Образовательная деятельность в подготовительной группе «Космическая лаборатория»

  пн., 03.06.2024

Составитель:

Макарова Ольга Владимировна,

воспитатель МАДОУ д/с № 146 г.Тюмени

Цель: расширение представлений детей о космосе через   проведение опытов и экспериментов.

Задачи:

•Образовательные:

– закреплять представление детей о космосе, планетах, звездах;

–совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес.

•Развивающие:

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

– развивать мыслительную и речевую деятельность

•Воспитательные:

– воспитывать активность, инициативность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Проектор, экран.    

Для опытов – воздушные шарики; ёмкость с манкой или песком, шарик из пластилина или мячи теннисные; глобус, настольная лампа и фонарики; картон с отверстиями, конверт, спецодежда, паспорт опытов.   

Предварительная работа:

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия», просмотр презентаций о космосе.

 Ход занятия:

Дети в зале приветствуют гостей, затем друг друга.

Здравствуй, друг!

Собирайся в ровный круг.

Вы готовы заниматься?

Мы готовы заниматься!

Вы готовы улыбаться?

Мы готовы улыбаться!

Это просто здорово! Узнаем много нового!

Действительно, это замечательно узнавать что-то новое для себя! Сейчас перед вами появится интересная особа, но для этого, вы должны закрыть глаза и посчитать до 5.

(воспитатель  перевоплощается в Доктора космических наук) Здравствуйте, дети, меня зовут Венера Марсовна и я – Доктор космических наук.

Ребята, я собираюсь открывать космическую лабораторию

Вы хотели бы там побывать? – Да!

Отлично, тогда ответьте на вопросы.

Вы знаете, что такое космос?

Дети: это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Там не могут летать самолёты. Небо совсем чёрное в космосе. А на чёрном небе Солнце, звёзды, луна. Воздуха в космосе нет.

Воспитатель: Вы совершенно правы, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечное пространство под названием космос.

Слайд-космос

Воспитатель: На какой планете мы живём?

Дети: Земля

Слайд- Земля

Воспитатель: Как называются люди на нашей планете?

Дети: Земляне

Слайд- Земляне

Воспитатель: Ваши ответы верны, вы становитесь маленькими учеными, и двери моей космической лаборатории для вас открыты, проходите. Но в моей лаборатории, как и в вашей есть правила, давайте их вспомним. (Дети по очереди берут карточку и объясняют, что она обозначает)

Одеть спецодежду, которую предварительно вы изготовил сами и браслет для входа в лабораторию. Вам надо разделиться на 2 команды, как это сделать?

При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем проводить эксперименты и всё записывать в свои научные тетради. (Выдаются паспорта опытов по одному на 2 подгруппы разных цветов, согласно цвету браслетов у детей). Нужно выбрать руководителя в каждой группе, который будет всё зарисовывать в паспорт.

Воспитатель: Кто побывал в космосе самым первым?

Дети: Белка и Стрелка.

Слайд

Воспитатель: а как звали самого первого космонавта?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд

Воспитатель: Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

Дети: День космонавтики

Воспитатель: Совершенно верно, а как думаете, почему именно 12 апреля?

Дети: Потому, что именно в этот день Гагарин полетел в космос

Воспитатель: а как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил полёт в космос?

Дети: Восток

Слайд

Воспитатель: А почему он полетел на ракете, а не самолёте?

Дети: Это самый быстрый вид транспорта на Земле У нее есть реактивный двигатель.

Опыт №1 «Принцип действия реактивного двигателя» 

Воспитатель: Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх? Но вот и настало время первого эксперимента, Для этого я проведу вместе с вами небольшой эксперимент с воздушным шариком. Я возьму воздушный шарик, и вы берите, надую его вместе с вами, зажму пальцами у основания, и отпускаем, посчитав от 5 до 1. Куда полетел шарик? А что было внутри шарика? Что произошло, когда весь воздух закончился? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Примерно то же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ толкает ракету вверх.

Руководитель группы рисуют космический корабль в паспорт.
Я приглашаю вас посмотреть мультфильм про солнечную систему. Присаживайтесь поудобнее на подушки.

Слайд солнечной системы или мультфильм

Сказка «Солнечная система» с демонстрацией модели солнечной системы.

Живет во Вселенной дружная семейка "Солнечная система".

Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами. Кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, всех согревает.

Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку - "Венерой", самую добрую - Землей, самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.

Сатурн — это весельчак с красивыми кольцами.

У планет есть друзья- спутники. У Земли есть подружка – спутник, которую зовут Луна. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Кто может сказать, что такое солнечная система?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Солнечная система -это солнце, вокруг которого вращаются 8 планет. Солнце считают центром Солнечной системы. Солнце – это планета или звезда? 

Дети: Звезда Солнце - яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце словно раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам.

Воспитатель: что произойдет, если солнца не будет?

Дети: на земле не будет жизни, наступит ледниковый период

Воспитатель: Ребята, Солнце оказывает влияние на смену частей суток.Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем следующий опыт.

Опыт №2 «День и ночь»

Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: 2 настольные лампы, 2 глобуса.

Содержание: Включить в комнате настольные лампы и направить на глобус.

Воспитатель: как вы думаете, что заменяет лампа в этом опыте?

Дети: лампа– это Солнце, оно светит на Землю.  

Воспитатель: Ка вы считаете, там, где светло, уже наступил день?

Дети: наступил   

Воспитатель: Там, куда лучи Солнца не доходят, какая часть суток?

Дети: ночь

Руководитель рисует в паспорт солнце.

Динамическая пауза.

Освещает ночью путь,  
Звездам не дает заснуть. 
Пусть все спят, ей не до сна,  
В небе светит нам…(Луна)

Слайд - Луна

Воспитатель: вы правы, это Луна. Ребята, скажите луна это спутник или звезда?

Дети: луна это спутник Земли.  

Воспитатель: А чего много на поверхности луны?

Дети: На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям.

 Воспитатель: Вы знаете, как их называют?

Дети: их называют кратерами.

Воспитатель: а может кому-то известно, как появляются кратеры? Предположение детей. ( Если дети затрудняются, даёт объяснение воспитатель). Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты. Хотите увидеть, как это происходит? Проходите к 3 столу.

Опыт № 3. «Кратеры»

Цель: Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования;

Материалы: Мука или манка, 4 контейнера с высотой края 2-3см.; мячики теннисные и мячики из пластилина меньшего размера, дети

Содержание: что это такое Метеорит?

 Дети: это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников.  На месте падения остаются кратеры.

Воспитатель: встаньте по 3 человека возле каждого контейнера (2 на столах и 2 на полу). С высоты своего роста бросьте в него маленький шарик пластилина. Осторожно извлеките шарик, чтобы увидеть получившийся кратер, затем бросьте мячик теннисный, уберите его.

Вывод: Почему ямки получаются разные: одни глубокие, другие- мелкие?

Дети: чем выше встанешь и бросишь, тем глубже ямка.

Воспитатель: что же такое метеоритный кратер?

Дети: это углубление на месте падения

Руководитель рисует в паспорт луну.

Воспитатель: хотите посмотреть на ночное звёздное небо?

(Ночник «Звездное небо» или слайд) Ещё с давних времён людей интересовали звёзды. Чтобы было их удобно изучать, люди придумали объединить звёзды в небольшие группы- созвездия. А, вы знаете какие-нибудь названия созвездий?

Предполагаемые   ответы детей.

Игра «Подбери созвездия». Работа парами, подбирают картинку к созвездию, после выполнения задания, называют их.

Воспитатель: вы сами когда-нибудь наблюдали за звёздами?

Дети: наблюдали

Воспитатель: какого они бывают цвета?

Дети: белого, голубого, жёлтого  красного.

Воспитатель: когда лучше всего видны звёзды?

Дети: ночью

Воспитатель: а почему, мы это узнаем в последнем опыте, проходите.

Опыт №4: «Звезды светят постоянно» Пробить дыроколом отверстия в листе бумаги, вложить лист в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.  Когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).

Воспитатель: Сейчас день, светит солнце, глядя на дневное небо, вы видите звёзды? (дети светят фонариком с внешней стороны конверта)

Дети: не видно звёзд

Воспитатель: теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. (дети светят фонариком с другой стороны конверта) Что изменилось?

Дети: видны звёзды

Вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.

Руководитель рисует в паспорт звезду.

Итог: Наши опыты закончены, посмотрите в свой паспорт опытов и вспомните их. Какой опыт вам понравился больше всего.

Я думаю, что каждый человек любит смотреть на небо, на звёзды. Кто-то восхищается его красотой, кто-то о чём-то мечтает.

Я раскрою вам секрет, в моей лаборатории есть путеводная звезда, каждый кто к ней прикоснётся тот найдёт свой счастливый правильный путь. (дети прикасаются к звезде-гелиевый шарик)

Сейчас снимайте спецодежду, спасибо вам ребята большое, мне было с вами очень интересно.

Интернет-ресурсы:

 https://infourok.ru/poznanie-okruzhayushego-mira-na-temu-kosmos-6098840.html

https://vikna.tv/ru/dlia-tebe/batkivstvo/zagadki-o-kosmose-dlya-detej-i-vzroslyh/

https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=200501914

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011777

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 638
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.