Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Весна идёт, весне дорога» |
вс., 27.04.2025 |
Тема: «Весна идёт, весне дорога».
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Развитие речи).
Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам.
Задача №1 обучающая: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна идёт, весне дорога»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Задача №2 развивающая: развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Задача №3 воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, помочь, утешить; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной группы (возраст 6-7 лет).
Продолжительность: 30 минут.
Формы организации: групповая.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкально-художественная.
Словарная работа: подснежник, капель, проталина.
Методические приемы: игровой (использование сюрпризных моментов); наглядный (использование иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальная физминутка (запись «Кукутики»), магнитная доска, картинки «Признаки весны», мнемотаблица «Весна», цветок, раскраски «Весна наступила» на каждого ребенка.
Предварительная работа: экскурсии и наблюдения в природе; чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне; рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; рисование на тему «Весна»; разучивание стихов с одним из детей; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим.
Дыхательная гимнастика
Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения (Упражнение выполняется 3 раза).
- Мотивационный этап.
Воспитатель: Садитесь на стульчики. Ребята, а сейчас я вам хочу загадать загадку, внимательно слушаем:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко ласкает,
Кто это время года знает? (Весна)
- Основной этап.
Воспитатель: Правильно, сегодня речь пойдёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна.
- А кто назовёт весенние месяцы? (Март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц? (Март)
- А как можно назвать весну в марте? (Ранняя весна)
- Почему? (Март – первый весенний месяц, весна начинается с марта)
- Какая бывает еще весна? (Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая)
- Назовите первые признаки весны? Данил отвечает, правильно, Мария подойди к столу и найди картинку с этим признаком весны.
Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.
День стал длиннее, а ночь короче.
Снег потемнел и стал таять, появились лужи.
Начинают бежать ручьи.
Появляются первые проталины (Что такое проталина? Проталина - это место где стаял снег и открылась земля).
На крышах домов тают сосульки (Еще можно так сказать - Зазвенела капель. Что такое капель? Когда с крыши тают сосульки и капают капельки вниз, называется капель, а если прислушаться, когда капают, они звенят). Расцветают первые весенние цветы - подснежники.
На деревьях набухают почки.
Возвращаются с теплых краев перелётные птицы.
Весной люди надевают легкую одежду.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно назвали все весенние признаки.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Весной хочется говорить только ласковые слова. Сейчас, я скажу: «Солнце», а ты Аделина, скажи это слово ласково: «Солнышко».
Ветка - веточка, ручей – ручеек, цветок – цветочек, лист – листочек, птица – птичка.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг.
Игра с цветком
Я буду называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова: весенний, весенняя, весеннее. Например, день – весенний день. У кого в руках цветок, тот и отвечает.
Погода – весенняя погода.
Солнце – весеннее солнце.
Настроение – весеннее настроение.
Проталины – весенние проталины.
Гроза – весенняя гроза.
Месяц – весенний месяц.
Лучи – весенние лучи.
Дерево – весеннее дерево.
Цветы – весенние цветы.
Воспитатель: Молодцы ребята, много придумали красивых слов. Садитесь на свои места.
Игра «Придумай предложение»
Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну. Каждое предложение должно начинаться со слова "весной".
Весной солнце светит ярко.
Весной тает снег.
Весной день становится длиннее, а ночь короче.
Весной появляются первые цветы.
Весной с юга прилетают птицы.
Весной люди надевают легкую одежду.
Весной на деревьях набухают почки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные предложения. А сейчас наступила минутка для физминутки.
Физминутка «Кукутики»
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.
Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете в рассказе должно быть:
ü Начало: Наступила весна!
ü Затем идет основная часть: О чем говорится, что изображено.
ü И закончить рассказ: Я люблю весну!
Воспитатель: Давайте вспомним главное правило красивой речи.
Спокойно будем говорить,
Не торопиться, не спешить.
И станет наша речь красивой,
И четкой, и неторопливой!
Рассказывание по мнемотаблице «Весна»
Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи. Бегут ручьи. Появляются первые проталины. На деревьях набухают почки. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые весенние цветы. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. Очень люблю весну!
- Заключительный этап.
Рефлексия.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о весне, о признаках весны. Составляли предложения и рассказ о весне. Играли с цветком. Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?
Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?
Как называется место, где стаял снег, и открылась земля?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо занимались. Примите от меня раскраски на тему «Весна наступила», после прогулки самостоятельно будете раскрашивать, а дома по ней составите рассказ о весне родителям. Занятие подошло к концу. Всем спасибо!
Список использованной литературы:
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
3. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
5. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf