов, детей и родителей. Дети заинтересовались историей Великой Отечественной войны, узнали о героическом подвиге тюменских людей в тылу в годы войны и использовании дерева березы для помощи на фронте.

Мотив «хотим узнать» на начальной стадии  реализации проекта, к его окончанию, сменился на мотив «хотим рассказать другим». Ребята  узнали о тюменском производстве и использование древесины  тюменской березы  в годы войны.

Дошкольники познакомились с произведениями поэтов и писателей, отразившими жизнь людей  и во время Великой Отечественной войны,  стихами о березе – как о символе нашей Родины.  Ребята  рассказали, подготовленные совместно с родителями, доклады сверстникам других групп, что способствовало повышению самооценки каждого  ребенка. Защищая свой подготовленный детский доклад, ребята смогли донести до сознания сверстников,  какой вклад внесла тюменская береза в приближении Победы над врагами. Благодаря представлению докладов у детей сформировались навыки  ораторских способностей, умения анализировать, делать выводы, уверенно держаться перед аудиторией людей, повысилась самооценка. Установились  партнерские отношения между педагогами ДОУ и родителями, родители активно участвовали в  жизни детского сада.

Продукт проекта

Книга «Тюменская береза тоже воевала…»

 

Заключительный

Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МАДОУ).
Итог проектной деятельности оформляется в виде презентации.

 

Рефлексивный

«Свободный микрофон».

Задают и отвечают на вопросы:

-Узнали ли что-нибудь новое?

-Что удивило и порадовало?

-Что понравилось больше всего?

-Что бы вы хотели узнать о войне в следующий раз?

 

Перспектива проекта

По завершению проекта, дети узнали, что труд тюменских людей на производстве в тылу сыграл важную роль в приближении Победы над врагом. Материалом по данному проекту, планируем поделиться с коллегами.  С данным проектом принять участие в городском конкурсе методических разработок, разместить публикация на Детских садах Тюменской области и на сайте ДОУ.

Литература

1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Москва. Центр педагогического образования 2014г.

2. «От рождения о школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М; Мозаика - Синтез. 2012г.
3.«Свидетели войны – грядущим поколениям», В.Н. Ансюта, А.Н. Свинкина,Тюмень, 1995;

4. Тюменцы – фронту. Сборник документов. Издание второе, Тюмень.2005, стр. -158

5. Казаков А. П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе» - М.: Гном, 2011.- 25с.

6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.

7. Сертакова Н.М, Кулдашова Н.В. «Патриотическое воспитание детей 4- 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: Учитель, 2015. – 116 с.

 Интернет – ресурсы:

https://тмринформ72.рф/trudovoj-front-tyumenskij-rajon/ 

https://72.ru/text/gorod/2020/05/09/69243532/

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37978/1/uibch_2014_2_73.pdf

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 57
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.