«Мы в памяти нашей - бережно все сохраним!» ИОД с детьми подготовительной группы |
пн., 10.04.2023 |
Составитель:
Притчина Наталья Викторовна
воспитатель
МАДОУ ЦРР - д/с № 146 города Тюмени
Цель:
Формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже
имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих родных и близких.
Задачи :
Область «Познавательное развитие».
- Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ, способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях, проявлению у детей интереса к истории своей страны, своей семьи, бережного отношения к семейным фотографиям и наградам.
- Формировать представления о героизме нашего народа в Великой Отечественной войне, о значении Тюмени и сибиряков - тюменцев, в победе над немецко-фашистскими захватчиками; воспитывать чувство благодарности и уважительного отношения к Ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
Область «Речевое развитие».
- Обогащать активный словарь детей путём введения новых слов (фронт, тыл, труженики тыла, город трудовой славы, город- герой, памятник воинской славы, Вечный огонь, завод, фабрика, колхоз, совхоз, крылатый танк и др.)
- Продолжать формировать опыт публичного выступления, умение составлять рассказы о событиях из личного опыта: участие в Параде Победы, экскурсии к Вечному Огню, памятным местам в городе Тюмени.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
- Закреплять навыки создания крылатого самолета из пластилина, с использованием метода пластилиногафии, по словесной инструкции педагога.
Область «Социально-коммуникативное развитие».
- Воспитывать ценностное отношение к Ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, чтить память людей, отдавшим жизнь за нашу страну, будущую счастливую жизнь.
Область «Физическое развитие»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Предварительная работа:
- Видеоролик для детей «22 июня 1941 года начало Великой Отечественной войны»
- Презентации:
- - «Труд, который укреплял фронт». «Труженики тыла» (что производили на предприятиях города Тюмени в годы войны, кто трудился на предприятиях)
- - Памятники воинской славы в Тюмени
- - Создание детско – родительских презентаций «Мы помним – мы гордимся!», о событиях, приблизивших победу в ВОв: о родных – участниках ВОв, об участниках Трудового Фронта.
- Тематические беседы по темам:
- - Как началась война
- - Фотохроника военных лет
- - Города – герои. Почему их так называют?
- - «Город трудовой доблести»! – почему Тюмени присвоено это почётное звание?
- - Труженики тыла в Тюмени и Тюменской области.
- Военно – патриотические игры «Лыжный батальон», «Разведчики»,«Конструкторское бюро».
- Слушание песен военных лет («Журавли» Р. Г. Гамзатов, «Катю́ша» —композитор — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский и др.
- Чтение патриотических стихотворений тюменских авторов Владислав Корнилов «Дрессировщик», Любовь Анохина «На фронте тишина», Леонид Иванов «О героях на все времена»
- Создание и внесение дидактических игр: «Расскажи о городе Тюмени»,«Труженики села и деревни», «Тюмень тыловая».
- Создание альбомов «Труженики села и деревни», «Тюмень тыловая»,
- - «Историческая память о событиях в годы ВОв в городе Тюмени», экскурсия в «Сквер Тружеников тыла»; «Памятники воинской славы в Тюмени»
- Экскурсия в «Сквер Тружеников тыла».
Материал:
- фото-слайд «скульптура «Мужество, олицетворяющая мужество и отвагу героев
Брестской крепости;
- фото/стенд « Тюмень – в годы войны»;
- Видеоролик: Выступление ветерана трудового фронта Мельниковой М.П.;
- Презентации детей о родных, которые сражались за родину, участниках трудового
фронта;
- фото-слайд «Крылатый самолет»;
- материал для творческой деятельности (картон, пластилин).
Интегрированная образовательная деятельность
«Мы помним! мы гордимся!»
Звучит песня «Вставай, страна огромная!», на слайде плакат
«Родина – мать зовет»
В: Ребята, о чем эта песня? Что произошло 22 июня 1941 года?
Дети: 22 июня 1941 года, когда фашистские войска неожиданно, вероломно, напали на нашу страну. На города посыпались бомбы, на землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечественная Война. Они хотели завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Началась Великая Отечественная война. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
В: Ребята, какие чувства вы испытываете, когда мы посмотрели видеоролик о том, как началась Великая Отечественная война?
(эмоции и впечатления детей)
В: Ребята, мы уже говорили про это, почему война называется Великая Отечественная?
Предполагаемые ответы детей:
- Великая - она называется потому, что защищать свою страну поднялся весь народ нашей великой страны.
- Отечественная война - потому что наши воины сражались на родной земле, за освобождение своего Отечества.
В: Расскажите о том, как вы понимаете, что такое война?
Предполагаемые ответы детей:
- Война – это большое горе, это ужас, это страх, это разруха и смерть…
- Война - страшная, жестокая, беспощадная…
- Война - это борьба, сражения, мужество, отвага, героизм наших воинов!
В: Да, Великая Отечественная война – это страшное событие в истории нашей страны, которое, принесло горе в каждую семью.
В: Вспомните, какая крепость приняла на себя первый удар.
Дети: Это Брестская крепость. Солдаты отважно сопротивлялись в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для борьбы с захватчиками. Почти все солдаты погибли в этом неравном бою.
В: Ребята, вот такая скульптура олицетворяет мужество и отвагу героев Брестской крепости. Она так и называется – «Мужество»
В: После Победы над фашистскими захватчиками прошло 78 лет. Но народ нашей страны помнит и чтит память героев, которые отстояли нашу землю и одержали победу над врагом.
(В группе появляется журналист с фотоаппаратом и блокнотом, рассказывает детям и воспитателю о цели своего появления)
Журналист: Добрый день. Я представитель газеты «Дошкольные вести», мне необходимо написать репортаж про детей, которые изучают историю города Тюмени в годы Великой Отечественной Войны и как чтят память героев в нашей стране.
В: Ребята, расскажите, как наша страна чтит память и празднует Победу в Великой Отечественной войне?
Предполагаемые ответы детей:
- Поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны.
- 9 МАЯ в Москве и в крупных городах России проводится – парад Победы.
- В крупных городах горит вечный Огонь. Это символ народной памяти о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
- Шествие Бессмертного полка с портретами тех, кто не вернулся,
- память об участниках и жертвах Великой Отечественной войны.
- Созданы памятники и обелиски, к которым возлагаются цветы…
Журналист: Ребята, город Тюмень не бомбили фашистские самолеты, по нашей сибирской земле не ходили фашистские танки, ее не топтали сапоги фашистских захватчиков. Значит ли, что эта война не принесла нам горе?
(высказывания детей)
В: Да, ребята, на фронт ушли более 11 тысяч тюменцев. А еще, Указом Президента РФ В.В. Путина 20 мая 2021 года Тюмени присвоено почётное звание «Город трудовой доблести»!
В: Как вы думаете, почему?(Предположения детей)
В: Ребята, в годы войны в наш город было эвакуировано, т.е. перевезено из городов, которые завоевали захватчики и много предприятий, на которых, изготавливали снаряды, лекарства, военную технику, торпедные катера, варили мыло и многое другое, что отправляли на фронт. И это, несомненно, помогло одержать победу над врагом.
В: Уважаемый журналист, давайте посетим нашу фотовыставку, и ребята расскажут, как всё было на самом деле. (Приложение 2 )
(Журналист берет интервью у детей о том, что производили на предприятиях города Тюмени. Журналист проявляет удивление, делает записи).
Ребенок: В Тюмени во время войны работал овчинно-шубенный завод им. Кирова. Здесь выпускали полушубки и меховые жилеты для солдат красной армии.
В: Подберите как можно больше слов - ответов на вопрос: «Какие шубы шили для бойцов?»
Предполагаемые ответы детей:
Теплые, удобные, толстые, овчинные, длинные, короткие, меховые, пушистые, красивые, комфортные, мягкие, натуральные и др.)
Журналист: Молодцы, ребята! Тюменский овчинно-шубенный завод согрел десятки тысяч солдат.
Иллюстрация «Фанерный комбинат»
Рассказ ребенка: Тюменский фанерный комбинат выполнял заказы для фронта: он производил дельта-древесину и авиафанеру. Из дельта-древесины делали части фюзеляжей и крылья истребителей, а из фанеры - установки легких минометов для артиллерийских систем, ящики для упаковки мин и снарядов, спички.
В трудные дни на помощь взрослым пришли подростки. Они сколачивали ящики для мин. Но, чтобы дотянуться до стола, ставили под ноги ящики, вставали на них и молотком вколачивали гвозди.
В: Какие испытания легли на плечи тружеников тыла?
(трудились недоедая и недосыпая)
В: Кто может дополнить рассказ
Рассказ ребенка: В годы войны были сформированы отдельные лыжные бригады, и лыжные батальоны из опытных солдат, хорошо умеющих ходить на лыжах. Лыжи изготавливали на тюменском фанерном комбинате. Благодаря бойцам лыжных батальонов наша армия одерживала победу на всех фронтах и прогоняла немецко – фашистских захватчиков с нашей земли. И среди них были сибиряки, наши земляки.
Иллюстрация « Химико-фармацевтический завод»
Рассказ ребенка: завод имени Карпова, прибывший из Москвы, с первых дней войны начал выработку лекарств, для наших защитников. На протяжении всей Великой Отечественной войны коллектив завода работал и успешно справлялся со всеми заданиями по выпуску медикаментов, столь необходимых на фронте и в тылу. После войны завод остался в Тюмени, он выпускает необходимые лекарства до сих пор.
В: Когда началась Великая Отечественная война, много мужчин ушло в Красную Армию на защиту Родины. Давайте и мы, поиграем в игру «Солдаты».
Динамическая пауза «Солдаты»
Встали ровненько ребята — вы теперь у нас солдаты
(дети стоят на месте, руки опущены вниз).
Мы ремни поправили, плечи все расправили,
(дети поправляют «ремешки»)
Влево, вправо повернулись, на носочках потянулись
(повороты влево, вправо)
Зашагали дружно вместе, маршируем мы на месте
(дети маршируют).
В такт руками машем, только что не пляшем
(выполняют движения руками)
Взяли все под козырёк, подмигнули и молчок
(берут под «козырек»)
Отдохнули мы друзья, за работу нам пора!
Журналист: Ребята, а кто же трудился на этих предприятиях, если большинство мужчин воевали на фронте?
Предполагаемый ответ детей:
На рабочих местах их заменили женщины и подростки
В: Мы помним и чтим память тех, кто отстоял нашу страну.
В: Сейчас ребята, мы посмотрим видео, где прабабушка Никитиной Жени - ветеран трудового фронта, Мельникова Мария Пантелеевна, расскажет о том, как дети в годы войны трудились в селе.
Просмотр видеоролика:
Когда началась война, мне было 10 лет, жили мы в селе Иевлево, Ярковского района. Всех мужчин забрали на фронт, в деревне остались женщины, старики и дети. В то тревожное время каждый стремился хоть чем-то помочь, своим защитникам, своей родине. Дети и взрослые работали от зари до зари. Помогали работать на полях, сеяли зерно, выращивали, пололи, жали - связывали в снопы, помогали везти молотить хлеб. Почти всю работу приходилось выполнять вручную, из техники был один трактор, который работал на дровах. Было очень тяжело: приходилось даже мешки с зерном таскать на себе. Во время Вов было холодно и голодно. Хлеба практически не видели, весь хлеб шел на фронт. Мама пекла лепешки из крапивы, лебеды, собирали полевой лук, ягоды этим и питались).
В: Ребята, за тяжкий, недетский труд Анна Пантелеевна награждена медалью «За доблестный труд в ВОв 1941-1945гг.».
В: Ребята расскажут о своих родных, которые сражались за нашу родину.
Егор:
Моему прапрадедушке был 31 год, когда началась Великая Отечественная война. На фронт его призвали в первый день войны. Воевал он в танковых войсках, был танкистом. Он был отважным, смелым и за это награжден «Медалью за Отвагу». В 1943 году дедушка получил тяжелое ранение в результате минометного огня и попал в госпиталь. После госпиталя он вернулся на фронт, руководил взводом разведчиков. Был награжден «Орденом Красной звезды». Я горжусь, что у меня был такой прадедушка!
9 мая мы всегда ходим на площадь Памяти – возлагаем цветы.
Ульяна:
Моей прапрабабушке Ткачук Прасковье Платоновне было 17 лет, когда началась война. Село, в котором она жила было оккупировано немецкими войсками, всех женщин и детей отправили в тыл, на безопасную территорию - в центральную Россию, им приходилось много работать на полях: весной они работали на сеялках, а осенью, когда убирали урожай, мальчишки, которым было по 13 – 14 лет, работали на тракторах, лошадях, а девочки работали на элеваторе – молотили хлеб. Работали днем и ночью. Зерно отправляли на мельницу, мука шла на фронт, чтобы у наших воинов были силы защищать Родину. Бабушка награждена медалью «За доблестный труд в ВОв 1941-1945гг.». В память о прабабушке мы - кладем цветы к Вечному огню.
Журналист: Ребята, я знаю, что вы совершили экскурсию в сквер «Труженики тыла». Расскажите, кого вы увидели в композиции памятника?
Предполагаемые ответы детей:
В композицию входят фигура рабочей, ребенка, инженера и раненого солдата, комиссованного в тыл. Над головами они держат тяжелый строительный блок, на котором с двух сторон есть строки «Все для победы!» и «Все для фронта!»...
Журналист: Так почему же памятник « Труженики тыла», олицетворяют фигуры именно этих людей?
Предполагаемые ответы детей
В: Тюменцы трудились, не жалея сил. Тюмень делала снаряды, миномёты, армейские мотоциклы и аккумуляторы, строили торпедные катера, электрооборудование для машин и танков, лекарственные препараты, обувь. Обмундирование. К станкам встали женщины, подростки, дети, солдаты вернувшиеся домой с ранениями. Рабочий день длился по 12-18 часов. Поэтому в память о подвиге тружеников тыла на улице 30 лет Победы г. Тюмени установлен памятник «Труженикам тыла». Путь к Победе был долгим и трудным. Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат.
В: Ребята, вы знаете, большую роль в том, что удалось одержать победу над немецко-фашистскими захватчиками, сыграли конструкторы, которые разрабатывали и создавали более совершенную технику.
Давайте расскажем уважаемому журналисту о выставке военной техники, которую мы создали в группе. Что мы создали?
Еще раз, напомните, какую технику выпускали на наших заводах?
Дети: выпускали миномёты, мины, реактивные боеголовки торпедные катера, самолеты, танки
Журналист: Это хорошо, что вы знаете названия боевой техники. Но на вашей выставке нет самого редкого военного экземпляра.
Журналист: Он был создан у нас в Тюмени в годы войны. На центральной площади тогда находился авиационный завод по изготовлению планеров (безмоторных летательных аппаратов). Авиа - конструктор Олег Антонов создал летательный аппарат, прикрепив к корпусу танка крылья и хвост планера.
В: Так и мы можем поработать в конструкторском бюро, попробуем реконструировать танки, которые мы уже сделали - сделаем летающий танк.
Журналист: Что необходимо сделать танку, чтобы он смог летать?
(Нужно сделать крылья).
Журналист: Обратите внимание, что крылья у танка двойные, как у биплана. А что такое биплан?
Дети: Это тоже самолет - планер.
Журналист: Да, только он с двумя крыльями, которые располагаются одно над другим.
Значит, нам надо слепить два одинаковых крыла и ровно скрепить их на расстоянии. И еще есть короткое крыло в хвостовой части. Делать их будем с помощью пластилинографии.
- Возьмите две одинаковые полоски картона, отщипывайте кусочки
пластилина и пальцами размазывайте их по поверхности крыльев. Затем с помощью пластилинографии делаем хвостовую часть.
- А потом соедините крылья с помощью двух колбасок. Далее вылепите хвост по образцу и присоедините сзади хвостовое крыло.
- Молодцы. Теперь можно всем приступать к работе.
(дети работают в конструкторском бюро)
Журналист: Ну что ж давайте испытаем наши крылатые танки
(дети выполняют летательные движения со своими крылатыми танками, а затем передвигают их по плоскости)
Я и танк, и самолет.
Совершить могу полет.
А потом могу пройти
И очистить все пути.
Журналист: Отлично у вас получилось!
В: Ребята, вспомните, какое очень важное событие происходит 9 мая во всех городах нашей страны?
Д: Парад Победы.
В: Давайте, и мы подготовим парад военной техники, разместим наши крылатые самолеты.
(дети ставят свои поделки)
Журналист: Давайте я сделаю фотографию для нашей газеты
(фотография детей и выставка военной техники )
В: Дорогие ребята, скоро наша страна будет отмечать 78 годовщину со Дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками. В эти праздничные дни мы все будем поздравлять Ветеранов, тружеников тыла, поздравлять друг друга, с этим знаменательным событием! Мы обязательно возложим цветы к Вечному огню, памятникам и обелискам, которые есть в нашем городе. Кому – то из вас удастся сходить на парад Победы или посмотреть его по телевизору. И всегда, этот праздник заканчивается праздничным Салютом!
Звучит песня «День победы» в исполнении Льва Лещенко. Салют «Хлопушка»
Используемые материалы:
Научно – методические:
- Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на
основе проектно – исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116с.
- Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 202 с.;
- Комратова Н .Г. ,Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Метод.
пособие .М. ,2007.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Метод.пособие. М.,2011.
Информационно – образовательные:
- Видеоролики httpHYPERLINK "http://www.youtube.com/"://HYPERLINK "http://www.youtube.com/"wwwHYPERLINK "http://www.youtube.com/".HYPERLINK "http://www.youtube.com/"youtubeHYPERLINK "http://www.youtube.com/".HYPERLINK "http://www.youtube.com/"comHYPERLINK "http://www.youtube.com/"/
- Видеоролик для детей «22 июня 1941 года начало Великой Отечественной
- Стихи для детей о ВОВ http://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
- Детские песни о войне httpHYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"://HYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"allforchildrenHYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php".HYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"ruHYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"/HYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"songsHYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"/HYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"vovHYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php".HYPERLINK "http://allforchildren.ru/songs/vov.php"php
- Stankozavod.ru company/history /История компании – Тюменский станкостроительный завод/
- Яндекс. Картинки /История Тюменского станкостроительного завода/
- Gorod-t.info /Тюменский станкостроительный завод/
- Gorod-t.info /Лекция. «Тюмень в годы Великой Отечественной войны»/
- Tumentoday.ru /И кипит работа жарко по цехам твоим…/
- Vsiuh.ru /Семь интересных фактов о военной Тюмени: Общество…»
- Kukmor.livejournai.com /Тюмень в годы Великой Отечественной войны/
- Nashgorod.ru /Победу в Великой Отечественной войне приближали./
- tumentoday.ru / Тюменский регион и Великая Отечественная война/
- 1tmn.ru / Что сделали тюменцы для победы в Великой./
- school30.com.ru›virtual-museum/tyumen-voennaya/ /Тюмень военная. – Виртуальный музей/
- t-l.ru›special/44 / Герои тыла - спецпроект Тюменской линии/detkityumen.ru› / Детки! - Тюмень во время Великой отечественной войны!/maam.ru / «Тюмень в годы Великой Отечественной войны...» /
- atmr.ru /Памятные места Тюмени/
- А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой
- войне, М.2009г.
- И. Ульянова, Е. Фролова, Л. Караваева. Пособие «Путешествие по Тюменской области»
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010447
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf