«Опыт работы по развитию у дошкольников чувства сопричастности к обычаям и традициям народов своей малой Родины» |
сб., 24.08.2024 |
Автор:
Файзуллина Наталья Петровна
старший воспитатель
МАДОУ д/с №100 города Тюмени
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край, город или село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – народная культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Малая Родина – это исторически первоначальная небольшая родина малых человеческих групп; во-вторых, территория региона, населённого этнически своеобразной группой, и в силу некоторых причин относительно обособленная от большой родины или просто обособленная от остальной страны; в-третьих, место рождения индивида, проживающего ныне в другой географической точке своей большой родины, но сохранившего воспоминания о малой родине.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Новизна представляемого педагогического опыта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но исходя из практики нашего учреждения, мы видим необходимость наполнения ее новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями разных народов, гордости за достижения региона, страны; развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Что же такое традиции?
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени.
Традиции – это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. |
Традиция – это сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта, система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений. |
Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. |
Традиции – это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение... |
Все мы знаем общепринятые определения слова «Традиции», которые встречаются в различных словарях, но наши дети, как правило не пользуются терминами из словарей, а дают свои определения, так и со словом традиция… У детей своё понимание этого слова.
Цель опыта работы - заключается в воспитании чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Из цели вытекают следующие задачи:
- • расширение представлений о культурно-исторических событиях малой родины, развитие интереса к достопримечательностям, традициям и праздникам;
- • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
- • воспитание любви, уважения к традициям разных народов, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Мы - взрослые, в силу своего прожитого жизненного опыта понимаем и принимаем это. У детей данного опыта нет, и наша задача заключается в том, чтобы дать детям возможность накопить определённый опыт через:
- Отбор соответствующего материала, который позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край (проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность).
- Практическую деятельность, где нужно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми (праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми).
- Создание естественной среды, погружаясь в которую ребёнок узнает историю, национальный быт, обычаи, творчество (выставки, творческие мастерские, вернисажи)
Поэтому так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ребёнком, помогали ребёнку накапливать собственный опыт, который можно получить через:
-соприкосновение с народными традициями, историей, культурой, природой,
-поддержание детского интереса к прошлому и настоящему родной земли,
- воспитание патриотизма и любви к своей Родине.
Презентация опыта: «Опыт работы по развитию у дошкольников чувства сопричастности к обычаям и традициям народов своей малой Родины» - старший воспитатель Файзуллина Н.П. МАДОУ дс 100 города Тюмени.pdf (9.11 МБ)
Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:
Направления, формы и методы работы по развитию у дошкольников чувства сопричастности к обычаям и традициям народов своей малой Родины:
1. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.
3. Сотрудничество педагогов ДОУ, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.
4.Взаимодействие ДОУ с общественными организациями социума.
Формы работы с педагогами
Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно (НУЖНО и ВАЖНО) рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Для повышения компетентности педагогов по этому вопросу мы используем различные формы работы.
1. Педагогические советы
2. Педагогический ринг
3. Мастер-классы
4. Выставки-ярмарки педагогических идей
5. Работа по единым методическим темам, создание проектов
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. Тематическое планирование, используемое нами, способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми
Одним из основных средств формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является проектная деятельность. Почему мы использовали именно эту технологию?
Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, что очень значимо и ценно.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, что позволяет на этапе дошкольного развития формировать у детей навыки взаимодействия друг с другом.
Кроме проектной деятельности используем различные формы работы по развитию представлений о малой родине:
- Экскурсии и прогулки к историческим памятникам, по улицам города, в музеи родного города, виртуальные прогулки по интересным местам родного края.
- Дидактические игры, изготовленные педагогами о родном крае; задания, игровые упражнения на закрепление игрового материала
- Постановка музыкально-театрализованной деятельности. Проведение развлечений, досугов.
- Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города
- Проведение познавательных викторин, олимпиад
- Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.
- Оформление тематических выставок; изготовление сувениров; оформление альбомов.
Формы работы с родителями
Участие родителей в жизни детского сада помогает им ближе увидеть мир с позиции ребенка; установить доверительные отношения с ребенком. Тесная связь с семьей нас радует, укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.
В работе с родителями нами используются различные формы работы:
- мастер-классы
- совместные встречи по интересам
-развлечения
- выставки
- проектная деятельность
Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада, в создании предметно-развивающей среды в группе;
- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
Творческие выступления детей.
Результаты деятельности по данному направлению видны не только внутри ДОУ, но и в социуме: наши воспитанники принимают участие в городских мероприятиях с творческими номерами и занимают призовые места. Конкурсы танцевальных коллективов, конкурсы военных песен, «Благотворительном патриотическом фестивале детского творчества «Я горжусь!» и многих других.
Результативность педагогического опыта
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой Родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
1. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, например:
- Во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано тело Владимира Ильича Ленина – местом для хранения выбрали здание Тюменской сельскохозяйственной академии (фото).
- В 1942 году на тюменском заводе № 241 был построен единственный экземпляр крылатого танка, разрабатывавшегося с 1941 по 1943 год авиаконструктором Антоновым. (фото).
- В Тюменской области, в городе Тобольске (240км севернее Тюмени), в 1834 году родился самый знаменитый в мире химик – Дмитрий Менделеев (у которого недавно был день рождения 8 февраля).
- С 2001 по 2005 год должность губернатора Тюменской области занимал нынешний мэр Москвы Сергей Собянин.
- Тюменская область делит Россию пополам: на европейскую и азиатскую части.
- В краеведческом музее Тюмени по адресу Ленина,2 выставлен самый большой в России скелет мамонта. В 1885 году его нашел Иван Словцов, выдающийся деятель Тюмени, неподалеку от города, в деревне Решетниково.
- В феврале 1944 года тюменская милиция в течение двух недель собирала по городу котов и кошек для отправки в ленинградский Эрмитаж, где за время блокады развелось множество грызунов, представлявших угрозу для бесценных произведений искусства.
- В Тюмени находится памятник Ленину высотой в 15,5 метров, самый высокий в России.
2. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.
Впереди у нас еще много интересного и неизведанного. Например, нам с детьми предстоит ещё многое узнать, например, до сих пор неизвестно, откуда именно происходит название нашего города.
Интернет-ресурсы:
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011921
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf