Образовательная деятельность в подготовительной группе «Космическая лаборатория» |
пн., 03.06.2024 |
Составитель:
Макарова Ольга Владимировна,
воспитатель МАДОУ д/с № 146 г.Тюмени
Цель: расширение представлений детей о космосе через проведение опытов и экспериментов.
Задачи:
•Образовательные:
– закреплять представление детей о космосе, планетах, звездах;
–совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес.
•Развивающие:
-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.
– развивать мыслительную и речевую деятельность
•Воспитательные:
– воспитывать активность, инициативность и умение работать в коллективе.
Оборудование: Проектор, экран.
Для опытов – воздушные шарики; ёмкость с манкой или песком, шарик из пластилина или мячи теннисные; глобус, настольная лампа и фонарики; картон с отверстиями, конверт, спецодежда, паспорт опытов.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия», просмотр презентаций о космосе.
Ход занятия:
Дети в зале приветствуют гостей, затем друг друга.
Здравствуй, друг!
Собирайся в ровный круг.
Вы готовы заниматься?
Мы готовы заниматься!
Вы готовы улыбаться?
Мы готовы улыбаться!
Это просто здорово! Узнаем много нового!
Действительно, это замечательно узнавать что-то новое для себя! Сейчас перед вами появится интересная особа, но для этого, вы должны закрыть глаза и посчитать до 5.
(воспитатель перевоплощается в Доктора космических наук) Здравствуйте, дети, меня зовут Венера Марсовна и я – Доктор космических наук.

Ребята, я собираюсь открывать космическую лабораторию
Вы хотели бы там побывать? – Да!
Отлично, тогда ответьте на вопросы.
Вы знаете, что такое космос?
Дети: это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Там не могут летать самолёты. Небо совсем чёрное в космосе. А на чёрном небе Солнце, звёзды, луна. Воздуха в космосе нет.
Воспитатель: Вы совершенно правы, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечное пространство под названием космос.
Слайд-космос
Воспитатель: На какой планете мы живём?
Дети: Земля
Слайд- Земля
Воспитатель: Как называются люди на нашей планете?
Дети: Земляне
Слайд- Земляне
Воспитатель: Ваши ответы верны, вы становитесь маленькими учеными, и двери моей космической лаборатории для вас открыты, проходите. Но в моей лаборатории, как и в вашей есть правила, давайте их вспомним. (Дети по очереди берут карточку и объясняют, что она обозначает)
Одеть спецодежду, которую предварительно вы изготовил сами и браслет для входа в лабораторию. Вам надо разделиться на 2 команды, как это сделать?
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем проводить эксперименты и всё записывать в свои научные тетради. (Выдаются паспорта опытов по одному на 2 подгруппы разных цветов, согласно цвету браслетов у детей). Нужно выбрать руководителя в каждой группе, который будет всё зарисовывать в паспорт.

Воспитатель: Кто побывал в космосе самым первым?
Дети: Белка и Стрелка.
Слайд
Воспитатель: а как звали самого первого космонавта?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин
Слайд
Воспитатель: Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики
Воспитатель: Совершенно верно, а как думаете, почему именно 12 апреля?
Дети: Потому, что именно в этот день Гагарин полетел в космос
Воспитатель: а как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил полёт в космос?
Дети: Восток
Слайд
Воспитатель: А почему он полетел на ракете, а не самолёте?
Дети: Это самый быстрый вид транспорта на Земле У нее есть реактивный двигатель.
Опыт №1 «Принцип действия реактивного двигателя»
Воспитатель: Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх? Но вот и настало время первого эксперимента, Для этого я проведу вместе с вами небольшой эксперимент с воздушным шариком. Я возьму воздушный шарик, и вы берите, надую его вместе с вами, зажму пальцами у основания, и отпускаем, посчитав от 5 до 1. Куда полетел шарик? А что было внутри шарика? Что произошло, когда весь воздух закончился? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Примерно то же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ толкает ракету вверх.
Руководитель группы рисуют космический корабль в паспорт.
Я приглашаю вас посмотреть мультфильм про солнечную систему. Присаживайтесь поудобнее на подушки.
Слайд солнечной системы или мультфильм
Сказка «Солнечная система» с демонстрацией модели солнечной системы.
Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система".
Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.
Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку - "Венерой", самую добрую - Землей, самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.
Сатурн — это весельчак с красивыми кольцами.
У планет есть друзья- спутники. У Земли есть подружка – спутник, которую зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто может сказать, что такое солнечная система?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Солнечная система -это солнце, вокруг которого вращаются 8 планет. Солнце считают центром Солнечной системы. Солнце – это планета или звезда?
Дети: Звезда Солнце - яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце словно раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам.
Воспитатель: что произойдет, если солнца не будет?
Дети: на земле не будет жизни, наступит ледниковый период
Воспитатель: Ребята, Солнце оказывает влияние на смену частей суток.Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем следующий опыт.
Опыт №2 «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: 2 настольные лампы, 2 глобуса.
Содержание: Включить в комнате настольные лампы и направить на глобус.
Воспитатель: как вы думаете, что заменяет лампа в этом опыте?
Дети: лампа– это Солнце, оно светит на Землю.
Воспитатель: Ка вы считаете, там, где светло, уже наступил день?
Дети: наступил
Воспитатель: Там, куда лучи Солнца не доходят, какая часть суток?
Дети: ночь
Руководитель рисует в паспорт солнце.

Динамическая пауза.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)
Слайд - Луна
Воспитатель: вы правы, это Луна. Ребята, скажите луна это спутник или звезда?
Дети: луна это спутник Земли.
Воспитатель: А чего много на поверхности луны?
Дети: На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям.
Воспитатель: Вы знаете, как их называют?
Дети: их называют кратерами.
Воспитатель: а может кому-то известно, как появляются кратеры? Предположение детей. ( Если дети затрудняются, даёт объяснение воспитатель). Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты. Хотите увидеть, как это происходит? Проходите к 3 столу.
Опыт № 3. «Кратеры»
Цель: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования;
Материалы: Мука или манка, 4 контейнера с высотой края 2-3см.; мячики теннисные и мячики из пластилина меньшего размера, дети
Содержание: что это такое Метеорит?
Дети: это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников. На месте падения остаются кратеры.
Воспитатель: встаньте по 3 человека возле каждого контейнера (2 на столах и 2 на полу). С высоты своего роста бросьте в него маленький шарик пластилина. Осторожно извлеките шарик, чтобы увидеть получившийся кратер, затем бросьте мячик теннисный, уберите его.

Вывод: Почему ямки получаются разные: одни глубокие, другие- мелкие?
Дети: чем выше встанешь и бросишь, тем глубже ямка.
Воспитатель: что же такое метеоритный кратер?
Дети: это углубление на месте падения
Руководитель рисует в паспорт луну.
Воспитатель: хотите посмотреть на ночное звёздное небо?
(Ночник «Звездное небо» или слайд) Ещё с давних времён людей интересовали звёзды. Чтобы было их удобно изучать, люди придумали объединить звёзды в небольшие группы- созвездия. А, вы знаете какие-нибудь названия созвездий?
Предполагаемые ответы детей.
Игра «Подбери созвездия». Работа парами, подбирают картинку к созвездию, после выполнения задания, называют их.

Воспитатель: вы сами когда-нибудь наблюдали за звёздами?
Дети: наблюдали
Воспитатель: какого они бывают цвета?
Дети: белого, голубого, жёлтого красного.
Воспитатель: когда лучше всего видны звёзды?
Дети: ночью
Воспитатель: а почему, мы это узнаем в последнем опыте, проходите.
Опыт №4: «Звезды светят постоянно» Пробить дыроколом отверстия в листе бумаги, вложить лист в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны. Когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
Воспитатель: Сейчас день, светит солнце, глядя на дневное небо, вы видите звёзды? (дети светят фонариком с внешней стороны конверта)
Дети: не видно звёзд
Воспитатель: теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. (дети светят фонариком с другой стороны конверта) Что изменилось?

Дети: видны звёзды
Вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
Руководитель рисует в паспорт звезду.
Итог: Наши опыты закончены, посмотрите в свой паспорт опытов и вспомните их. Какой опыт вам понравился больше всего.
Я думаю, что каждый человек любит смотреть на небо, на звёзды. Кто-то восхищается его красотой, кто-то о чём-то мечтает.
Я раскрою вам секрет, в моей лаборатории есть путеводная звезда, каждый кто к ней прикоснётся тот найдёт свой счастливый правильный путь. (дети прикасаются к звезде-гелиевый шарик)
Сейчас снимайте спецодежду, спасибо вам ребята большое, мне было с вами очень интересно.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/poznanie-okruzhayushego-mira-na-temu-kosmos-6098840.html
https://vikna.tv/ru/dlia-tebe/batkivstvo/zagadki-o-kosmose-dlya-detej-i-vzroslyh/
https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=200501914
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011777
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf


