Конспект занятия по развитию речи в рамках проекта «Огород на окне» в подготовительной группе компенсирующей направленности

  чт., 19.06.2025

Конспект занятия по развитию речи в рамках проекта «Огород на окне» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Овощи»

Цели:
Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
Учить находить сходство и различие (по внешнему виду, на ощупь).
Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу - ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла - ох!
Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, логопед достает их из корзины.
Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
2. Рассказ логопеда.
Люди аккуратно собирают овощи с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Рассматривание овощей (цвет, форма, величина), сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
3. Игра «В огороде у козы».
Коза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?
- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т. д.
4. Игра «Большой, маленький».
Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок. Перец - перчик и т. д.

5. Пальчиковая гимнастика «Овощи» с мячиком су-джок
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с мизинца.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.

6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

7. Игра «Назови, какой это сок».
Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».
Томат - томатный.
Морковь - морковный.
Свекла - свекольный.
Капуста - капустный.
Тыква – тыквенный.
8. Игра «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковка —.... . Огурец овальный, а тыква - .... . Лук горький, а морковка - ... . Помидор кислый, а чеснок - ... . Огурец зеленый, а помидор - ... .
9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнавание овоща по описанию.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (помидора).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
- «Вылезай на свет...» (морковка).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох! Покатился... (горох).
Круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее... (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые... (огурцы).

10. Физкультминутка «Убираем урожай» (координация речи с движением, подбор слов - действий)
В огород мы идём, что поспело, уберём!
Мы картошки накопаем,
Мы морковки натаскаем
Срежем мы, кочан капусты.
Очень сочный очень вкусный.
Урожай мы собираем
Все движения выполняем и называем слова-действия
Логопед показывает картинки, а дети называют слово-действие и изображают его.
Картофель – выкапываем,
Лук, морковь – выдёргиваем,
Капусту – срезаем,
Помидор, огурец — срываем.
Свёклу — выдёргиваем,
Перец, баклажан – срываем,
Тыкву – срезаем,
Репку – выдёргиваем.
11. Игра «Мы считаем».
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей.
- Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)
- Два огурца.
Морковь, помидор, свекла
(Счет в игре идет до пяти).
12. Рефлексия
О чем мы с вами говорили? Где растут овощи?
- Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»?

Список литературы

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – Изд.: «Скрипторий 2003», 2014 г.

Зажигина О.П.: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.– Изд.: Детство-Пресс, 2016 г.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Спб. Изд.: Детство-Пресс, 2008 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 52
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.