Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Весна идёт, весне дорога»

  вс., 27.04.2025

Тема: «Весна идёт, весне дорога».

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Развитие речи).

Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам.

Задача №1 обучающая: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна идёт, весне дорога»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Задача №2 развивающая: развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Задача №3 воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, помочь, утешить; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной группы (возраст 6-7 лет).

Продолжительность: 30 минут.

Формы организации: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально-художественная.

Словарная работа: подснежник, капель, проталина.

Методические приемы: игровой (использование сюрпризных моментов); наглядный (использование иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальная физминутка (запись «Кукутики»), магнитная доска, картинки «Признаки весны», мнемотаблица «Весна», цветок, раскраски «Весна наступила» на каждого ребенка.

Предварительная работа: экскурсии и наблюдения в природе; чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне; рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; рисование на тему «Весна»; разучивание стихов с одним из детей; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход  НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим.

Дыхательная гимнастика

Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения (Упражнение выполняется 3 раза).

  1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Садитесь на стульчики. Ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку, внимательно слушаем:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко ласкает,

Кто это время года знает? (Весна)

  1. Основной этап.

Воспитатель: Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна.

  • А кто назовёт весенние месяцы? (Март, апрель, май)
  • Какой сейчас месяц? (Март)
  • А как можно назвать весну в марте? (Ранняя весна)
  • Почему? (Март – первый весенний месяц, весна начинается с марта)
  • Какая бывает еще весна? (Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая)
  • Назовите первые признаки весны? Данил отвечает, правильно, Мария подойди к столу и найди картинку с этим признаком весны.

Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.

День стал длиннее, а ночь короче.

Снег потемнел и стал таять, появились лужи.

Начинают бежать ручьи.

Появляются первые проталины (Что такое проталина? Проталина - это место где стаял снег и открылась земля).

На крышах домов тают сосульки (Еще можно так сказать - Зазвенела капель. Что такое капель? Когда с крыши тают сосульки и капают капельки вниз, называется капель, а если прислушаться, когда капают, они звенят). Расцветают первые весенние цветы - подснежники.

На деревьях набухают почки.

Возвращаются с теплых краев перелётные птицы.

Весной люди надевают легкую одежду.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно назвали все весенние признаки.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Весной хочется говорить только ласковые слова. Сейчас, я скажу: «Солнце», а ты Аделина, скажи это слово ласково: «Солнышко».

Ветка - веточка, ручей – ручеек, цветок – цветочек, лист – листочек, птица – птичка.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг.

Игра с цветком

Я буду называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова: весенний, весенняя, весеннее. Например, день – весенний день. У кого в руках цветок, тот и отвечает.

Погода – весенняя погода.

Солнце – весеннее солнце.

Настроение – весеннее настроение.

Проталины – весенние проталины.

Гроза – весенняя гроза.

Месяц – весенний месяц.

Лучи – весенние лучи.

Дерево – весеннее дерево.

Цветы – весенние цветы.

Воспитатель: Молодцы ребята, много придумали красивых слов. Садитесь на свои места.

Игра «Придумай предложение»

Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну. Каждое предложение должно начинаться со слова "весной".

Весной солнце светит ярко.

Весной тает снег.

Весной день становится длиннее, а ночь короче.

Весной появляются первые цветы.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди надевают легкую одежду.

Весной на деревьях набухают почки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные предложения. А сейчас наступила минутка для физминутки.

Физминутка «Кукутики»

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете в рассказе должно быть:

ü  Начало: Наступила весна!

ü  Затем идет основная часть: О чем говорится, что изображено.

ü  И закончить рассказ: Я люблю весну!

Воспитатель: Давайте вспомним главное правило красивой речи.

Спокойно будем говорить,

Не торопиться, не спешить.

И станет наша речь красивой,

И четкой, и неторопливой!

Рассказывание по мнемотаблице «Весна»

Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи. Бегут ручьи. Появляются первые проталины. На деревьях набухают почки. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые весенние цветы. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. Очень люблю весну!

  1. Заключительный этап.

Рефлексия.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о весне, о признаках весны. Составляли предложения и рассказ о весне. Играли с  цветком. Учились правильно дышать.

Что нового и интересного вы узнали?

Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Как называется место, где стаял снег, и открылась земля?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо занимались. Примите от меня раскраски на тему «Весна наступила», после прогулки самостоятельно будете раскрашивать, а дома по ней составите рассказ о весне родителям. Занятие подошло к концу. Всем спасибо!

Список использованной литературы:

1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

3. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

5. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 224
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.