Возможности проектной деятельности как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста |
пт., 26.01.2024 |
Авторы:
Низамова Лейсан Мадехатовна, Гусейнова Зумруд Бекбулатовна
воспитатели МАДОУ "ДС "Ручеёк"ЯНАО, г. Новый Уренгой
Проблема охраны природы во все времена была актуальной, но, пожалуй, никогда не стояла она так остро, как в наши дни, когда над всем человечеством нависла угроза экологической катастрофы. Причина в том, что в настоящее время люди стали относиться к природе потребительски, не задумываясь о будущем. Вырубка лесов, истребление многих видов животных и растений, загрязнение водоемов - все это наносит непоправимый вред экологии.
Формирование экологического сознания стало жизненной необходимостью и начинать воспитывать экологически грамотного человека надо с дошкольного возраста. Работу в этом направлении необходимо начинать с раннего возраста, так как именно в этом возрасте формируются представления о природных явлениях, живой и не живой природе. Дошкольникам интересно познавать новое, особенно то, что их окружает.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи экологического воспитания детей:
- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.
Сегодня для дошкольников достаточно полно разработаны материалы и учебные пособия, знакомящие их с миром природы. Хорошо и доступно представлены основы экологических знаний, позволяющие ввести ребенка в мир природы как среду обитания, позволяющие воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, его природе, ресурсам.
Педагогические технологии экологической направленности позволяют решать задачи экологического воспитания в дошкольных образовательных организациях.
В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Проектная деятельность по экологии позволяет развивать у детей исследовательские компетенции. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка исходя из детских потребностей и интересов, развивают его как личность.
Проектная деятельность, как развивающее средство, обладает своими особенностями, которые положительно влияют на формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. Ребенок видит проблему и думает над ее решением, только тогда возникает проектная деятельность. Если рассматривать с точки зрения практики, например: на прогулке у ребенка возник вопрос: как мы можем помочь птицам в зимний период времени? В этот момент возникает проектная деятельность, ребенок начинает обдумывать, обсуждать, искать варианты решения проблемы. Действия ребенка попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это опыт для него, с другой - он не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого.
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Например, при выполнении продуктивной деятельности ребенку предлагается образец продукта и даже дается решение для поставленной задачи, а в процессе проектной деятельности перед ребенком стоит проблема, требующая ее решения. Причем важно не выбирать один вариант, а найти оптимальный вариант решения проблемы, эффективность варианта, а потом уже принять решение.
Среди всех проектов которые реализованы в нашей группе, наиболее значимые по экологическому воспитанию являются такие проекты как: «Пшеница», «Тыква – царица овощей», «Покормите птиц», «База по переработке снега «Сугроб».
Например проект «Покормите птиц зимой» мы организовываем ежегодно, расширяя задачи в соответствии с возрастом воспитанников. Цель этого проекта: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, учить заботиться о них во время холодов. Мы с ребятами и родителями изготавливаем кормушки и «гостинцы» для пернатых друзей. Проект «Покормите птиц» долгосрочный, до наступления теплых дней мы подкармливаем птиц.
Ещё одним из значимых экологических проектов можно назвать проект «База по переработке снега «Сугроб». Однажды на прогулке мы наблюдали как трактор чистил территорию нашего детского сада, сгребал снег в кучи, а потом всё это загружалось в самосвал и увозилось. У ребят возник вопрос: «А куда увозят снег», «Что с ним происходит дальше». Так и получил начало наш проект.
Цель проекта: развитие конструктивных творческих способностей детей и формирование познавательного интереса посредством создания проекта.
Проект предполагал решение нескольких задач:
– обогащать знания детей об экологической ситуации на Ямале, содействовать пониманию важности сохранения экологии для жителей планеты Земля;
– сформировать знания о способах и технологиях переработки убираемого снега;
– познакомить с работой предприятия УГСК;
– познакомить детей с трудом взрослых, работающих в коммунальных службах снегоуборочной техники.
Просматривая разные энциклопедии, документальные фильмы, фрагменты новостей, презентации, газеты и журналы, посещая онлайн экскурсии и встречаясь с разными интересными людьми мы с ребятами узнали много интересного. Во время проекта проводились эксперименты и опыты: «Три состояния воды», «Чистый снег?» и др. Узнали, что снег вывозят за город, и с наступлением весны он тает в естественных условиях. Вместе с грудой снега вывозится и мусор и, соответственно, после таяния снега в тундре остается очень много мусора, который загрязняет окружающую среду.
Дети, родители и воспитатели искали выход из этой ситуации. Продуктом проекта стала база по переработке снега, выполненная из деталей конструкторов LEGO® City, WeDo и WeDo 2.0. База перерабатывала снег, очищая его от мусора и превращая в воду для технического использования.
С продуктом этого проекта ребята приняли участие в Городском конкурсе «ИКаРенок» и заняли призовое место. А на Всероссийском конкурсе семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон - 2023» воспитанников, родителей и педагогов отметили дипломом 3 степени.
Таким образом, экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка исходя из детских потребностей и интересов, развивают его как личность. Проектная деятельность положительно влияет на формирование экологических знаний старших дошкольников, всесторонне их развивая.
Литература:
1. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников». – СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009.
2. Смирнова О.Д., «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: «Скрипторий 2003», 2011.
3. Т.В.Хабарова Т.В., «Педагогические технологии в дошкольном образовании». – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011308, 0011309
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf