Познавательно-исследовательский проект «Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!» |
пт., 11.10.2024 |
Автор:
Мошкова Светлана Владимировна
воспитатель
МАУДО "Детский сад № 9" город Ялуторовск
Аннотация.
Авторы проекта: дети подготовительной группы «Солнышко»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: 1 месяц
Проект «Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!» изучению истории о том, как помогал наш маленький городок победить врага в годы Великой Отечественной войны и какие предприятия выпускали продукцию и отправляли на фронт.
Проект направлен на патриотическое воспитание дошкольников.
Материалы этого проекта могут стать основой знаний для создания мини - музея боевой славы в детском саду, для бесед, мероприятий о Великой Отечественной Войне и для участия во Всероссийском марафоне – поезд времени «Мы вместе ковали Победу!»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта:
Ты хочешь мира? Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне.
Пока еще таится под золой
Огонь войны неистовый и злой,
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
Со времен Великой Отечественной войны прошло много времени. Но память о войне жива. Война прошла через каждую семью, разделила людей на «фронт» и «тыл».
Каждый маленький городок, поселок, деревня помогали фронту, вместе ковали победу.
А какой вклад внес наш город Ялуторовск, помогая фронту?
В поиске ответов на эти вопросы и началось наше исследование.
Цель работы: создание поезда времени «Мы вместе ковали Победу»
Задачи:
- узнать, какие предприятия работали в нашем городе во время войны;
- изучить, чем наш город помогал фронту и бойцам в период Великой Отечественной войны;
- принять участие в марафоне – поезд времени «Мы вместе ковали Победу».
Гипотеза: мы предположили, что, собрав сведения о том, как жители нашего города помогали фронту, мы сохраним память о подвиге ялуторовчан в тылу и расскажем об этом другим детям.
Объект исследования – история предприятий, которые помогали фронту.
Предмет исследования – продукция предприятий для фронта.
Срок реализации: 1 месяц.
Методы работы:
- Библиотечные уроки.
- Экскурсии в Музейный комплекс.
- Чтение книг и литературы.
- Выставка творческих работ.
- Создание поезда времени.
- Соцопрос.
- Обмен информацией.
План работы по реализации проекта:
Сроки |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
март |
|
|
Презентация проекта – поезд времени «Мы вместе ковали Победу» |
Практическая значимость нашей работы.
Материалы этого исследования могут стать основой:
- для создания мини - музея боевой славы в детском саду;
- для бесед, мероприятий о Великой Отечественной Войне;
-для участия во Всероссийском марафоне – поезд времени «Мы вместе ковали Победу»
Реализация проекта:
Для создания поезда нам нужно было узнать, что делали в тылу. Для этого мы отправились в музей и узнали о том, как жители города встретили весть о начале войны. Рассмотрели настоящие военные предметы: гимнастерку, пилотку и каску советского солдата, шинель и шапку-кубанку, сумку командира, а также компас, телефонный аппарат, фляжку для воды, которые солдаты привезли с фронта. Этого оказалось недостаточно.
Тогда мы обратились к бабушкам и дедушкам и от них мы узнали, сколько им было лет, когда они получили весть о войне, о подвигах их родных в годы войны.
Мама Вовы дала книгу про Ялуторовск в годы войны. Мы ее читали вместе с воспитателем Светланой Владимировной и узнали много интересного. Как Ялуторовск отправлял на фронт солдат, выпускал продукцию, принимал раненых, какую помощь оказывали дети в тылу и как жители Ялуторовска приближали Победу.
Бабушка Арины подарила детский путеводитель по городу Ялуторовску, из которого нам стало известно о том, как наши земляки помогали фронту.
Нам стало интересно: знаю ли родители о том, как наш маленький городок помогал фронту. Для этого мы провели опрос среди родителей нашей группы. Мы выяснили, что 10 семей – знают историю Ялуторовска от своих бабушек и дедушек, 5 семей – знают из книг и фильмов, а 4 семьи – не знают о подвигах жителей Ялуторовска в тылу, потому что приехали из других городов.
Когда материал был собран, мы изготовили поезд и стали рисовать рисунки,
наполнять мешочки мукой и сухим молоком и размещать по вагонам.
Получилось 7 вагонов. Каждый вагон подписали названием предприятия, которые оказывали помощь фронту.
И вот наш поезд тронулся по рельсам памяти. Чтобы о подвигах ялуторовчан в тылу узнали в других городах.
Он идет, чтобы мы помнили!
/звучит гудок паровоза/
Вот к станции «Ялуторовск» подошел военный поезд,
Вагон 1
Солдаты прощаются с родными, все премешалось: плач жен и детей, звуки гармошки, веселые песни.
/звучит «прощание Славянки»/
Стихотворение «Военный поезд», Елены Лейте /отрывок/
Под марш «Прощание Славянки»
Солдат, ты помнишь, поутру
Как с Ялуторовского вокзала
Вас провожали на войну?
Как быстро все садились в поезд
Как взводный – «По вагонам» прокричал…
И поезд, Ваш военный поезд.
Быстрее скорость набирал.
Проводив на фронт отцов, мужей и сыновей, в Ялуторовске остались женщины, дети и пожилые люди.
В тылу женщины, старики и дети встали к станкам, шили одежду, помогали раненым. Рабочий день увеличился до 12 часов, отменены отпуска, люди работали днем и ночью.
Вагон 2
Завод сухого молока
В военное время Завод сухого молока выпускал молоко в виде порошка, который нужно было разводить водой.
Еще выпускали сухой творог, яичный порошок, сухой картофель.
Необычным продуктом были солодовый сахар и солодовое молоко. Для этого растили солод: рожь мочили и после проращивали, затем мололи. Это делать было очень сложно, но сахар и молоко были необходимы солдатам на фронте, в госпиталях и блокадном Ленинграде.
Делали конфеты для новогодних подарков, сыр, масло.
Вагон 3
Комбинат хлебопродуктов.
Это предприятие, на котором из зерна делали муку. А из муки пекут хлеб, булочки, пирожки. Во время войны работники мельницы начали выпускать обойную муку.
Обойная мука – это мука крупного помола и от обычной отличается тем, что в ней было больше полезных веществ, которые были необходимы солдатам, защищавшим нашу Родину.
Вагон 4
Артель «Швейник»
А в годы войны Артель «Швейник» шила солдатам шинели, брюки, гимнастерки и другую нужную одежду.
Однажды в Ялуторовск пришли вагоны с шинелями и валенками с фронта. Они были пробиты пулями и запачканы кровью наших солдат, ведь война очень жестокая и страшная. Женщины и дети ночью вышли на разгрузку вагонов. Затем отстирывали шинели и пришивали пуговицы.
Кроме одежды солдатам нужна была обувь, поэтому существовал сапожный цех, где работники ремонтировали обувь, доставленную с фронта и изготавливали новую.
Хочется еще сказать о женщинах, которые на дому вязали носки, шарфы, шапки, варежки. Они практически не спали, чтобы как можно больше времени отдать работе.
Вагон 5
Лесопильный завод
В годы войны Лесопильный завод получил задание выпускать санитарные носилки, ящики для снарядов и работал под девизом: «Все для фронта - все для Победы!»
Изготавливали аэродромные катки, которыми расчищали снег на взлетных полосах для самолетов. Для солдат-лыжников делали деревянные лыжи и палки.
Выпиливали ружейные и автоматные заготовки прикладов и сборные санитарные домики на 20 раненых, которые можно было разбирать и собирать, как лего-конструктор.
Вагон 6
Сибирский госпиталь
Тысячи раненых в госпиталях,
Все забинтованы, на костылях,
Мечутся, стонут, от боли крича…
Белый халат на усталых плечах
И операций поток при свечах.
В Ялуторовске такой госпиталь создали в начале войны. Жители города приносили туда подушки, одеяла, постельное белье, комнатные растения. Им хотелось, чтобы раненые чувствовали себя как дома.
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012043
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf