Экологические природоохранные акции, как средство успешного развития экологической культуры дошкольников |
вс., 24.03.2024 |
Автор:
Мачитова Райхангуль Сабировна
воспитатель 1-й квалификационной категории
МАДОУ Детский сад №7, г. Тобольска
"Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей" В. Бианки
В современном мире наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе (ее отдельным компонентам) – мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!
Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
И сегодня я хочу Вам рассказать о том, как я и мои воспитанники приобщаемся к экологической культуре, через участие в природоохранных экологических акциях.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания, являются природоохранные экологические акции.
В ходе их проведения дети получают природоведческие знания, у них формируется навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Цель моей работы - Создание условий для формирования экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Которые включали в себя
-Формирование познавательного интереса, развитие коммуникативных способностей, гуманное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Методики экологического образования, вопросы, связанные с организацией природоохранных акций, изучались
Натальей Александровной Рыжовой, Лидией Михайловной Маневцовой, Светланой Николаевной Николаевой.
По мимо участия в природоохранных акциях использую традиционные формы работы такие, как прогулки, походы, экскурсии, тематические беседы, труд в уголке природы, наблюдение за трудом взрослых в природе, наблюдения, чтение художественной литературы.
Участниками акций, являются: дети, воспитатель, родители. Это слаженные механизм.
В своей работе я пользовалась следующим алгоритмом: цель, задачи; объект (на что направлено – птицы, деревья…); участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
Работы осуществлялась в четыре этапа
1. Подготовительный этап:
2.Познавательно- исследовательский этап (организационный
3. Этап практической деятельности, газет, коллажей, фотовыставка
4. Аналитический - подведение итогов, - рефлексия (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.)
Структурные компоненты природоохранных акций содержат
- Экологические экскурсии-экспедиции
- Экологические выставки и экспозиции
- Экологический музей
- Экологические наблюдения
- Экологические игры
- Экологические плакаты
А сейчас более подробно хотелось бы остановиться на тех акциях в которых принимали участия.
Акция «Покормите птиц зимой»
Начало акции «Покормите птиц!» приурочено к 12 ноября, известному в народном календаре как день Зиновия-синичника, или Синичкин день. Ежегодно в нашем детском саду проводится конкурс на лучшую кормушку. Цель акции - привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки.
Акция «Украсим планету цветами»
Следующая акция прошла под конкретным девизом «Украсим планету цветами». Она проводилась в форме праздника, где ребята рассказали стихи об экологии и просмотрели видео ролик о защите окружающего мира. Затем дети и родители высаживали цветы в клумбах, украшая территорию детского сада.
В ходе проведения
Акция «Чистый участок» формировали экологическую культуру, сознания и интерес, коммуникативные способности, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Акция «Огород на окне»
Бережное отношение к природе предполагает умение ухаживать за растениями поэтому мы провели акцию «Огород на окне»
Мы стараемся создавать условия для того, чтобы дошкольники на деле приобретали практические навыки по уходу за растениями.
Акция «Голубая планета - Земля» формировали представления у детей о том, что водные ресурсы нужно беречь. Охранять морских и речных обитателей.
Акция «Животные нашего края»
Время шло, дети подрастали в процессе работы родители стали активными помощниками. Предлагали новые экскурсии, походы, выставки, поучаствовать в акциях городского уровня.
Знакомство детей с внешним видом животных и птиц мы решили провести в Губернском музее, дети с удовольствием посмотрели доисторических животных,а также птиц, животных нашего региона.
На протяжении двух лет мы являемся активными участниками волонтерского движения города Тобольска. И поэтому, когда предложили очистить Менделеев парк. Я со своей командой были в первых рядах.
Экологическая акция «Двойная польза»
Одно из самых важных и значимых направлений - акция «Двойная польза». Это благотворительный социально-экологический марафон по сбору вторсырья. Мы вместе с детьми и их родителями собираем вторсырье, которое отправляют на переработку, а вырученные средства идут на благотворительность.
Экскурсия в «ЭкоДом»
Благодаря появлению эко дома в нашем городе, у детей появилась возможность увидеть, как происходит весь процесс переработки пластика и превращения его в полезные вещи.
Например, столешницы, лавочки, вазы которыми украшен Экодом. Для нас провели интересный и познавательный мастер-класс по изготовлению брелоков.
Акция «Пушистый дом для друга»
В рамках проекта Формулы хороших дел компании Сибур, родители предложили поучаствовать в акции «Пушистый дом для друга».
Целью акции была, постройка и украшение собачьего домика, наша работа заняла 3 место. Дети играя с собаками, узнают о их паводках и многое другое.
И теперь родители и дети оказывают посильную помощь бездомным животным, привозят корм, старые пледы для подстилки.
Заключение
В рамках реализации природоохранных акций мы отмели, что дети более уважительно стали относится не только к природе, но и в целом к родному городу.
Научились предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему человечеству". Дмитрий Сергеевич Лихачев
Список интернет - ресурсов
https://dob.1sept.ru/article.php?id=200501710 – Н.А. Рыжова
Лидия Маневцова: Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности "Дошкольное образование"
https://www.labirint.ru/books/45037/
С.Н. Николаева https://dou12-ugansk.narod.ru/Obrazdeatel/junyj_ehkolog_sistema_raboty_s_detmi_6-7_let.pdf
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011497
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf