Конспект образовательной деятельности "Маленькие герои блокадного города" |
чт., 19.06.2025 |
Образовательные области: познавательное развитие, развитие речи, художественно – эстетическое развитие.
Тема занятия: «Сквер сибирских кошек».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: Знакомство с историей основания сквера сибирских кошек в Тюмени и значимости этих кошек во время прорыва блокады Ленинграда.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Расширять знания детей о роли сибирских кошек в истории Великой Отечественной войны в блокаду Ленинграда.
- Формировать уважение к животным и понимание их значимости для человека.
- Развивать интерес к истории своего региона.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свой город.
Словарная работа: - расширять и активизировать словарь детей по теме:
- сквер, блокада, «Эрмитаж».
Планируемый результат занятия: расширили знания о истории сибирских кошек в годы ВОВ, о их роли в борьбе с крысами во время блокады Ленинграда.
Предварительная работа: Беседа о ВОВ;
Материалы и оборудование: Видеоролик «Познавательная экскурсия в сквер сибирских кошек», белые листы и цветные карандаши (по количеству детей).
Этапы ОД |
Деятельность педагога |
Деятельность детей
|
Ожидаемые результаты |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) |
Мотивационная технология. Внимание! Внимание! Объявляется конкурс на лучшего знатока кошек! Ребята, я буду называть факты о этих удивительных животных, и если вы считаете, что мой факт достоверный, то кладете перед собой фишку зеленого цвета, если считаете, что утверждение не верно, то кладете фишку красного цвета. Вопросы: 1…кошки бывают только черного окраса. 2… в мире более 60 разных пород кошек. 3…кошки умеют предсказывать погоду. 4… кошки не нуждаются в заботе и добром отношении человека. 5…кошки — одни из самых ленивых млекопитающих. Они способны спать до 18 часов в день. 6...при падении кошка всегда приземляется на лапы 7…кошки принимали участие в ВОВ. |
Заинтересованность. Дети высказывают свои предположения. |
Мотивация на деятельность. Совместно с педагогом обсуждают правильные и неправильные ответы. Объявляется победитель конкурса «Лучший знаток кошек» |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений |
Коммуникативная деятельность. - "Что вы знаете о кошках? Почему они важны для людей?" - Кто может рассказать, какие породы кошек бывают. Чувства и ассоциации: - Какие чувства вы испытываете, когда видите кошку? Места появления: - Где мы можем увидеть кошек в нашем городе? |
Дети ведут диалог с педагогом. |
Закрепить ранее изученные знания детей кошке. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) |
Проблемно – поисковая технология. Ребята, я приглашаю вас на очень интересную и познавательную экскурсию. Чтобы узнать куда мы сегодня отправимся, вам необходимо всем вместе собрать большой пазл. Но, чтобы его собрать вам необходимо выполнить задания, за каждый правильный ответ вы получаете одну часть пазла. I. Задание: «Найди ошибки». Вам представлены изображения, внимательно посмотрите и найдите ошибки, что не так. (Приложение 1) II. Задание. Ребята, перед вами 5 картинок с изображением достопримечательностей. Вам нужно назвать город, к котором они относятся. (Приложение 2) III. Задание. «Разрушенное здание». Перед вами лежат фрагменты разрушенного здания. Внимательно посмотрите и соберите картинку из отдельных частей. — Это красивое здание называется – музей Эрмитаж. Находится он в городе герое- Ленинграде, в наше время - «Санкт – Петербург». В нем находятся редчайшие картины, которые насчитывают более 17 тыс. произведений, 365 залов для посещения. Одно из крупнейших сооружений мира. (Приложение 3) IV Задание. «Загадки». - Ребята, в этом задании, за каждый правильный ответ, вы получаете по одной части пазла. 1. - Даже по зеленой крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И как днем всё видит. Часто спит, а после сна Умывается она. (Кошка) 2. - Эти сооружения устанавливают в честь прославившихся людей, героев, животных или каких – то героических событий? (Памятники) - Молодцы! С заданиями вы справились! А теперь вам нужно из всех кусочков пазла собрать картинку! Что за картинка получилась? (Сквер сибирских кошек) - Кто из вас был в сквере сибирских кошек? Именно туда мы с вами и отправляемся. |
Решение проблемной ситуации. Выполнение задания. |
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) |
Видеопрезентация: https://rutube.ru/video/private/60072a17bb725789c73cf10f66d908de/?p=GUYiGxizP4P6LQU-gC9RYA Сквер сибирских кошек – это необычное место, которое стало достопримечательностью Тюмени. Здесь установлено двенадцать скульптурных композиций кошек, которые вылиты из чугуна и покрыты золотой краской. Автором таких довольно необычных кошачьих статуй является архитектор Марина Альчибаева. Идея создания этого сквера связана с историей, которая произошла во время Великой Отечественной войны, а именно – с блокадой Ленинграда. Блокада - это окружение города, армии войсками противника с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность. В те тяжелые дни, когда люди начали массово умирать от голода, многие начали истреблять кошек, чтобы использовать их мясо для пропитания. Кошки, таким образом, спасли тысячи человеческих жизней, но в блокадном городе завелись многочисленные стаи крыс, которые пожирали и до того скудные продуктовые запасы, наносили огромный вред картинам в Эрмитаже. Эрмитаж - это один из самых крупных музеев мира, расположенный в Санкт-Петербурге. Коллекция насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников культуры. Огромные стаи крыс пытались давить с помощью техники, в том числе и танков, стреляли с оружия, но все подобные мероприятия были безуспешными. Чтобы уберечь город от грызунов, Тюмень решила помочь. Из города по железной дороге в Ленинград было решено отправить тюменских кошек. Зимой 1944 года милиция начала сбор кошек в Тюмени. Всего за две недели город подготовил к переселению 238 котов и кошек в возрасте от полугода до пяти лет. В Ленинграде за прибывшими кошками выстраивались огромные очереди, всем жителям города их, естественно, не хватило. Так наши кошки помогали спасти Ленинград от ненасытных крыс, да и сегодня более семидесяти котов охраняют «Эрмитаж» от грызунов, при этом они имеют специальный «эрмитажный паспорт». |
Слушают рассказ педагога, сопровождающегося презентацией. Знакомятся с новым словом «сквер», «блокада», «Эрмитаж». Обсуждают важную роль кошек в борьбе с крысами, которые были угрозой для продовольственных запасов. |
Знакомство с историей создания Сквера сибирских кошек в Тюмени. С историей сибирских кошек и их ролью в блокаду Ленинграда. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений |
Творческое задание «Нарисуем кошку» Рисуя картины, мы создадим аллею памяти, чтобы почтить вклад кошек в годы войны. Возможно, назовем ее "Хранители жизни" или "Мяукающий фронт", а может это будет другое название, которое мы вместе с вами придумаем. Через искусство мы можем выразить свою благодарность. Оказание помощи затрудняющимся детям. |
Самостоятельная деятельность детей. |
Применение знаний, умений в работе. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) |
Показ и выставка рисунков. - Что вам понравилось, запомнилось? - Что вас удивило больше всего? - С чем вы сравнили бы свою кошку? Например, с каким-то предметом или эмоцией? - Какой элемент работы вам показался самым сложным? Почему? - Как вы думаете, что сможет сделать ваша кот (кошка), если бы она ожил(а)? - Если бы ваша кошка могла говорить, чтобы она сказала? |
Высказываются по поводу полученных новых знаний, своего эмоционального состояния. |
Осознание себя как участника познавательного процесса. |
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf