Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина |
ср., 08.01.2025 |
составитель:
Бусыгина Вера Константиновна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ детский сад №95 города Тюмени
Одной из ведущих функций современного дошкольного образования это - обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.№ 1028)
Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которыми связана эта принадлежность. Гражданская идентичность тесно связана с потребностью в установлении связей с другими людьми и включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости этой общности, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы:
1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
2) самоназвание гражданской общности;
3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Самый доступный способ донесения информации в дошкольном возрасте — это сказка. Отечественный филолог В.П. Аникин во многих своих работах подчеркивал огромное значение сказочных образов для воспитания подрастающего поколения.
Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают знания о культуре родного народа, его ценностях, традициях и обычаях, обучая дошкольников, обогащая и развивая их интеллект. Читая и обсуждая сказки, ребята постигают морально-этические ценности своего народа. Сопереживая героям сказок, они учатся добру, взаимопониманию, уважению к другим людям. В этом и многом другом заключается большой воспитательный потенциал сказок.
Для реализации задач по формированию гражданской идентичности, уважению к историческому и культурному наследию России мы используем сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В.Я. Пропп, известный отечественный филолог, не раз посвящал страницы своих фундаментальных работ анализу произведений А.С. Пушкина: «В истории русской художественной культуры Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки с полным пониманием всей красоты народной сказки».
Цель: формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
- Учить понимать мораль сказки, знакомить с человеческими чертами характера: трудолюбие, терпеливость, верность, стойкость, мужество, гостеприимство, отзывчивость.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Развивающие:
- Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
- Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
- Воспитывать желание сохранять культуру своей Родины.
- Воспитывать гордость за Россию.
Методы и формы работы: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А. С. Пушкина, строительство снежных построек на участках, экскурсия в библиотеку, спортивно-познавательное развлечение.
Этапы работы:
|
Мероприятия
|
Участники |
Результат |
1. |
Изучение творчества А.С.Пушкина |
||
1.1. |
Чтение сказок («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о золотом петушке») |
Педагоги, дети подготовительных групп |
Воспитание чувства гордость за родное прошлое. Формирование традиционной системы ценностей, представление об истинных жизненных приоритетах, нравственной опоре каждого человека, сохраненной в народной духовности и законах сосуществования. Формирование умения вдумчиво работать с текстом произведения, анализировать последовательность событий и причинно-следственные связи в сюжете сказки, размышлять над прочитанным, высказывать собственные суждения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщения, использовать в своей речи новые слова. |
1.2. |
Экскурсия в библиотеку «Творческая гостиная «У лукоморья дуб зеленый…» |
Педагоги, дети подготовительных групп, родители, сотрудники библиотеки |
Закрепление знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей. Воспитание любови к книге, приобщение детей к словесному искусству. Определение фигуры А.С.Пушкина, великой исторической личностью, интегрирующим символом гражданской идентичности. |
2. |
Практическая деятельность |
||
2.1 |
Выставка рисунков «Пушкин XXI века»
|
Педагоги, дети подготовительных групп, родители |
Углубление знаний о творческом наследии А.С.Пушкина, повышение уровня художественного образования, развитие творческого потенциала, а также всестороннего эстетического воспитания. |
2.2 |
Оформление прогулочных участков снежными фигурами по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина: «Царевна Лебедь», «Золотая рыбка» и др.
|
Педагоги, дети подготовительных групп, родители |
Обеспечение целостности педагогического процесса и создания окружающего пространства, удовлетворяющего потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка. Расширение двигательного пространства для оптимизации двигательной активности детей. |
2.3. |
Проведение спортивно-познавательного развлечения «Русский характер» |
Педагоги, дети подготовительных групп |
|
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Тема мероприятия: Физкультурно-познавательное развлечение «Русский характер»
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)
Место проведения: территория детского сада
План-конспект
Тема: «Русский характер»
Цель: Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России
Задачи:
- Расширять осведомленность детей о произведениях А.С.Пушкина, представления об их значимости для и общества.
- Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
- Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
- Воспитывать гражданскую ответственность.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений А.С.Пушкина, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
- Воспитывать чувство гордости за свою родину.
Словарная работа: Смелый, сильный, отважный, быстрый, внимательный, выносливый
Вид: Итоговое
Форма организации: Конкурсное
Тип: Соревнование
Форма организации: Развлечение
Форма организации деятельности: Организационно-массовое мероприятие
Методы: Метод игры, активные формы познавательной деятельности (конкурс, игра-путешествие)
Педагогические технологии и приемы: Игровые технологии, технология группового взаимодействия, технология социального партнерства, здоровьесберегающая технология
План
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Этап I. Организационный момент |
На центральной площади собираются дети их встречает «Василиса» Василиса: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красные девицы Да добры молодцы! (кланяется) Как приятно, что сегодня В гости вы ко мне пришли, И не глядя на заботы, Час свободный все нашли. Я русская народная Сказочница - Василиса, сказки слагаю, да народ потешаю. Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети! Сказки учат нас добру И прилежному труду, Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить! Хотела я сегодня пригласить вас в мир сказок А. С. Пушкина, но случилась беда, злой колдун Кощей Бессмертный обиделся на весь мир и заколдовал всех героев, и у них исчезли все положительные качества характера русского человека. И они стали ленивыми, жадными, злыми и очень легкомысленными, и теперь читать и рассказывать такие сказки очень вредно, они могут научить нас всему плохому. Ребята, а вы знаете какими качествами должен обладать русский человек? Василиса: И кто же теперь будет, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать всех недоброжелателей? Я думаю, только вы можете помочь расколдовать наших сказочных героев.
|
Примерные ответы детей: «он должен обладать трудолюбием, добротой, простотой, щедростью, гостеприимством, честностью, быть находчивым, сплоченным, смелым, сильным, умным» |
|
Выходит «Кощей» Кощей: Ха- ха -ха! Это вы хотите, расколдовать всех героев сказок?! Ни чего у вас не получится. Я все положительные качества героев спрятал и разбросал в разных частях света, у вас силёнок, да и ума не хватит найти и расколдовать их. Ни за что не найдете и не расколдуете-е-е-е! («Кощей» убегает)
|
|
Этап II. Введение в тему
|
Василиса: Не зря говорят, что «Кощей бессмертный» — это злой, завистливый и жадный старик. Борьба с ним очень трудна. Ребята, давайте подумаем и порассуждаем, как нам его преодолеть и куда мог Кощей спрятать заколдованные качества и что нам нужно делать дальше, чтобы расколдовать наших героев.
|
Ответы детей |
Этап III. Объяснение темы
|
Василиса: Я предлагаю отправиться на поиски и проверить, так ли это. А помогать нам будут мои помощницы сказочницы - Аксинья, Акулина и Аннушка. А, чтобы определить куда мы с вами пойдём, я вас всех приглашаю на танец. Танец игра с ускорением для детей «Мы пойдём налево»
Василиса, обращает внимание на указатели, они разного цвета Василиса: Ребята, посмотрите, а вот и указатели, давай те прочтем, что на них написано, «Прямо пойдешь к Лукоморью попадешь», «Налево пойдёшь к диво – морю попадешь», «Направо пойдешь к короблю придёшь». У меня есть жетоны такого же цвета, как указатели, вам нужно вытащить жетон из волшебного мешочка и выбрать путь. На каждом указанном пути есть свои задания и свои испытания. А чтобы их выполнить нам нужно быть, какими?
Правильно ребята! Ведь когда-то, эти качества помогали нашим героям справляться с любыми трудностями. Желаю всем счастливого пути!
|
Смелыми, сильными, отважными, быстрыми, внимательными, выносливыми
Дети выбирают путь и расходятся со сказочницами по участкам. |
Этап IV. Практическая деятельность
Первая подгруппа (идут в Лукоморью)
|
Дети с педагогами делятся на три группы и выбирают свой путь.
Сказочница Аксинья: Ребята, кажется, мы пришли.
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый, Всё ходит по цепи кругом.
Ребята, посмотрите кот лежит, цепь пришла в негодность. Наверное, это проделки Кощея Бессмертного. Я предлагаю все исправить и цепь починить. Задание. «Собери цепь» (возле дуба)
Сказочница Аксинья: Молодцы ребята! Справились с заданием. Смотрите, волшебный клубок — это кот нас поблагодарил, он укажет нам путь куда идти дальше. (бросает клубок и отправляются на другой участок)
Сказочница Аксинья: Куда, мы с вами попали? Избушка на курьих ножках, Стоит без окон и дверей. А там вот ступа с Бабою-Ягой Идёт, бредёт сама собой. (в ступе сидит Баба- Яга – снежная фигура, в руке у нее лежит свиток). Сказочница Аксинья: в руке у Бабы-Яги свиток лежит. Давайте прочитаем его (открывают свиток и читают). «Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, где находится заколдованный предмет». Ребята, слушайте внимательно. «Как назвать сердце жестокого человека?» А вот и камень. (Предварительно связать три каната между собой и протянуть внутри мешка, который набит снегом, в мешок положить яйцо, канаты разложить на 3 стороны, разделить детей на 3 группы и каждому предложить тянуть в свою сторону). Сказочница Аксинья: Ребята, нам нужно сдвинуть камень с места. А как это сделать? Хочу услышать ваши предложения.
Ребята, что-то не получается, нам сдвинуть «камень», давайте подумаем и решим, как можно по-другому его сдвинуть Выслушав детей, ведущий соглашается или предлагает вариант свой, надо встать на одну сторону и попробовать сдвинуть камень всем вместе. Как вы думаете, какие качества нам в этом помогут?
Сказочница Аксинья: Ура! Молодцы ребята! Камень сдвинули, надо посмотреть, что там под камнем было, так ведь это яйцо. Кощей все качества в яйце заколдовал. Нам пора возвращаться к Василисе. В путь обратный мы стремимся, Никого мы не боимся.
|
Дети со шнурками по команде добегают до ведущего и на верёвку застегивают шнурок пока не получится цепь.
Камень
Дети предлагают свои варианты и пробуют сдвинуть «камень»
Дети предлагают разные варианты.
Сплочённость |
Вторая подгруппа идут к снежным постройкам
|
Сказочница Аннушка: Ребята мы пришли к синему морю, Оно бушует, шумит на просторе. Смотрите в море бутылка плывет, Какие-то вести она нам несёт. Давайте мы её поймаем. Там что-то лежит (достаёт свернутый листок бумаги и читает) «Пошел он к синему морю и стал кликать золотую рыбку?» Назовите названия сказки и её героя?
Как вы думаете, каким был главный герой в этой сказке?
А рыбка была какая?
Я вам предлагаю, побыть «золотыми рыбками» и постараться не попасть в невод.
Подвижная игра: «Невод и золотые рыбки». Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг – «невод». Остальные дети – «золотые рыбки». Изображающие невод начинают ходить по кругу, проговаривая: В синем море рыбки плавают, резвятся. К неводу большому подплывать боятся. Невод шевельнулся, раз, два, три! Рыбки, уплывайте! С ними ты беги! Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. «Рыбки» заплывают в невод и выплывают из него. По сигналу педагога «Хлоп!» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают. «Рыбки», не успевшие выплыть из круга «невода», считаются пойманными, и они встают в круг. «Невод» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все рыбки не будут пойманы. Когда большая часть «рыбок» будет поймана, игра возобновляется (2 раза). Сказочница Аннушка: Молодцы ребята, вы были очень быстрыми и ловкими, но нам пора идти дальше. Смотрите золотая рыбка нас поблагодарила И клубочек нам подарила.
Ребята, смотрите! В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Из какой сказки эти строки?
Ребята, а как сюда попала бочка?
Ребята, а вы помните кого спас Гвидон?
А какие качества помогли ему, чтобы спасти царевну? Правильно ребята! Царевич, применив свою силу и меткость спасает добрую и отзывчивую волшебницу царевну Лебедь от злого чародея. Мы тоже покажем свою быстроту и меткость.
Полоса препятствий Дети бегут друг за другом к бочке (снежная постройка), пролезают в неё, бегут по дорожке, перепрыгивают через препятствие, добегают, до мешка, достают шар и бросают его «лебедю» (снежная постройка), задание выполняют до тех пор, пока шары не закончатся в мешке (предварительно спрятать яйцо в потайном кармане).
Ура! Молодцы мы справились, нашли, то, что искали, оказывается это яйцо. А теперь нам пора возвращаться к Василисе. В путь обратный мы стремимся, Никого мы не боимся. |
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Трудолюбивым, добрым
Добрая, щедрая
«Сказка о царе Салтане»
Из-за козней завистливых злобных сестер – поварихи, ткачихи и пожилой Бабарихи, невинную молодую царицу с царевичем Гвидоном бросили в океан
Царевну Лебедь
Сила, меткость |
Третья подгруппа идут к «короблю» (снежная постройка)
|
Сказочница Акулина: Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Ребята скажите из какой сказки эти строки
Море разволновалось, нам надо его успокоить, а то ни один корабль не пристанет к берегу, я вам предлагаю игру «Замри»
Море волнуется, раз, Море волнуется два, Море волнуется три
Молодцы, море успокоили!
Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Белка орешки потеряла. Я предлагаю помочь белке (снежная постройка) и собрать все орешки. Игра «Помоги белочке собрать и пересчитать орешки» (метание киндеров в корзину - расстояние 4 м, после метания предложить пересчитать)
Сказочница Аннушка: Молодцы ребята, вы были очень быстрыми, ловкими и меткими, Смотрите белочка нас поблагодарила И клубочек нам подарила
Воспитатель катит клубок на другой участок к «коту» (снежная фигура)
Кот: Здравствуйте я кот ученный! Знаю, что вы пришли за предметом, который спрятал Кощей, но я вам просто так его не отдам, сначала, я проверю вас насколько вы умные, находчивые и воспитанные. Угадайте сказку: - Расскажу я вам сказку о рыбаке и кильке... (рыбке) - А, написал ее Александр Сергеевич Чуковский... (Пушкин) - Жил старик со своею старухой у самого зеленого моря... (синего) - Они жили в однокомнатной квартире... (в ветхой землянке) - Ровно двадцать лет и два года ... (тридцать лет и 3 года) - Старик ловил сачком рыбу... (неводом) - Старуха чинила носки и колготки... (пряла свою пряжу) - Раз он в море закинул невод, пришел невод с валенком старым... (одной тиной) - В другой раз закинул невод - пришел невод с акулой золотой рыбкой золотой).
Сказочница Аннушка: Ура! Мы справились, мы нашли, и оказывается это яйцо. А теперь нам пора возвращаться.
|
«Сказка о царе Салтане»
|
Этап VII. Подведение итогов |
Дети и педагоги собираются на центральной площади
Выходит, Кощей Кощей: Вы меня победили, Силу мою загубили, Была бы сила у меня богатырская, В миг бы вас победил
Василиса: Ты Кощей на нас не сердись, силой, да колдовством надо с умом управлять, никого не надо обижать. Ты Кощеюшка, лучше за Русь матушку заступись, чтобы враг не проник, чтоб был мир и покой на нашей земле. (Воспитатели и дети называют по очереди, качества, которые они нашли) А помогут тебе такие качества, как трудолюбие; доброта; простота; щедрость; гостеприимство; честность; ум; находчивость; сплоченность; смелость; сила духа
Кощей: Что вы со мной сделали …… (Кощей, теряя силу уходит)
Василиса: Ребята, вы молодцы, ничего не испугались, все препятствия преодолели, победили злого Кощея. Мы вас всех приглашаем на весёлый хоровод, показать дружбу, сплочённость, единство. Танец - хоровод Под музыку «Богатырская наша сила» выходит богатырь проходит круг останавливается Богатырь: Обещаю никого не обижать, на страже Родины стоять, от злых врагов и завистников, землю русскую защищать. Василиса: Мы очень рады, что ты изменился И в богатыря Русского превратился.
Всем спасибо говорю На память вам, Я книги Пушкина дарю (раздаёт книги). Чтобы вы их читали И качества русского человека не забывали.
|
|
Источники используемой литературы:
- Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45.
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя / В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
- Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – Л.: ЛГУ, 1984. – 332 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Academia, 1928.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_идентичность
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/stsenarii_prazdnika_my_zhivem_v_rossii?ysclid=m5nphebmxi729405768
- Фото из архива Бусыгиной Веры Константиновны
публикации автора на других интернет-ресурсах:
https://www.fond21veka.ru/publication/?download_file=385865&ysclid=m5npn6vqxo524257509
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0021290
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf