Проект «Весенние краски» |
ср., 21.08.2024 |
Авторы:
Курманова Венера Чапаровна, воспитатель
Ярославцева Тамара Михайловна, воспитатель
Беломоина Мария Сергеевна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад №40 - ЦРР" г. Тобольска
Материал на доработке
Тип: Познавательно-исследовательский
Вид: Тематическая прогулка «Весенние краски»
Участники: 3 – 4 года
Цель: Знакомство детей с основами экологической культуры посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы.
Задачи: Расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе. Формировать исследовательский и познавательный интерес в природе. Развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать образную речь. Различать и выделять основные цвета (желтый, зеленый, синий) в природе весной. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту, доброе отношение к представителям живой природы. Правильно составлять изображение из готовых деталей, аккуратно их раскладывать, различая по цвету.
Актуальность: Прогулка в любое время года полезна для дошкольников, это знают все взрослые. А что нужно сделать для того, чтобы прогулка была не только полезна, но и интересна для малышей? Ответ на этот вопрос знаем мы, педагоги и родители группы «Дельфинчик». Для этого необходимо хорошее настроение, немного фантазии и много - много желания. Именно желание создать индивидуальный облик прогулочного участка нашей группы, соответствующий возрасту воспитанников; интересный детям и их родителям; позволяющий более полноценно организовать прогулку для детей на территории пространства участка стало основанием для создания кукол из поролона – сказочных героев, помощников природы «Эколят».
Предполагаемый результат: Дети имеют представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляют положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы. Ориентируются в основных пространственных и временных отношениях, осуществляют поисковые и обследовательские действия. Различают и называют основные цвета, формы предметов. Владеют активной речью, используют в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение. Стремятся к общению со взрослыми и сверстниками реагируют на их настроение, наблюдают за их действиями, играют рядом.
Результативность: Оценка степени заинтересованности детей новой задачей.
Анализ уровня эмоционального настроя детей на совместную деятельность. Наблюдение за умением высказываться, выражать свои мысли. Оценка умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, делать выводы.
Этапы проекта:
1.Мотивационный - создание у детей эмоционально - психологического настроя на совместную деятельность, активизация их внимания, обеспечение мотивации и принятия детьми цели образовательно – познавательной деятельности.
2. Основной - способствовать возникновению положительных эмоций, дружеских взаимоотношений от совместной деятельности, умению договариваться, в общем важном деле.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и начинать его нужно с прихода детей в младшую группу.
Именно в младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, ходят на экскурсии по экологической тропе.
Дети понимают, что птицы, звери, насекомые, растения - живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные - за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усваивает это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.
Таким образом, главными задачами экологического воспитания являются умение детей любить и беречь природу, а также бережное использование природных богатств Земли.
Природоохранный социально - образовательный проект «Эколята - дошколята» проводится в разных регионах Российской Федерации и является первым опытом общего процесса формирования экологической культуры у детей.
Наш детский сад вступил в данный проект в 2022 году, приняв участие в конкурсе на лучший «Снежный городок Эколят» были отмечены дипломом I степени на Региональном этапе , в III степени на Всероссийском уровне. В апреле месяце к нам приехали представители департамента недропользования и экологии Тюменской области с Эколятами , провели незабываемый праздник для малышей с торжественным вручением подарков.
Победа в конкурсе стала стартовой точкой для дальнейшей работы в данном направлении. Совместно с родителями мы приняли активное участие в благотворительной эко акции «Двойная польза». Суть которой заключается в том, что собранное вторсырье сдается на переработку, а вырученные средства отправляются на благотворительность в Центр помощи бездомным животным «Право на жизнь». Наша группа взяла под опеку самую ласковую и игривую собачку с прекрасной кличкой Линда.
К зиме в группе был разработан проект «Как помочь птицам зимой?». Узнали о зимующих и перелётных птицах, об их привычках, повадках. Смотрели видео - ролики об интересных моментах из жизни птиц. А родители смастерили кормушки для птиц и развесили их на территории детского сада.
В начале 2023 года появилось желание создать панно «Времена года», которое используется для разных образовательных целей, в разные режимные моменты и разные виды деятельности. Например, для знакомства детей с временами года и их признаками. Или темами недели. Также можно использовать в утреннее время для определения погоды за окном. Или обращать внимание детей на него перед походом на прогулку, обговаривая погоду за окном. В настоящее время работа по обогащению панно продолжается.
За этот период наша группа обогатилась различными макетами: «Дикие животные в лесу», «Домашняя ферма», «Хорошо и плохо» и т.д., а также «Эколятами» из поролона, из бросового материала, вязанными Эколятами. Если кто-то еще незнаком с Эколятами, то это сказочные герои, юные защитники природы, которые любят природу, охраняют, берегут ее, следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.
В рамках проекта «Радуются солнышку птицы и насекомые» по реализации ООП ДО нашего детского сада, содержание которой выстроено с учетом примерной ООП ДО «Мозаика» Белькович В.Ю., Гребенкиной Н.В. был разработан подпроект «Весенние краски», с участием сказочных героев – Эколят, заключительный этап которого прошел в виде тематической прогулки. И сейчас мы хотим представить вашему вниманию видео прогулки с детьми младшей группы «Дельфинчик».
3.Заключительный (итоговый)
Продукты проекта:
Воспитатели:
Родители:
Дети:
Приложение
Технологическая карта занятия
1.Пояснительная записка
Прогулка в любое время года полезна для дошкольников, это знают все взрослые. А что нужно сделать для того, чтобы прогулка была не только полезна, но и интересна для малышей? Ответ на этот вопрос знаем мы, педагоги и родители группы «Дельфинчик». Для этого необходимо хорошее настроение, немного фантазии и много - много желания. Именно желание создать индивидуальный облик прогулочного участка нашей группы, соответствующий возрасту воспитанников; интересный детям и их родителям; позволяющий более полноценно организовать прогулку для детей на территории пространства участка стало основанием для создания кукол из поролона – сказочных героев, помощников природы «Эколят».
Тема занятия: Тематическая прогулка «Весенние краски»
Возрастная группа воспитанников: дети 3-4 лет
1.1. Целевой блок:
Тема занятия: «Весенние краски»
Место занятия в изучаемой теме: в рамках тематического проекта «Радуются солнышку птицы и насекомые» был разработан под проект «Весенние краски», с участием сказочных героев – Эколят, который проходил через организацию тематических прогулок.
Цель занятия: Знакомство детей с основами экологической культуры посредством сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы.
Планируемые результаты:
Дети имеют представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляют положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы. Ориентируются в основных пространственных и временных отношениях, осуществляют поисковые и обследовательские действия. Различают и называют основные цвета, формы предметов. Владеют активной речью, используют в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение. Стремятся к общению со взрослыми и сверстниками реагируют на их настроение, наблюдают за их действиями, играют рядом.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи: Расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе. Формировать исследовательский и познавательный интерес в природе. Развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать образную речь. Различать и выделять основные цвета (желтый, зеленый, синий) в природе весной. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту, доброе отношение к представителям живой природы. Правильно составлять изображение из готовых деталей, аккуратно их раскладывать, различая по цвету.
Форма занятия: Тематическая прогулка «Весенние краски»
Место проведения занятия: группа, территория детского сада.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: аудиозапись «голос птиц» - сорока, кукла «Би-Ба-Бо» - сорока, куклы из поролона «Шалун», «Умница», «Тихоня», «Елочка», ведерки: желтая, зеленая, синяя, заготовки из фетра к картине «Весна», цветные стеклышки, лупы, перья, стакан с водой.
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемая(ые) технология(и): Игровые технологии, технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.
Основные понятия: весна, картина, эколята, помощь.
2.Ход занятия
Этап занятия
|
Поэтапные задачи
|
Виды работы, формы, методы, приемы (по этапам занятия) |
Содержание и деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников
|
Планируемые результаты
|
Контроль результатов деятельности
|
Мотивационный этап
Основной этап
Заключительный этап (рефлексия)
|
Создание у детей эмоционально - психологического настроя на совместную деятельность, активизация их внимания.
Обеспечение мотивации и принятия детьми цели образовательно – познавательной деятельности.
Способствовать возникновению положительных эмоций, дружеских взаимоотношений от совместной деятельности, умению договариваться, в общем важном деле.
Подведение итогов, создание атмосферы успеха от решения проблемы. Формировать умение давать самооценку своей работы и работы всей группы. Совершенствовать умение работать в группе. |
Создание игровой ситуации, создание проблемной ситуации, вопросы, использование «голоса птицы: сороки» для привлечения внимания, внесение куклы «Би-Ба-Бо» Сороки.
Показ «заколдованной» весенней картины сороки.
Дыхательная гимнастика «Теплый ветерок»
Формирование культурно-гигиенических навыков
Встреча с Эколенком Умницей
Дидактическая игра «Если я приду в лесок
Игра с цветными стеклышками
Подвижная игра «Тепло, холодно»
Встреча с эколенком Шалуном
Опыт с водой и льдинками
Опыт с водой (грязью) и перышками
Встреча с эколенком Тихоней
Игра «Сортируем мусор правильно»
Игра с лупами
|
Воспитатель обращает внимание детей на стрекот сороки. СОРОКА: Я сорока-белобока! По полям летала, Весело щебетала. Весну встречала, Картину рисовала… Вот посмотрите, видите? - Конечно, не видите! А все потому, что Зима на славу потрудилась над моим шедевром! Краски заколдовала и заморозила картину. - Солнышка не видно, траве из-под земли мерзлой не пробиться, речке из-подо льда не выбраться! Что же мне теперь делать…!? Воспитатель успокаивает Сороку. Высказывает детям своё незнание как помочь.
Воспитатель обращает внимание детей, что картина осталась бесцветной, и надо найти другое решение. Сорока не знает кто такие Эколята.
Воспитатель предлагает детям рассказать Умнице историю Сороки, вместе просят помощи.
Умница согласна помочь, но сначала хочет убедиться в том, что дети хорошо знают правила поведения в лесу.
УМНИЦА: Молодцы!!! Вы справились с заданием. Значит и я вам помогу. - Назовите самый главный признак весны. Есть у меня здесь стеклышки непростые, разноцветные какие!!! Если через стеклышко посмотреть, Можно солнце рассмотреть! На какую фигуру похоже солнце? - Что еще есть у солнца? - А какое оно, солнышко? - А какого оно цвета?
Воспитатель предлагает потрогать какие предметы солнце согрело, а какие остались холодными. - Ребята, вы такие же умницы, как и я! Все правильно сказали! Держите скорее солнечную желтую краску и спешите дальше! До свидания! ШАЛУН: Привет, ребята! - Сорока - белобока это наш друг Шалун. Ребята, а какой наш Шалун?
- Конечно я вам помогу, но сначала расскажите мне, какие еще приметы весны вы знаете, кроме яркого солнышка. - Конечно Шалун, расскажем и покажем. - Посмотрите, на ручейки! Кто из ребят скажет откуда они появились? Какого они цвета? Они одинаковые или разные по длине? Как они весело журчат! Наверное, радуются солнышку! А тут лужа! Давайте потрогаем воду и узнаем, какая на ощупь вода в ней! А это что в ней плавает? Да, это льдинки! Откуда они в луже? Какие они на ощупь? Все ли льдинки одинакового размера? А кто найдет самую большую льдинку? Самую маленькую. Среднюю. А на что похожа самая большая льдинка? А маленькая? - Таких смышленых детей я еще не встречал. Молодцы ребята! Я ведь тоже кое-что знаю. Смотрите. Шалун предлагает провести опыт с водой и перьями. - Весело было с вами ребята, спасибо. Это тебе сорока синяя краска, собранная из синих ручейков и голубого неба.
Воспитатель: Тихоня, а почему ты такой грустный? Что же здесь на полянке не так? Ребят поможем Тихоне навести порядок на полянке? ТИХОНЯ: Молодцы ребята! Вы так быстро собрали и рассортировали весь мусор. Скажите, чем я вам могу помочь? - У меня есть одна баночка с краской. Угадайте его цвет. Этот цвет – огородный, Он весною самый модный! Теплым солнышком согреты В него улицы одеты! - Правильно! Посмотрите, что вокруг нас есть зеленого цвета? - Не видите? Я дам вам лупы, с ними видно все! - Правильно ребята, вокруг нас очень много зелени! Это тебе сорока зеленая краска. Воспитатель ведет детей дальше. - Здравствуй Елочка. ЕЛОЧКА: Здравствуйте ребята. - Елочка мы знаем, что ты очень добрая и любишь лес и всех лесных жителей, поэтому мы пришли к тебе за помощью. - Все правильно, я очень люблю лес, и его жителей. А еще я люблю играть с друзьями, поиграем в игру «Назови одним словом», а затем непременно вам помогу. Все верно! Тогда начинаем… Все краски собрались На холсте переплелись Вы ребята потрудились Весенняя картина получилась! - Спасибо ребятам и эколятам! Я буду смотреть на свою картину и вспоминать вас ребята, и новых своих друзей Умницу и Елочку, Шалуна и Тихоню. |
Дети прислушиваются, видят в окне сороку, подходят. Приглашают к себе. Дети с интересом рассматривают, слушают. - Нет, не видим. Удивляются, проявляют заинтересованность.
Дети думают, делают предположения, решают согреть дыханием. Предлагают идти за помощью к эколятам. - Эколята, ребята - желуди, которые, любят природу, охраняют её, берегут её, и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе. Идут одеваться на прогулку. Проявляют активность в одевании, доброжелательное отношение к друг другу. Дети отвечают на вопросы, проявляют активность в общении. Знакомят Сорку с Умницей. - Умница самая серьезная, много чего знает, любит рассказывать разные интересные истории; из всех своих друзей она самая старшая.
Дети внимательно слушают, принимают правила, выполняют задание, контактируют в совместной деятельности. Отвечают на вопросы, проявляют подвижную активность.
- Первый признак -это теплое солнышко. Дети рассматривают солнце через цветные стекла. - Круг - Лучи - Круглое, большое… - Желтое
Дети трогают, находят теплые и холодные предметы в окружении. Делают вывод: предметы теплые там, где солнце, холодные - где не попадают солнечные лучи. Дети приветствуют. - Он веселый, озорной эколенок, любит разные игры и узнавать все новое и неизвестное. Дети рассказывают историю Сороки, просят помощи. - Снег растаял и потекли ручьи. - Голубые, прозрачные - Разные, длинные и короткие. - Холодная. - Льдинки. - Холодные, гладкие. - Разные. Участвуют в практическом экспериментировании.
Дети участвуют в практическом экспериментировании. Высказывают отношение к результатам своей деятельности. Дети прощаются, идут дальше.
Дети замечают, что вокруг разбросан мусор. Сортируют по контейнерам. Проявляют дружелюбие, соблюдают правила взаимодействия. Ответы детей.
Дети рассматривают траву, нераскрывшиеся почки, первые листочки через увеличительные стекла.
Отвечают на вопросы, проявляют активность в общении. Могут поделиться информацией |
Проявление интереса к предстоящей деятельности, желания (любопытства). Повышение эмоционального настроя.
Умение сочувствовать, высказывать предположения, формулировать задачу, принимать решение.
Умение соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова. Ориентация на партнёра по общению. Умение слушать собеседника.
Умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи.
Ответы детей. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Развитие эмоционального позитивного отношения к совместной деятельности.
Умение сравнивать и находить объект.
Умение точно отвечать на поставленные вопросы, проявление активности в общении.
Умение анализировать и оценивать свою деятельность, деятельность всей группы.
.
Умение соблюдать правила поведения в время подвижной деятельности.
Развитие эмоционального позитивного отношения к совместной деятельности.
Умение отвечать на вопросы, взаимодействовать со сверстниками.
Умение действовать сообща, дожидаться товарища. Умение анализировать и оценивать свою деятельность, деятельность всей команды. Проявление удовлетворенности полученным результатом. |
Оценка степени заинтересованности детей новой задачей. Анализ уровня эмоционального настроя детей на совместную деятельность.
Наблюдение за умением высказываться, выражать свои мысли.
Оценка реализации поставленной задачи. Эмоциональный Анализ умения сотрудничать в группе.
Оценка умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, делать выводы.
Оценка результатов выполнения задания. Оценка умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, делать выводы.
Наблюдение за эмоциональными проявлениями детей. |
Список литературы:
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».
Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.
Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
Пройдя по экологической тропе детского сада в г. Камышлове Свердловской области можно узнать много интересного о природе края: о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, полюбоваться ее красотой.
Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».
Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
В статье представлен опыт работы ДОУ г. Челябинска по организации на территории учреждения «экологической тропы».
Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Комната природы (экологическая комната) предназначена для проведения мероприятий экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми существами.
Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
Цель тропы – познакомить детей с растениями, которые растут на участках детского сада. В статье даны примеры некоторых остановок на тропе, например, «Рябина», «Березка», а так же представлен дидактический материал.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
В связи с принятием ФГОС ДО, экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу. Задача этой статьи – показать связь экологического воспитания детей с областью «Физическое развитие».
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
ФГОС ДО с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию. В статье рассмотрены образовательные области, через которые система экологического воспитания может быть реализована на практике.
Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
В статье рассмотрена технология проектной деятельности в ДОУ, представлено перспективное планирование работы
Интернет-ресурсы:
Для педагога: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/12/13/konspekt-od-puteshestvie-v-skazochnyy-les-k-ekolyatam
Для родителей: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/11/23/konsultatsiya-dlya-roditeley-ekolyata-zashchitniki
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf